Помазание миром может совершаться при венчании православного монарха. Иногда осмысляется как таинство, особая форма миропомазания, а иногда - как в корне иной обряд.
После пришествия Господа Иисуса Христа - Помазанника - упразднился ветхозаветный порядок, по которому цари принимали помазание. Святитель Афанасий Александрийский указывает, что помазание царей в Израиле было прообразом помазания Царя Славы, и должно было прекратиться по его пришествии [1].
Обряд помазания миром на царство начал возрождаться в христианском мире на его окраинах. В VI веке Гилдас говорит о помазанных королях Британии, а во второй половине того же века известно что святой Колумба Ионский поставил первого христианского короля Шотландии - Айдана Дальриадского - через рукоположение и миропомазание. Древнейший текст зафиксировавший описание обряда рассказывает о помазании вестготского короля Вамбы в Испании в 672 году. Первым помазанием монарха совершенным папой Римским считается помазание при втором венчании короля Пипина Короткого в 754 году. Таким образом этот обряд распространился на Западе вплоть до Венгрии - первый венгерский король, святой Стефан, был помазан на королевство в 1000 году. Далее этот обряд получил еще большее развитие после отпадения Запада в римо-католицизм.
На южных и восточных рубежах христианского мира также появляется особое помазание правителей миром. Есть предание о поставлении святителем Григорием христианского царя через миропомазание для южноарабского царства Химьяр в середине VI века. В Грузии известно о помазании царей не позднее XI века [2].
Наконец, помазание монархов стало вводиться и в средоточии Православия. Впервые помазание миром Восточно-Римского царя было произведено при коронации императора Феодора I Ласкаря патриархом Михаилом IV в 1208 году. Вероятно, этот обряд был введен в то время чтобы не уступить латинским императорам-узурпаторам в Константинополе, чьи коронации сопровождались миропомазанием [3]. Сербские короли помазывлись на королевство с самого начала королевства - первым был святой Стефан Первовенчанный, которого помазал в 1222 году святитель Савва Сербский.
Первовенчанный русский царь - Иоанн Грозный - был венчан без помазания. Но в 1561 году, с учётом греческого образца, был составлен новый чин, в который было включено и помазание миром. При этом, в отличии от греческого источника, помазание было помещено после венчания, а не до него. Этим было подчеркнуто особое та́инственное значение именно этой составной части чина воцарения [4].
После вхождения грузинских царств в состав Российской империи в начале XIX века, русский император остался единственным православным монархом который принимал помазание на царство. В 1830 году обряд миропомазания был возрожден в Сербии князем Милошем Обреновичем, еще в пору зависимости от Османской Порты. Затем обряд также ввели в Румынии. Однако, вскоре монархии стали падать и помазание монархов в православных землях пресеклось. Последним в России стало помазание на царство святого царя Николая II в 1896 году; последним в Сербии - короля Петра I Карагеоргиевича в 1904 году; последним в Румынии - короля Михаила I в 1940 году.
Использованные материалы
- Ацовић, Драгомир, "Миропомазање владара," КРУНИСАЊЕ СРПСКИХ ВЛАДАРА [каталог поводом изложбе 8 векова манастира Жиче у организацији Историјског музеја Србије и Народног музеја Краљево], 2007:
- Успенский, Б. А., Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов, Москва: "Языки русской культуры", 2000, 27-31.
[1] Афанасий Александрийский, свт., Слово о воплощеніи Бога-Слова, и о пришествіи Его къ намъ во плоти, 40, http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.a_09_0002
[2] К этому веку относится грузинский документ Правило и порядок помазания царем. Габидзашвили, Э., "Грузинская церковная литература," ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II, т. 13, 229-280, http://www.pravenc.ru/text/639853.html
[3] Дворкин, А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций, Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005, VIII. Православный мир после IV Крестового похода. Никейская империя. Балканские Церкви, http://www.sedmitza.ru/text/434811.html
[4] Успенский, Б. А., Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов, Москва: "Языки русской культуры", 2000, 27-31.