Диакон Сергий Трубачёв |
Родился 26 марта 1919 года в селе Подосиновце в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачева, и его супруги Клавдии Георгиевны. Происходил из рода потомственных священнослужителей Архангельской епархии.
По примеру отца с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. В 1926 году отец Зосима отправился в Саровскую обитель и Дивеево поклониться преподобному Серафиму и взял с собой восьмилетнего Сережу. Эта поездка оставила в его душе неизгладимый след.
С 1932 года семья репрессированного отца Зосимы поселилась у родственников в Сергиевом Посаде.
В 1936 году поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, но учёба была прервана призывом в армию и войной. Всю Великую Отечественную воевал артиллеристом на Белорусском фронте, участвовал в освобождении Смоленска, Минска, Витебска, штурме Кёнигсберга. За боевую доблесть был награждён орденами и медалями. После войны продолжал учиться.
В 1946 году он вступил в брак с Ольгой Павловной Флоренской – дочерью отца Павла Флоренского, который в 1917 году венчал родителей Сергея Зосимовича.
Молодые супруги Сергей и Ольга Трубачевы участвовали в восстановлении Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году. Сергей Зосимович был близок со многими людьми, пережившими страшные годы гонений на Церковь и закрытие Лавры. Он установил творческие связи с хорами Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
В 1950 году с отличием окончил теоретический факультет Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, а в 1954 году, тоже с отличием, – оперно-симфоническое отделение Московской государственной консерватории (по классу профессора А. В. Гаука).
Его дирижерская деятельность началась ещё в годы учёбы в Сергиевом Посаде. Он организовал хор при местном оптико-механическом заводе, который вскоре выступал уже вполне на профессиональном уровне. По окончании Консерватории – работа в Карелии. Был главным дирижером симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, создал Петрозаводскую хоровую капеллу, осуществил фондовые записи произведений карельских композиторов.
С 1961 года преподавал на кафедре оркестрового дирижирования в Институте им. Гнесиных, в 1967 году был назначен заведующим кафедрой. В 1973 году ему было присвоено учёное звание доцента, в 1978 году он стал и. о. профессора. За годы преподавания он воспитал около 30 выпускников, внёс ценный вклад в теоретическое обобщение педагогического опыта воспитания оркестровых дирижеров. Автор целого ряда статей, посвящённых дирижёрскому мастерству, теории и истории дирижёрского искусства, а также учебных программ и методических пособий по дирижированию.
Его служебное положение явно не соответствовало обширным познаниям и авторитету как дирижёра и педагога. Причина была проста: он был верующим и беспартийным. Впрочем, и формулировка "сын врага народа" могла всплыть в любой момент. Однако вряд ли кто из сотрудников Института догадывался, что его обширная музыкально-педагогическая деятельность и тем более служебное положение занимали далеко не главное место в его душе. Поэтому его уход на пенсию в 1980 году был воспринят сотрудниками с недоумением. На самом же деле именно с 1980 года, когда он безвыездно поселился в Сергиевом Посаде, начался расцвет не только его духовной жизни, но и творчества. С Сергиевым Посадом была связана вся его жизнь.
Им были созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов, которые органически вошли в ткань богослужения. Его творчество, наряду с произведениями признанных мастеров церковной музыки, заняло заслуженное место в репертуаре хоров Троице-Сергиевой Лавры, руководителем которых являлся профессор Московской духовной академии, насельник Лавры архимандрит Матфей (Мормыль), хоров Московской духовной академии и её Регентской школы, Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря, Свято-Данилова и Новоспасского монастырей Москвы, московских храмов, а также хоров в различных епархиальных центрах – Харькове, Иванове и других.
Особо следует сказать о творческом содружестве Сергея Зосимовича и архимандрита Матфея. Отец Матфей был первым слушателем, строгим рецензентом и исполнителем большинства его произведений. В то же время Сергей Зосимович, прослушав хоровое исполнение произведения и будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал советы регенту и хору в отношении исполнительской культуры. В их взаимообщении проявлялись черты соборного церковного творчества, оно приносило обильные плоды. Не только обогатился и стал особенно выразителен репертуар хора Троице-Сергиевой Лавры, но под влиянием репертуара несколько изменились и обрели завершенность некоторые чинопоследования - пассия, Погребение Пресвятой Богородицы, царские часы, утреня Великого Пятка.
