ИРАКЛИДИЙ ТАМАССКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Ираклидий Тамасский.  Фреска, Кипр.
Сщмч. Ираклидий Тамасский. Фреска, Кипр.
Ираклидий (греч. Ηρακλείδης, лат. Herakleidios; I в.), епископ Тамасский, священномученик или  святитель

Память 17 сентября (Греч. [1], Кипр.) и в Соборе Кипрских святых (Греч. [2])

Согласно апокрифическим Актам ап. Варнавы, после расставания с ап. Павлом в 48 или 49 году апостолы Варнава и Марк отправились на Кипр и ночью высадились на берег в Кроммиаките (ныне Кормакитис). Оттуда, проходя через горы, они прибыли в Лампадист, где в это время находился Ираклий из г. Тамас, который пришел навестить родственников. Ап. Варнава узнал киприота, которого он встретил в Китии во время первого путешествия на Кипр с ап. Павлом и крестил с именем Ираклидий. Апостолы Варнава и Марк рукоположили Ираклидия во епископа Кипра и утвердили Кипрскую кафедру в г. Тамас [3]. В другом месте Актов сообщается, что апостолы Варнава и Марк отправились из Кития в Саламин (Констанцию); они пришли в Нисы, где совершалось поклонение идолам, и вновь встретили там Ираклидия. Ап. Варнава наставил Ираклидия, как должно проповедовать Евангелие, управлять церквами и назначать священнослужителей, а затем вместе с ап. Марком вернулся в Саламин [4].

Согласно греческому Житию, Ираклидий был сыном языческого жреца Иерокла. Апостолы Варнава и Марк попросили жреца указать путь к горе Хионод (ныне Олимбос (Хионистра)). Иерокл дал им в проводники своего сына, которого ап. Варнава обратил ко Христу и крестил в "Солейской реке" (очевидно, речь идет о р. Сетрахос, протекающей по горной долине Маратаса или, по мнению Алькена, о р. Карготис, протекающей по долине Солея; обе реки впадают в зал. Морфу [5]). Оттуда они отправились в Кормиакит (мыс и деревня на северо-западной оконечности острова; в Актах ап. Варнавы - Кроммиакит), а затем в Тамас, где к ним присоединился Мнасон. В Житии Ираклидий назван иереем и архиереем, что, по мнению Алькена, указывает на его епископский титул, о рукоположении его не сказано. Важное место в повествовании занимают рассказы о чудесах, совершенных Ираклидием и Мнасоном на Кипре: в Тамасе Ираклидий воскресил Аэтия, сына вдовы Трофимы, укушенного в поле змеей, а Мнасон - Трофиму, умершую от горя; Ираклидий исцелил бесноватого из Перата (ныне Пера, на правом берегу р. Педиеос, близ древнего Тамаса); по молитве Ираклидия моряки из Кереи (возможно, на Крите; в Актах ап. Варнавы упом. Корасий [6]) были спасены от кораблекрушения, а затем приняли крещение [7]; в Пафосе Ираклидий вернул зрение слепому и излечил больного, имеющего сухую руку; проходя мимо с. Литу-Колони (ныне Колони, близ Пафоса), Ираклидий исцелил бесноватую женщину. После возвращения в Тамас Ираклидий узнал о кончине своей сестры Иракли(ди)аны, которая умерла, не сказав, где она спрятала 30 номисм, оставленных ей на хранение Тимофеем из Лампадиста. Через 10 дней Ираклидий привел Тимофея на могилу сестры и спросил ее о местонахождении денег. Чудесным образом Иракли(ди)ана ожила на время и рассказала о тайнике, после чего Тимофей крестился. Подобное чудо описано в Житии другого кипрского святого - свт. Спиридона, еп. Тримифунтского.

