Святые царь Мириан и царица Нана. Икона. XXI в. |
Память 23 мая (Груз.) и 1 октября (Груз.)
Согласно летописному сборнику "Мокцеваи Картлисай" (V-VII вв., далее - МК), Мириан был сыном Леви из грузинского царского рода Парнавазиани. В сборнике "Картлис Цховреба" (VII-XI вв., далее - КЦ) указано, что Мириан - сын персидского царя Хосрова (Касре), правителя государства Сасанидов. Когда умер грузинский царь Аспагур (последний представитель рода Парнавазиани), не имевший сыновей, Хосров вторгся в Грузию и заключил с эриставами мир, одним из условий которого было бракосочетание дочери Аспагура Абешуры и семилетнего Мириана, что т. о. легитимировало Мириана на престоле Картли. Мириан должен был сохранить древнегрузинские обычаи и принять древнегрузинскую "веру отцов". Шах посадил Мириана в древней столице Грузии Мцхете и передал ему во владение Картли, Армению, Ран, Мовакан и Эрети [1]. Согласно сведениям Вахушти Багратиони, Мириан царствовал в Картли 47 лет. По таблице Леонтия Мровели, Мириан был 24-м царем Картли (по его исследованиям, 1-м картлийским царем был Парнаваз).
Сведения о персидском происхождении Мириана были подвергнуты критике на рубеже XIX и XX веков Горгадзе указывал на тенденцию КЦ "подыскать" всем знатным грузинам, тем более царям, знаменитых и великих предков негрузинского происхождения. МК, по его мнению, лишена этой тенденции и поэтому заслуживает большего доверия как источник [2]. Мнение о персидском происхождении Мириана отрицают почти все современные грузинские историки (Джанашиа, Богверадзе, Меликишвили, Н. Ю. Ломоури и др.).
Став царем, Мириан демонстрировал стремление сблизиться с грузинами: он "предал забвению" персидский язык, оказывал всевозможные почести жрецам, занимался украшением и благоустройством капищ, "прилежнее всех царей Картли" исполнял обряды идолослужения, одаривал и «возвеличивал» грузин и в ответ пользовался популярностью среди населения. Когда ему исполнилось 15 лет, Абешура умерла бездетной. Грузины, несмотря на то что были "опечалены" отсутствием наследника, "сохранили верность" Мириану. Царь женился на Нане, дочери представителя знати Олиготоса из Понта [3]. Главной его обязанностью была защита северокавказских перевалов: в отличие от Аспагура, перемещавшего северокавказские народы в южные пределы Грузии, дабы они воевали против персов, Мириан, напротив, укреплял перевалы и крепости (в частности, Дарубандскую (Дербент), препятствуя проникновению горцев в Грузию и ведя перманентные войны с ними и с хазарами [4].
После смерти царя Хосрова на престол Персии был возведен брат Мириана Бартам. Мириан как первенец Хосрова также претендовал на трон и выдвинул войска в Багдад. Бартам со своим войском встретил брата у ущелья Насибина. Старейшины, опасаясь, что в битве могут погибнуть оба, собрали совет. Было заключено перемирие, персидский престол остался за Бартамом, а Мириану "для его успокоения" из персидских владений были переданы Джазира, половина Шама и Адарбадаган [5]. Вскоре Римская империя, воспользовавшись тем, что внимание Мириана было отвлечено появлением на Северном Кавказе готов, вывела Армению из-под влияния картлийского престола и передала правление Трдату, сыну арм. царя Косаро [6]. Мириан в течение многих лет пытался отвоевать у Трдата армянский престол; на его стороне воевали персы, на стороне Трдата - римляне [7].
Когда на персидский престол взошел другой брат Мириана, он предложил объединить военную мощь персов и грузин и совершить поход на Константинополь. При помощи объединенного войска Мириан на некоторое время вернул свое влияние в Армении, после чего войско вторглось в границы Римской империи. Грузинские источники именно это вторжение считают событием, подтолкнувшим римского императора Константина I принять крещение: убедившись в бессилии языческих богов, император, "предводительствуемый образом Креста", разбил стан грузино-персидского войска и преследовал Мириана до Картли. Был заключен союз, согласно которому Картли вошла в сферу влияния Римской империи. Константин взял в заложники сына Мириана Бакара, а также скрепил родственными узами Мириана и армянского царя Трдата, выдав дочь арм. царя Саломею Уджармскую за сына Мириана Рева. Также были определены границы между Картли и Арменией по бассейнам рек Аракс (территория Армении) и Кура (территория Картли). Мириан отдал Реву в качестве вотчины Кахети и Кухети и "посадил его в Уджарме", а сам правил в Картли, Ране, Эрети, Мовакане и в Эгриси до реки Эгрис-цкали [8].