При его участии Издательский отдел Московского Патриархата подготовил и издал в качестве приложений к богослужебным книгам соответствующий нотный материал: Триоди Цветная и Постная, Чиновник архиерейского служения, Октоих, Ирмологий (собранный материал по Минеям не был издан). Участвовал и в новом для середины 1980-х годов деле издания нотного материала в "Журнале Московской Патриархии", публикуя в числе прочих и свои произведения. Кроме того, в "Журнале Московской Патриархии" был опубликован целый ряд его статей по вопросам церковной музыки и колокольного звона.
Он принимал большое участие в подготовке к изданию многих сочинений священника Павла Флоренского, посвятил его памяти написанные на основе изучения архивов отца Павла статьи: "Флоренский и музыка", "Флоренский и М.В. Юдина", "Флоренский и В.А. Фаворский", "Флоренский и М.В. Нестеров", "Сергиев Посад в жизни П.А. Флоренского". С. З. Трубачев участвовал в создании в Сергиевом Посаде Музея священника Павла Флоренского и стал его первым экскурсоводом.
В области агиографии и церковного краеведения С. З. Трубачеву принадлежит ряд статей о Николо-Уссурийском монастыре и его старцах Сергии и Германе, об истории Сергиева Посада и его окрестностях. В течение многих лет Сергей Зосимович помогал в постановке клиросного пения многим храмам, расположенным вокруг Троице-Сергиевой Лавры (в особенности Черниговскому скиту).
Особым желанием его было, следуя примеру отца, послужить Господу в священном сане. В 1995 году по благословению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) он подал прошение патриарху Алексию II о рукоположении во диакона.
20 августа того же года в академическом храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы ректор Московской духовной академии епископ Верейский Евгений совершил его хиротонию во диакона. Указом патриарха Алексия II он был определён "к служению в Троице-Сергиевой Лавре и её скитах сверхштатным диаконом". Краткое служение отца Сергия запомнилось благоговением, искренностью, строгим церковным стилем – качествами, столь часто недостающими многим молодым священнослужителям. Хотя служить отцу Сергию в его годы было нелегко, душою он обновился, как бы помолодел и достиг полного расцвета духовных и творческих сил. Он хотел завершить цикл песнопений Божественной литургии, и последним его произведением, почти завершенным, были "блаженства". В этот момент жизни Господь и призвал его к вечному блаженству.
15 октября 1995 года, в воскресенье, отец Сергий служил в последний раз в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. В ночь с 19 на 20 октября его срочно госпитализировали в Сергиево-Посадскую центральную районную больницу.
Скончался 25 октября 1995 года от обширного инфаркта миокарда. Отпевание состоялось в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры при многочисленном стечении народа. Общее руководство тремя хорами – лаврским, академическим и Регентской школы – осуществлял архимандрит Матфей (Мормыль). Отпевание отличалось редкой полнотой, величавой торжественностью таинства и музыкальной насыщенностью. Господь устроил так, что, когда служилась уже последняя лития у ворот Лавры, в обитель приехал епископ Верейский Евгений, который рукополагал отца Сергия. Он же благословил его в последний путь. Погребён на Сергиево-Посадском "новом" кладбище близ села Благовещение.
В жизни отец Сергий был очень простым, добрым и мягким человеком. Грубость, даже разногласия глубоко, иногда до слез ранили его доверчивую душу. Занимая место "начальника хора", он, преображенный гармонией звуков, умел сочетать строгую требовательность с необычайной тактичностью и мягкостью. Но в обычной обстановке его кротость и застенчивость, сохранившиеся до последних дней жизни, никогда не позволяли ему быть в центре внимания.
Был женат на Ольге Павловне Трубачёвой (в девичестве Флоренская), сын - Александр Трубачёв (в монашестве Андроник).
Использованные материалы
- Страница портала «Родон». Изучение и дальнейшая разработка идейного наследия Д.Л.Андреева:
- http://pda.patriarchia.ru/db/text/644017.html