| Священномученик Мнасон Тамасский. Кипр. Монастырь Агиос Ираклидиос. Мозаика |
Память 18 октября (Греч., Кипр.), 19 октября (Греч., Кипр.) и в Соборах Кипрских (Греч.) и Пафосских (Греч. [1]) святых
В Деяниях св. апостолов упоминается "некий давний ученик, Мнасон Кипрянин" (Деян 21, 16), принявший в своем доме, который находился либо между Иерусалимом и Кесарией Палестинской, либо в самом Иерусалиме, ап. Павла и его спутников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия [2], составленном в IV в. [3] или в V в. [4], упоминается Мнасон, сподвижник Ираклидия, занявший после его кончины епископскую кафедру Тамаса. В Житии говорится, что некий христианин Феодор записал деяния Мнасона и поручил Родону, от лица которого ведется повествование, составить общий рассказ об Ираклидии и о Мнасоне. В тексте указано, что отца Мнасона звали Хрисипп, сам он стал учеником Ираклидия, а затем и его преемником на епископской кафедре Тамаса. Совместно они проповедовали Христа жителям Кипра, крестили их и совершали множество чудес: воскрешали умерших, исцеляли больных, изгоняли бесов. О дальнейшей жизни и кончине Мнасона после смерти Ираклидия в тексте не сообщается.
В более поздней агиографической традиции Кипра были совмещены сведения о Мнасоне из Нового Завета и о Мнасоне, епископе Тамаса. Мнасон происходил из языческой семьи, проживавшей в Тамасе. Родители отправили его с другом Феоной в Рим для разрешения спора между язычниками Кипра. В Риме Мнасон и Феона встретили некоторых апостолов от 70, бежавших туда после мученической кончины архидиак. Стефана, и от них узнали о Христе. Для того чтобы углубить свои познания, друзья отправились в Иерусалим, где от ап. Иоанна услышали подробный рассказ о земной жизни Спасителя, приняли крещение и затем вернулись на Кипр. В это время на острове находились ап. Варнава, ап. Марк и ап. Павел, которых вместе с Ираклидием Мнасон нашел в пещере недалеко от Тамаса. Мнасон стал сподвижником Ираклидия в деле проповедования христианства киприотам.
Предчувствуя близкую смерть, он назначил Родона своим преемником на епископской кафедре Тамаса и через 3 дня (19 октября) скончался.
Мнасон был похоронен учениками рядом с еп. Ираклидием. Впоследствии недалеко от могилы святых был основан монастырь во имя Мнасона. В 1735 году В. Г. Григорович-Барский, путешествуя по Кипру, видел монастырь Мнасона. По его словам, обитель, "малая и тесная", была заново отстроена христианами во время турецкого владычества. Григорович-Барский видел в монастыре, состоявшем из храма и трех келий, двух насельников: игумена и иеромонаха, которые вели весьма бедное существование, занимались земледелием и собирали милостыню в соседних поселениях [5].
В настоящее время на месте монастыря, около дер. Политико, находится небольшая церковь во имя Мнасона, где ежегодно память святого отмечается 19 октября. В сел. Потамиу (Кипр) находится частица мощей (рука) Мнасона.
В Синаксаре Константинопольской церковь (архетип кон. X в.) под 19 октября содержится память Мнасона как священномученика без сказания [6]. В Типиконе Великой церкви Мнасон также назван священномучеником и поминается под этим же числом вместе со свт. Модестом, патриархом Иерусалимским [7]. В некоторых византийских Минологиях память святого обозначена под 18 октября. В греч. печатной Минее (Венеция, 1774) содержится служба в честь Мнасона. Память Мнасона и посвященное ему двустишие, в котором говорится, что святой был усечен мечом, были внесены под 18 октября в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца.
Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) считал, что Мнасона, упомянутого в Новом Завете, не следует отождествлять с Мнасоном - епископом Кипра, который, согласно визант. Синаксарям, претерпел мученическую кончину за Христа.