Обращение в христианство и крещение Картли
Появление в Картли просветительницы Грузии св. Нины было обусловлено рядом чудесных событий, в т. ч. касавшихся и Мириана. Когда она бежала из Армении от преследований царя Трдата и остановилась у предгорий Южного Кавказа близ оз. Паравани, ей во сне предстал некий человек, который передал ей запечатанное послание и велел отдать его "царю язычников в Мцхете". Св. Нина пришла в Мцхету в день главного языческого праздника в честь идола Армази и стала свидетельницей идолопоклоннического служения Мириана. По ее молитве буря разрушила идолов [9].
Поселившись в царском саду, она ждала возможности увидеться с Мирианом, проповедовала и исцеляла. Царь неоднократно становился свидетелем чудес, которые происходили по ее молитвам, однако в течение долгого времени Мириан не обращал на св. Нину внимания. Первыми учениками св. Нины стали царский садовник и его жена Анасто, иудейский свящ. Абиатар (Авиафар), его дочь св. Сидония и шесть женщин-иудеек. После того как св. Нина исцелила жену Мириана Нану, царь обратил внимание на учение о Христе, стал расспрашивать о вере Абиатара и взял у него книги Священного Писания. Сведения о пришествии Мессии, почерпнутые из них, он сравнил с главной для зороастрийцев "Книгой Неброта", которая хранилась в царской семье, и был удивлен тождеством знаний о спасении человечества. Позже он беседовал со св. Ниной, однако "смотрел на ее дело все еще с некоторым недоверием" [10].
Спустя год после исцеления св. Наны Мириан задумал истребить всех христиан, в т. ч. и свою супругу, если она не отречется от Христа. Исполнению его замыслов помешало чудо, случившееся с ним во время охоты, которое привело его к обращению в христианство. Как указывают грузинские источники, 20 июля царь направился в сторону Мухнари и поднялся на гребень горы Тхоти осмотреть Каспи и Уплисцихе. В полдень померкло солнце, стало темно, спутники царя рассеялись, всех охватило ощущение "беды и горя". Царь бродил по горам в лесу и призывал языческих богов. Ему казалось, что он живым находится в аду, он не мог понять, "всю ли вселенную постигла погибель эта" или только его. Спустя какое-то время Мириан вспомнил об исцеляющем "Боге Нино" и взмолился Ему. Показалось солнце, и царь исповедал Христа: "Ты - Бог над всеми богами и Владыка над всеми владыками... Достойно Имя Твое хвалы от всякой твари, живущей под небесами и на земле". Прибыв в Мцхету, Мириан поспешил к св. Нине, совершавшей с 50 приверженцами вечернюю молитву, назвал ее своей матерью, а ее Бога - своим Избавителем. Святая научила его молиться [11].
На следующий день Мириан направил к императору Константину послов с письмом св. Нины, адресованным матери императора Елене. Послы сообщали о чудесном обращении Мириана и просили прислать священников для крещения царя и народа. К приезду священников Мириан начал строить храм в царском саду - в том месте, где, по преданию, под 300-летним кедром был погребен хитон Господень. Строительство сопровождали чудесные события, церковь, названная Светицховели (груз.- Столп животворящий), позже стала кафедральным собором предстоятелей Грузинской Церкви [12].
Император Константин и Елена написали Мириану письма и прислали крест и икону Спасителя и другие дары. Крещение царя и народа Картли совершили еп. Иоанн I, ставший первым предстоятелем Грузинской Церкви, два священника и три диакона. Мириан был крещен "при рукоположении святой Нино", затем "при рукоположении священников и диаконов" окрестились царица Нана и царевичи. После была освящена р. Кура, и в месте "у самих ворот Могвта" принял крещение весь народ Картли, кроме горцев и мцхетских иудеев, а также зятя Мириана Пероза и его подданных.
