Д. М. Бортнянский |
Родился в 1751 г. в г. Глухове Черниговской губернии. Семи лет за прекрасный голос был взят в придворный хор. В 1764-1768 гг. занимался теорией музыки под руководством Галуппи.
После отъезда Галуппи в Венецию Бортнянский в 1769 (у Мелаллова - в 75/?/) г. был отправлен туда для продолжения у него образования. В Италии провел 10 лет - это очень много: обычное время пребывания "пенсионеров" за счет казны было вдвое-втрое меньше. Причиной задержки послужило частое отвлечение молодого музыканта от занятий с маэстро Галуппи на разного рода деятельность при графе Орлове: в это время шла русско-турецкая война 1768-1774 гг., и Бортнянский, с его южно-европейской внешностью и знанием итальянского языка, выполнял ряд поручений, от разведывательных и секретных до участия в экспедициях под командованием князя Долгорукова, связанных с открытием второго фронта на Балканах. После войны пишет оперу "Креонт", постановка которой должна была стать как бы выпускным экзаменом по результатам учебы. Не слишком усердные занятия сказались - опера жестоко провалилась. Об этом было донесено в Петербург, но вместо взыскания Бортнянский получил продление пребывания в Италии. В 1778 г. он реабилитировал себя успешными постановками двух опер.
В 1779 г. вернулся в Петербург. Имя Бортнянского было овеяно романтическим ореолом военных подвигов и приключений, сочинения его произвели при дворе хорошее впечатление, и он сразу был назначен придв. капельмейстером и композитором. В 1796 г., с учреждением придворной капеллы, он был сделан первым ее управляющим и получил звание "директора вокальной музыки", в каковой должности и оставался до конца жизни. По отзывам современников, был очень симпатичным человеком, строгим к службе, преданным искусству, добрым и снисходительным к людям.
Рассказывают, что в день кончины он позвал к себе хор капеллы и велел петь свой концерт "Вскую прискорбна еси, душе моя", под звуки которого тихо скончался 28 сентября 1825 г. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Деятельность композитора
Бортнянский постепенно увеличил состав хора с 24 до 60 человек и достиг того, что капелла стала служить исключительно целям церковного пения. Улучшил исполнение, сделал его более церковным, устранив вычурные виртуозные украшения и т.п. По настоянию Бортнянского был издан ряд высочайших указав, охранявших чистоту церковного стиля в его понимании. В 1816 г. было повелено: "все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения Бортнянского". Бортнянскому также было поручено обучать причетников приходских церквей Петербурга "простому и единообразному нотному пению", для чего под его редакцией был напечатан и разослан по церквам придворный напев литургии на два голоса.
Д. М. Бортнянский |
Для современников сочинения Бортнянского были заметным шагом вперед, но уже ближайшими следующими поколениями стиль их был признан не вполне отвечающим назначению. А.Ф.Львов в своем сочинении "О свободном и несимметричном ритме" отмечал слишком свободное обращение Бортнянского с церковными текстами, на допущенные им перестановки слов и даже изменения текста в угоду музыкальным требованиям. Глинка называл его "Сахар Медович Патокин". Чайковский, редактируя "Полное собрание сочинений" Бортнянского, сурово отзывался о его сочинениях, находя в концертах "самый плоский набор общих мест", а из всего им написанного отмечал лишь "десяток порядочных вещей". "Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и проч., - писал он фон Мекк, - но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы."
Бортнянский сделал первый опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в певческих книгах, изданных впервые Синодом в 1772 г. ("Помощник и покровитель", "Ныне силы"(№2), "Приидите, ублажим", "Дева днесь", "Ангел вопияше" и др.) В этих переложениях он только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им размер и уложив в рамки мажора и минора, для чего потребовалось иногда немного менять их. Замечателен проект Бортнянского о печатном издании древних мелодий в их подлинном крюковом виде, которое по его мысли должно было
- восстановить историческую связь в развитии богослужебного пения,
- дать возможность желающим "прибегать к этому пению, как к источнику" и "почерпать в нем полезное и лучшее и сообразно дарованиям своим из того делать употребление",
- прекратить "нелепые и самовольные церковного пения переправы, исказившие и мелодию, и степенный ход ее",
- открыть возможность объяснения крюковой системы, "которая была бы самым лучшим способом познать подробнее свойства диатонического рода, в каковом идет все церковное пение, противоположно новейшей музыкальной системе",
- служить средством к единению старообрядчества с православной церковью.
Несмотря на серьезность поставленных вопросов и задач и влиятельное положение автора проекта, он остался без движения.
В конце жизни отобрал и подготовил к изданию 35 своих духовных концертов.
"Все музыкальные сочинения Бортнянского весьма близко изображают слово и дух молитвы; при изображении молитвенных слов на языке гармонии он избегал таких сплетений аккордов, которые кроме разнообразной звучности ничего не изображают, а изобретаются как будто для показания тщетной учености сочинителя... он нигде не предпочитал бездушного наслаждения слуха наслаждению сердца, внимающего пению говорящему. Он сливает хор в одно господствующее чувство, в одну господствующую мысль..." (Ф.П.Львов, директор капеллы после Бортнянского)
В издание Юргенсона "Полное собрание духовно-музыкальных сочинений" (под ред. Чайковского) вошли: 9 трехголосных соч. (в т.ч. Литургия), 29 четырехгол. песнопений (в т.ч. 7 Херувимских), 16 двухорных песнопений, 14 "Тебе Бога хвалим" (4 одно- и 10 двухорных), 45 концертов (35 одно- и 10 двухорных), гимны и частные молитвы ("Коль славен" и др.)