Особого внимания заслуживают эпизоды Жития, в которых рассказывается о миссионерской деятельности Ираклидия и Мнасона на Кипре: после воскрешения Аэтия Ираклидий крестил 400 язычников; в Пафосе к вере были обращены 15 идолопоклонников; Ираклидий усмирил бурный речной поток, чтобы жители Перата смогли прийти к нему, креститься и получить наставление. Мнасон наказал ростовщика Александра, сделав его немым и недвижимым. Видя это, Геласий и три его сына-каменщика уверовали во Христа. Когда Александр раскаялся, Мнасон вернул ему способность говорить и двигаться, и тот обратился к вере. После того как некий Николай принес письмо от апостолов Павла и Варнавы, Ираклидий и Мнасон отправились проповедовать в Пафос, но язычники изгнали их из города. Они пошли в Курий, однако и там увидели процессию идолопоклонников и решили вернуться в Тамас [8]. Когда умер сын язычника Филофея, отец призвал жрецов Аполлона и Артемиды из Перата и жрецов Асклепия, Диониса и Афродиты из Тамаса, чтобы они воскресили ребенка. Их усилия оказались тщетными, и жена Филофея Нимфа обратилась за помощью к Ираклидию. По молитве ко Христу ребенок воскрес, и вся семья Филофея крестилась. Через три дня толпа язычников напала на Ираклидия и Мнасона, желая разрушить церковь в Тамасе. Ираклидий обратился к Богу с молитвой, и тогда выломанная язычником Савином дверь ударила его по голове, после чего нечестивцы разошлись [9].

Сщмч. Ираклидий Тамасский. Старинная греческая (кипрская?) икона
Сщмч. Ираклидий Тамасский. Старинная греческая (кипрская?) икона
Согласно повествованию, Ираклидий и Мнасон не встретили ни одного епископа во время путешествия по Кипру, и на основании этого Алькен предположил, что изначально весь остров был обширной епископией с кафедрой в Тамасе. Житие Ираклидия, по мнению исследователя, является свидетельством в защиту древности Церкви Тамаса. Главенство Церкви Тамаса над другими Церквами Кипра было также отмечено в Актах ап. Варнавы.

В Житии Ираклидия рассказывается о том, как постепенно складывалась церковная иерархия на Кипре: Мнасон, названный в начале повествования учителем (ὁ διδάσκαλος), затем был рукоположен во пресвитера и, наконец, наследовал кафедру Тамаса, которую после него возглавил Родон.

Из членов христианской общины в тексте упомянуты: Клисипп вначале как диакон, затем как протодиакон церкви в Тамасе; Аэтий и Ромул, иподиаконы, и Герман, чтец; Аэтий, сын Трофимы, был назначен диаконом, а его мать стала диакониссой, как и Проклиана; Григорий, сын или муж знатной горожанки Тамаса Македонии, назван диаконом, затем пресвитером Тамаса; он должен был совершать литургию во время путешествия Ираклидия и Мнасона в Пафос; в конце жизни Ираклидия Григорий получил сан протопресвитера.

Ираклидий мирно скончался 17 сентября, Мнасон и др. христиане Тамаса с честью похоронили Ираклидия в пещере, где он совершал службу. По подсчетам Алькена, основанным, по-видимому, на возрасте Иракли(ди)аны, Ираклидий умер в 60 лет.

Согласно армянскому Сказанию, Ираклидий, сын Ираклия, начальника жрецов, слышал о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре (возможно, во время их первого путешествия) и уверовал. Вместе с Мнасоном, Родоном и Феодором, также сыновьями жрецов, Ираклидий скрывался в пещере на горе близ Тамаса. Ап. Варнава (во время второго путешествия) рукоположил Ираклидия во иерея, а Мнасона и Феодора назначил чтецами [10]. Ап. Павел посетил пещеру, в которой Ираклидий и Мнасон устроили церковь, и прожил на острове год, проповедуя Евангелие. Затем Ираклидий посвятил Мнасона и Феодора в священнический сан; апостолы Павел и Варнава, назначив их троих пастырями Тамаса, покинули остров. В Сказании сообщается, что Ираклидий и Мнасон избавили от засухи Тамас; 200 жителей города обратились ко Христу. После воскрешения сына вдовы Трофимы к вере пришли еще 400 язычников. Заканчивается повествование письмом апостолов Павла и Варнавы, которое Николай из Финикии принес Ираклидию и Мнасону. В письме апостолы призывают Ираклидия и Мнасона проповедовать Евангелие жителям Пафоса. Никаких сведений о дальнейшей судьбе Ираклидия и о его кончине в армянском Сказании не содержится.