Мириан послал еп. Иоанна к имп. Константину с просьбой передать часть Животворящего Креста Господня, который был незадолго до этого обнаружен императрицей Еленой, а также прислать священников, чтобы они могли проповедовать и служить во всех местностях Картли, и каменщиков для строительства церквей. Царь даровал Мириану "доски, на которые были пригвождены ноги Господни, и гвозди от рук", а также "великий клад", послал строителей и священников, а также отпустил бывшего у него в заложниках сына Мириана Бакара. Мириан был опечален тем, что священники начали оставлять святыни сразу же после перехода границы страны, в далеких от столицы местностях (Эрушети, Цунде, Манглиси), однако св. Нина заметила, что это необходимо для распространения имени Божия, а в Мцхете и так хранится величайшая святыня - хитон Господень [13]. Весть об обращении Картли распространилась на Западе, и "римский патриарх и царь бранджей" написали письмо Мириану и св. Нине, которое привез в Картли "диакон из бранджей". Пораженный чудесами, совершавшимися в Мцхете, диакон прославил Бога, взял ответы Мириана и св. Нины и уехал [14].
Помимо сведений в грузинских источниках, основные моменты Крещения Грузии (проповедь чужестранки, исцеление царицы, чудо на царской охоте, беседа с чужестранкой, строительство церкви, сопровождаемое чудесами) сохранились в "Церковной истории" еп. Геласия, его сведения об этих событиях считаются наиболее ранними [15]). Официальным годом Крещения Картли в Грузинской Церкви принят 326-й. Основой для датировки служат сведения источника об обретении св. Еленой Животворящего Креста (327 или 328), которое произошло между первым и вторым приездами еп. Иоанна в Грузию, т. е. после Крещения Картли.
До конца XIX века вопрос о том, кто был первым христианским царем Картли, перед учеными не стоял - они опирались на известные источники о Крещении Грузии. Однако в 1895 году немецкий ученый Р. Раабе издал сирийский текст Жития еп. Маюмского Петра Ивера (V в.) с немецким переводом, в котором агиограф, рассуждая о предках еп. Петра, писал, что его дедом по материнской линии был "великий Бакур... Этот Бакур был первым христианским царем среди правителей этой страны (Картли. - ред.), который привел весь народ к Богу" [16]. Одним из первых на сведения Жития обратил внимание историк В. В. Болотов, который, опираясь также на персидское происхождение Мириана, объявил груз. царя Бакура III, сына царя Трдата (кон. IV в.), первым христианским царем и подкрепил свидетельство Жития косвенными сведениями Руфина и еп. Геласия, писавших, что историю Крещения Картли они слышали от "заслуживающего доверия Бакура... царя этого народа (грузин - ред.)" [17]. Позже мнение Болотова разделил И. А. Джавахишвили. В защиту грузинских источников выступили Горгадзе и Кекелидзе. По замечанию ученых, грузинская историческая традиция не могла "забыть" имя царя, крестившего Грузию, в то время как Руфин и еп. Геласий имени первого христианского царя Грузии не называют, а о Бакуре пишут лишь как об источнике их сведений [18]. В современной историографии эта точка зрения принята в качестве основной.
Надгробия над могилой святых Мириана и Наны в кафоликоне монастыря Салитавро, Мцхета |
Грузинскую Церковь при Мириане окормляли несколько архиереев, среди которых был "глава епископов", имевший титул архиепископа; первым стал предстоятель Церкви Иоанн I, получивший сан архиепископа в конце своего правления. Юрисдикция Картлийской Церкви простиралась на всю территорию Картли, имевшую земли не только в Восточной Грузии, но и в Западной - Эгриси.
Спустя 25 лет после Крещения Картли скончались сын Мириана и зять армянского царя Трдата Рев, в том же году заболел Мириан. Перед кончиной он позвал Нану и сына Бакара и завещал им половину царской сокровищницы "отнести к могиле Нино", чтобы с течением времени "не поколебалось значение" Боди, а также попросил епископов прославлять место погребения св. Нины. Бакару повелел строить государство на христианских основах и бороться с идолопоклонством. На крест св. Нины, сделанный из виноградной лозы, он повесил царский венец и затем возложил его на Бакара.
Мириан был похоронен в кафоликоне мцхетского монастыря Самтавро с северной стороны среднего южного столпа. Св. Нана умерла на второй год после кончины Мириана и была похоронена рядом с супругом [20].