В западных "исторических" Мартирологах IX века содержится память Мнасона, известного из Деяний св. апостолов. Впервые свт. Адон, архиеп. Вьеннский, внес его имя под 12 июля в свой Мартиролог и в т. н. Древний или Малый Римский Мартиролог (в искаженной форме - Насон (Nason)). Местом кончины святого Адон указал Кипр [8]. В Мартирологе Узуарда имя Мнасона под 12 июля также искажено и указано как Насон [9]. В 1580-х годах кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог под 12 июля память не Мнасона, а Иасона (возможно, ап. от 70 Иасона), назвав его "давним учеником Христа" и указав Кипр местом кончины святого [10]. В современной редакции Римского Мартиролога под 12 июля не обозначена ни память Мнасона, ни память Иасона.
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, в составленных им Четьих-Минеях упомянул под 4 января Мнасона в числе апостолов от 70, но без указания номера, и высказал сомнения в том, что его следует отождествлять с ап. от 70 Иасоном [11]. В современном календаре РПЦ имя Мнасона не обозначено.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Божéственною любóвию воспламенéнный,/ таи́нником Христо́вым причтéнный,/ Бо́жия Дýха сосýд яви́лся еси́,/ дрéвний учени́к призвáнный,/ и странноприя́вый божéственныя Апóстолы,/ киприóтов похвалó,/ Тамасси́ан священноначáльниче,/ Мнáсоне о́тче наш,/ моли́ Христá Бо́га// спасти́ся душáм нашим.
Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ища
Творение Хрисанфа I, митрополита Лимассольскаго
Свéтом божéственным/ сия́еши, всеблажéнне,/ просвещáя нас, любóвию пою́щих/ твоé честнóе и слáвное и святóе,/ óтче Мнáсоне, преставлéние./ Святи́телю всехвáльне// моли́ непрестáнно о всéх нас.
Литература
- ActaSS. Iul. T. 3. P. 248-249;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 377;
- Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l'Apotre Barnabé // AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 133-170;
- Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 206;
- Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 715-716.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 323-324, 332;
- Delehaye H. saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 238, 255, 258, 267;
- Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l'apostolicité de l'Église de Chypre // ROC. 1907. T. 12. P. 125-138;
- Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 433, 461, 589, 595;
- Mariani B. Giasone // BiblSS. Vol. 6. Col. 441-442;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 339;
- ΘΗΕ. Τ. 8. 1966. Σ. 1226.
Использованные материалы
- "Мнасон" // Православная энциклопедия, т. 46, с. 140-142
- "Свт. Мнасону Кипрскому тропарь и кондак". 18 октября 2013 года. Перевод монахини Макарии // Октября девятнадцатаго дня иже во святых отца нашего Мнáсона Кúпрскаго, епископа Тамáсскаго, страница блога "Пою святым. Рукописи переводов":
[1] "Μνάσωνος καὶ Ῥόδωνος, ἐπισκόπων Ταμασοῦ" // "ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΠΑΝΤΩΝ ΤΩΝ ΕΝ ΠΑΦῼ ΔΙΑΛΑΜΨΑΝΤΩΝ ΑΓΙΩΝ. Σάββατο Β’ Νηστειών (Богослужебное последование святым города Пафос, о. Кипр. Суббота 2-й недели Великого поста)". Ἀθῆναι 2025, https://impaphou.org/panton-ton-en-pafo-dialampsanton-agion/
[2] BHG, N 743
[3] Nau. 1907. P. 126-127
[4] Halkin. 1964. P. 135-136
[5] Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. СПб., 1793. Ч. 1. С. 452-453
[6] SynCP. Col. 150
[7] Mateos. Typicon. T. 1. P. 70-71
[8] Ado V. Le martyrologe: ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 224
[9] MartUsuard. 1965. P. 266
[10] MartRom. P. 283
[11] Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 267 об.