БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви

Заслуги священнослужителей Русской Православной Церкви поощряются разнообразными наградами, каждая из которых имеет свою историю и свое символическое значение. Система этих награждений достаточно сложна, так как возникали они в разное время, иногда при посредстве светской власти, изменяя, зачастую, свой первоначальный вид. Иерархия Православной Церкви состоит из трех ступеней: диаконской, пресвитерской и епископской. Поэтому священнослужители могут быть поощрены только присущими своему иерархическому уровню наградами.

Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.

Богослужебно-иерархическими наградами являются:

  • повышение в сане;
  • элементы литургического облачения, несущие духовное значение;
  • отличия при совершении богослужений (преднесение креста, служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до "Отче наш..." или до Херувимской песни).

При возложении иерархических наград архиерей возглашает: "Аксиос". Награды клириков в форме служебных отличий определяют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.

Награды для епископата

Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения.

  • Митрополит - это архиепископ главного города митрополии и митрополит области.
  • Архиепископ - епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.

Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания.

При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита - права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.

Право ношения второй панагии принадлежит патриарху Московскому и всея Руси и митрополиту Киевскому и всея Украины, а также принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа и председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит.

Право преднесения креста за богослужениями принадлежит патриарху Московскому и всея Руси и митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). Этого права могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий.

Награды для священства

Последовательными наградами для священства являются:

  • Право ношения набедренника. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после пресвитерской хиротонии (пять лет для иеромонахов и священноиноков). Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.
  • Право ношения камилавки фиолетового цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения правом ношения набедренника (иеромонахи и священноиноки не награждаются). Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Награждение правом ношения камилавки предусматривает право ношения скуфьи фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и в повседневной обстановке принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).
  • Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника). Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке - поверх рясы.
  • Право ношения палицы. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет. Правила ношения: навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник - слева.
  • Право ношения наперсного крест с украшениями. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет. Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке - поверх рясы.
  • Возведение в сан протоиерея. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются).
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...». Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после воз-ведения в сан протоиерея (не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями для иеромонахов и священноиноков).
  • Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...». Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы...».
  • Право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для монашествующих) [1]. Награждение производится патриаршим указом за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей. Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных Богослужебным уставом).
  • Право ношения второго наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.
  • Право ношения патриаршего наперсного креста. Награждение производится в исключительных случаях во внимание к усердным трудам на благо Церкви по инициативе и решению патриарха, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Правила ношения: клирик, удостоенный права ношения патриаршего наперсного креста, может носить его вместе с крестом с украшениями. Клирики, награжденные правом ношения патриаршего наперсного креста и рукоположенные в сан епископа, могут носить данный крест во время богослужений вместо креста с украшениями.
  • Возведение в сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, во внимание к усердным трудам на благо Церкви, по инициативе и решению патриарха Московского и всея Руси, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.

Награды для диаконства

Последовательными наградами для диаконства являются:

  • Право ношения двойного ораря. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря, передний, более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.
  • Право ношения камилавки фиолетового цвета. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения двойного ораря (иеродиаконы не награждаются). Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее пятнадцати лет. Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей. Правила ношения: Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи принадлежит каждому клирику со дня его хиротонии) [2].
  • Возведение в сан протодиакона. Награждение производится патриаршим указом не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.
  • Возведение в сан архидиакона (для монашествующих). Награждение производится по инициативе патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях..

Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей

Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.

Во внимание к продолжительным трудам на благо Святой Церкви в должности настоятельницы, патриаршим указом игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.

За особые заслуги в трудах на благо Церкви указом патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.

В исключительных случаях, по инициативе и указом патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения патриаршего наперсного креста. При этом патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.

Об игуменском звании

Чин поставления в игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, совершается над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.

Награды при принятии пострига и рукоположении

В случае принятия священнослужителем монашеского пострига епархиальный архиерей может обратиться к патриарху с рапортом о подтверждении (восстановлении) бывших у клирика наград. До получения соответствующей патриаршей резолюции клирик не возлагает на себя прежние награды, а носит восьмиконечный иерейский наперсный крест серебряного цвета и те награды, которыми в своей компетенции удостоил его епархиальный архиерей.

В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии.

Награды, связанные с ученой степенью

Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:

  • магистры богословия, а также выпускники академии, защитившие выпускную квалификационную работу, - права ношения набедренника и камилавки;
  • кандидаты богословия - права ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета.

Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря. Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.

Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста.

Использованные материалы



[1]  При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.

[2]  Право ношения черной камилавки во время богослужения принадлежит каждому иеродиакону со дня его хиротонии.

Редакция текста от: 18.10.2019 07:18:07

"БОГОСЛУЖЕБНО-ИЕРАРХИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google