Почитание

В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) и некоторых других византийских Синаксарях Ираклидий назван священномучеником и в этом чине почитается в настоящее время на Кипре [11]. Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь Ираклидия, где говорится, что Ираклидий был сожжен на костре. Служба Ираклидию была написана в поствизантийский период, отредактирована иером. Парфением и опубликована в Венеции в 1774 году; впоследствии она многократно переиздавалась по разным рукописям. В XX веке мон. Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого.

От мощей св. Ираклидия происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница святителя хранятся в построенном на месте его погребения в монастыре Ираклидия. Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерском монастырях, в Кипрской архиепископии и в монастыре Хрисорройятисса [12].

В XI веке в честь св. Ираклидия была построена церковь, ставшая соборным храмом монастыря Иоанна Лампадиста. Открытие ежегодной ярмарки в день памяти святого близ монастыря св. Ираклидия проходит при большом стечении народа.

Источники

Одним из наиболее ранних памятников, содержащих сведения об Ираклидии, является апокрифическое сочинение "Хождение и мучение апостола Варнавы" (или Акты апостола Варнавы, Acta Barnabae // BHG, N 225) (до 488), приписываемое ап. Марку. Греч. Житие Ираклидия [13], составленное во второй половине V века, сохранилось в единственной рукописи XIII века [14]. Полностью, за исключением одного утерянного листа, оно было издано Ф. Алькеном в 1964 году. Как отметил издатель, греч. текст имеет много параллелей с апокрифическими Актами ап. Варнавы, что предполагает знакомство с ними автора Жития - свт. Родона, еп. Тамасского [15]. Согласно Актам ап. Варнавы, Родон был служителем в языческом храме в Палеа-Пафосе (ныне Куклия) на Кипре, а впосл. учеником и сподвижником ап. Варнавы [16]. Он составил Житие Ираклидия, получив от некоего христианина Феодора "воспоминания" (τὰ ὑπομνήματα) о сщмч. Мнасоне. Т. о., Житие Ираклидия посвящено двум святым. В 1985 году М. ван Эсбрук издал армянское Сказание об Ираклидии, текст которого был обнаружен под 17 сентября в Гомилиарии 1307 года, составленном в Крыму для общины армян-халкидонитов. Как отметил исследователь, армянское Сказание об Ираклидии является переводом утраченного греческого текста, выполненным не ранее VIII века. Эсбрук сравнил греч. Житие Ираклидия, изданное Алькеном, и арм. Сказание об Ираклидии и пришел к выводу, что тексты имеют параллельные места в описании событий, но во многих деталях различаются между собой; следов., для арм. перевода вряд ли был использован тот же источник, что и для составления греч. рассказа [17]. Сведения об Ираклидии содержатся также в Житии Авксивия, еп. Солийского [18], написанном между VI и XI веками. Здесь рассказывается о встрече Ираклидия с апостолами Варнавой и Марком в Саламине; Ираклидий назван архиепископом Кипра [19]. В Житии Авксивия сообщается, что ап. Павел, узнав о кончине ап. Варнавы, направил на Кипр апостолов от 70 Епафраса и Тихика и повелел в письме к Ираклидию поставить первого епископом в Пафосе, второго - в Неаполе (ныне Лимасол), а также назначить других епископов в городах острова и подтвердить хиротонию Авксивия, еп. Солийского, рукоположенного ап. Марком. Придя к Авксивию, Ираклидий, согласно апостольскому предписанию, посоветовал ему не скрывать более своей веры, а открыто проповедовать Евангелие и построить в городе церковь.

Молитвословия

Тропарь, глас 3. Творение архиепископа Хризостома I

Вели́ка обре́те тя Тамасси́йский град/ пропове́дателя и пастыренача́льника,/ Це́ркве Христо́вы учи́теля./ И́дольскую бо ле́сть низложи́в,/ и́стины свет пропове́дал еси́ язы́ком./ Те́мже, свя́те священнонача́льниче Иракли́дие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́тися нам ве́лией ми́лости.

