Константин Николаевич Сильченков (1869 - 1903), преподаватель Харьковской духовной семинарии, духовный писатель
Родился в 1869 году в селе Верхних Марках Острогожского уезда Воронежской губернии семье потомственного священника Николая Сильченкова.
В 1883 году окончил Павловское духовное училище по I разряду [1], в 1889 году - Воронежскую духовную семинарию по I разряду [2].
В 1893 году завершил образование в Московской духовной академии вторым магистрантом. По отзывам соучеников, был "красою и гордостью курса". Благодаря своим способностям и усердию все время своего образования в академии занимал первое место (вместе с Илией Громогласовым в разрядном списке студентов и как лучший студент был оставлен при академии профессорским стипендиатом для приготовления к профессорской кафедре [3]. За свои студенческие сочинения, которые были признаны на курсе, он был удостоен специальной премии протоиерея К.И. Невоструева (1815-1873).
В феврале 1894 года, за неимением свободной кафедры при академии, определен преподавателем богословия и еврейского языка в Харьковскую духовную семинарию. Как прекрасному знатоку французского языка, правлением семинарии было поручено преподавание французского языка. Был женат на француженке, им же обращенной в Православие.
В 1895 году им было издано сочинение "Прощальная беседа Спасителя с учениками"[4], за которое в 1896 году ему было присвоено звание магистра богословия.
В Харькове продолжал заниматься литературной деятельностью. Произведения своих трудов печатал в журналах "Вера и Разум" и "Вера и Церковь".
Скончался 20 февраля 1903 года от чахотки. Отпевание в семинарской церкви возглавил епископ Сумский Стефан (Архангельский) в сослужении ректора прот. Иоанна Знаменского, инспектора иеромонаха Михаила (Богданова), духовника семинарии и ключаря собора. Погребен на Холодногорском кладбище г. Харькова.
Современники отмечали его глубокую религиозность, непоколебимую веру, редкое благородство, теплоту души, желание всегда послужить ближнему и в то же время строгость, требовательность как в отношении себя, так и окружающих; неистощимое терпение по отношению к людям, так и к своему положению, не соответствующему его дарованиям.
Сочинения
Труды Константина Сильченкова основаны на глубоком знании догматического учения Церкви, проникнуты духом святоотеческих писаний, в сочетании с живым религиозным чувством автора.
- Чудо на браке в Кане Галилейской (1894)
- Прощальная беседа Спасителя с учениками (1895)
- Двенадцатилетний Иисус в храме Иерусалимском (1896)
- Чудо на Гадаринском берегу Галилейского моря (1896)
- К вопросу о значении наименования Духа Святого Утешителем (1896)
- К вопросу о психологических основах христианства (1897)
- О возможности и значении научно-художественного изображения Господа нашего Иисуса Христа (1897)
- Новая заповедь (1899)
- Праздник Успения Божией Матери (1901)
- "Тайноводственное учение" и приготовление верующих к принятию в Святую Церковь в первые века христианства (1901)
- К вопросу о происхождении в древней христианской церкви "Тайноводственного учения" (1901)
- Смерть (1903)
- Учение Гартмана о трёх стадиях иллюзии (1906)
Использованные материалы
- Сильченков, К. Н., Прощальная беседа Спасителя с учениками, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2007, С. 3, 4-6, 20.
- Сильченков, К. Н., Новая Заповедь, СПб.: Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1999, С. 5, 323-324, 332.
[1] "Разрядный список учеников Павловского духовного училища 1883 года, Воронежские епархиальные ведомости, 1883, № 15, с. 505.
[2] "Выпускники Воронежской духовной семинарии 1889 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/voronezsem.html
[3] "Выпускники Московской духовной академии 1893 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html
[4] В 1897 году книга эта была одобрена Святейшим Синодом для приобретения в фундаментальные ученические библиотеки семинарий. В целом была принята как серьёзный "капитальный труд, ценный в экзегетическом отношении и вместе изложенный с такой ясностью и изяществом речи, что книга получила известность не только среди специалистов богословской науки, но и в читающей публике" см. Воронежские епархиальные ведомости, 1903, № 6, неофиц. часть, с. 247.