Ап. Тимофей. Фреска (1546 г.). Храм свт. Николая, монастырь Ставроникита, Афон |
Память 22 января и в Соборе 70 апостолов
Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Его мать Евника - еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Её вместе с бабкой Тимофея Лоидой упоминает апостол Павел в 2 Тим. 1, 5. Отец Тимофея, эллин, если и не был "прозелитом врат", то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.
К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз проходил с проповедью Евангелия ликаонские города. Получив о Тимофее похвальные отзывы со стороны братии Листры и Иконии и лично удостоверившись в его высоких нравственных качествах, апостол избрал его в проповедники Евангелия.
Сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.
Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.
В Коринфе он пробыл с ап. Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.
Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.
Затем мы встречаем Тимофея вместе с апостолом в Македонии, куда последний прибыл из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахаию (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.
Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол 1:1), Филиппийцам (Флп 1:1) и Филимону (Флм 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что ап. Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).
Мученичество ап. Тимофея. Фреска (ок. 1350 г.). Храм Христа Пантократора, Дечаны, Косово, Сербия. |
Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.
Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его "возгревать полученный им через рукоположение дар Божий" и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество - ввиду того, что все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, - апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.
Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 по Р. Хр. Мощи его почивают в Константинополе, куда они были перенесены в царствование Констанция.
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995
- Епископ Феофан, Толкование пастырских посланий св. апостола Павла, М., 1882;
- М. Троицкий, Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу, Каз., 1884