Кондак, глас 2. Творение Афанасия, епископа Лимассольского

Иракли́дие, оби́тели твоея́ сокрóвищнице,/ и Ки́пра всего́ воевóдо,/ приими́ чад смирéнных молéбный глас/ и даждь моли́тв совершéние,/ к бли́жним удобопреклóнный слух,/ ко Христу́ благоугождéние,/ со́вести чи́стоту,/ поставля́я пред Гóсподем их, я́ко престо́л честны́й,// и моли́твы вселéние.

Литература

  • BHG, N 743;
  • Владимир (Филантропов). Описание. С. 518;
  • ActaSS. Sept. T. 5. P. 467-468;
  • Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l'Apotre Barnabé // AnBoll. 1964. T. 82. P. 133-170;
  • Esbroeck M., van. Les Actes armeniens de saint Heraclide de Chypre // Ibid. 1985. T. 103. P. 115-162;
  • Acta Barnab. S. 291-302;
  • Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret // Hagiographica Cypria. Turnhout;
  • Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26);
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. 1993. Τ. 1. Σ. 167;
  • ῾Ιερά Μονή ῾Αγίου ῾Ηρακλειδίου. Λευκωσία, 2001;
  • Butler C. The Lausiac History of Palladius. Camb., 1898. P. 183;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286;
  • Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237;
  • Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l'apostolicité de l'Église de Chypre // ROC. 1907. T. 12. P. 125-138;
  • Lucchesi G. Eraclide // BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1280-1281;
  • Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η κυπριακὴ ἁγιολογία κα ὑμνογραφία ἐν σχέσει πρὸς τὰς κυπριακὰς ἀκολουθίας // ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 201, 229, 237, 245;
  • Τσικνόπουλλος ᾿Ι. Π. ῾Ο ῞Αγιος ῾Ηρακλείδιος ἡ ἱερά αὐτοῦ Μονὴ κα ἡ ἀκολουθία̇ ᾿Επίσης δε ὁ ῞Αγιος Μνάσων κα ἡ ἱερά αὐτοῦ Μονή, ὁ ῞Αγιος Θεόδωρος ὁ Ταμασεύς κα ὁ ἱερὸς αὐτοῦ ναός. Λευκωσία, 1967;
  • Aubert R. Héraclide // DHGE. T. 23. Col. 1342-1343;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. 1995. Σ. 168;
  • Χατζηϊωάννου Κ. Π. ῾Η ἀρχαία Κύπρος εἰς τὰς λληνικὰς πηγάς. Λευκωσία, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339.

Использованные материалы



[1]  Άγιοι Ηρακλείδης και Μύρων επίσκοποι Ταμάσου της Κύπρου - http://www.saint.gr/2463/saint.aspx

[2]  "96. Ηρακλείδιος (επίσκοπος Ταμασσού, εορτάζεται στις 17 Σεπτεμβρίου, ομώνυμη μονή)". // Список Кипрских святых на официальном сайте Кипрской Православной Церкви - Κύπρος «Νήσος των Αγίων», - http://churchofcyprus.org.cy/27142

[3]  Acta Barnab. 16-17

[4]  Acta Barnab. 22

[5]  Halkin. 1964. P. 151. Not. 1

[6]  Acta Barnab. 11

[7]  Halkin. 1964. P. 144-146

[8]  О языческих празднествах в Курии ср. в Актах ап. Варнавы - Acta Barnab. 19

[9]  Halkin. 1964. P. 164

[10]  Esbroeck. 1985. P. 128-131

[11]  SynCP. Col. 54; ГИМ. Син. греч. № 369 (353), 1-я пол. XIV в.

[12]  Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190

[13]  BHG, N 743

[14]  Paris. gr. 979 (769)

[15]  Halkin. 1964. P. 135

[16]  Acta Barnab. 18

[17]  Esbroeck. 1985. P. 116

[18]  BHG, N 204

[19]  Vita Sancti Auxibii. 7

Редакция текста от: 04.11.2020 20:36:55
Последняя редакция: 05.11.2020 04:41:20

"ИРАКЛИДИЙ ТАМАССКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google