Датировка
Первые даты царствования Мириана (265 - 342) установил царевич Вахушти Багратиони (XVIII в.) [21], в грузинской историографии эта датировка всегда вызывала сомнения как ничем не обоснованная. По мнению Ф. Д. Жордании, Мириан скончался приблизительно в 349/350 году [22]. С. Р. Горгадзе, М. Г. Джанашвили, К. Кекелидзе, Г. Меликишвили, Н. Джанашия отождествляли Мириана с иверийским царем Мерибаном, упомянутым позднеримским историком Аммианом Марцеллинном при описании событий 361 года. На основании этого они считали, что Мириан правил с начала IV века по 362 год (Горгадзе), в 284 - 362 годах (Джанашвили [23]), в 323 - 362 годах (Кекелидзе [24]), в 320-330-х - 338 или 362 (Меликишвили [25]). Джанашия датой кончины Мириана считал 362 год [26], А. Богверадзе - 363 год [27]. В. Гоиладзе в исследовании "Хронология христианских царей рода Парнавазиани" отметил, что Мириан родила в 250 году, в 257 году женился на Абешуре (+ 265), в 297/298 году занял трон, ок. 298/299 года женился на Нане, в 317/318 году объявил христианство государственной религией, скончался в 334 году в возрасте 84 лет [28].
Источники
Основные сведения о Мириане содержатся в сборниках древнегрузинских летописей "Мокцеваи Картлисай" (Обращение Картли; МК; V-VII вв.) и "Картлис Цховреба" (Жизнь Картли; КЦ; VII-XI вв.), передающих многовековые сведения о Мириане. Синайская редакция МК (до X в.), повествуя о временах Мириана, указывает свой источник [29]. Все источники подчеркивают, что повествование о принятии христианства Мирианом было создано уже в IV веке современницами царя придворными дамами Саломеей Уджармской и Перожаврой Сивнийской, которым об этом перед своей смертью рассказала равноап. Нина [30]. Жизнь Мириана также описала ученица св. Нины св. Сидония. Ее рассказ сохранился в шатбердской (челишской) и синайской редакциях МК: в шатбердской - соч. "Описание Сидонии, которая присутствовала и описала обращение царя Мириана и воздвижение креста" [31], в синайской - соч. "Сидония, дочь Авиафара, описала обращение царя Мириана" [32]. В этих же источниках помещены сочинение самого Мириана - "Письмо, которое написал царь Мириан перед смертью" [33] и эпистолярный материал, связанный с Мирианом и с событиями Крещения Картли, напр. "Письмо, которое написали Римский патриарх и Бранджский царь царю Мириану и народу Картли" [34]. По исследованиям грузинского историка М. С. Чхартишвили, в основе МК лежит летопись IV века, к которой позже были добавлены хроники разных веков включительно до X века. Этим источником как историей основания Грузинской Церкви до X века пользовались монахи грузинской общины Екатерины великомученицы монастыря на Синае.
В КЦ помещено приписываемое Леонтию Мровели соч. "Обращение царя Мириана и вместе с ним всей Картли святой Ниной" [35]. Предположительно оно объединяет более древние сведения и предания разных веков о Мириане. Значительными считаются созданное мон. Арсением в XII веке метафрастическое Житие равноап. Нины [36], сочинения католикоса-патриарха Грузии Николая I (Гулаберисдзе) и др. авторов [37], а также посвященная Мириану часть сочинения Вахушти Багратиони «История царства Грузинского» [38]. О принятии христианства Иберией (Картли) в эпоху Мириана упоминают почти современники описываемых событий - римские, византийские и армянские историки IV-V веков Геласий, еп. Кесарии Палестинской [39], Руфин Аквилейский [40], Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит, еп. Кирский [41], Мовсес Хоренаци [42] и др.
Литература
- Мокцеваи Картлисай: Шатбердская и Челишская редакции // ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 81-163;
- Леонти Мровели. Обращение Картли св. Нино // КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138;
- Леонти Мровели. Обращение Картли св. Нино // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-74;
- Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии / Греч. тексты с груз. пер. С. Каухчишвили. Тб., 19612. Т. 1 (на груз. яз.);
- Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4);
- Житие Петра Ивера: Сирийская ред. / Издал и коммент. снабдил И. Лолашвили. Тб., 1988 (на груз. яз.);
- Мокцеваи Картлисай: Обнаруженные синайские редакции. Тб., 2007 (на груз. яз.);
- Святая Нина, просветительница Грузии: Избр. источники. Мцхета, 2015 (на груз. яз.).
- Броссе Ж. История Грузии. Тифлис, 1895. С. 23-24 (на груз. яз.);
- Болотов В. В. Рец. на соч. Г. Гамрекелова «Древнейшая история Церкви в Грузии» // ХЧ. 1898. Вып. 4;
- Горгадзе С. Начало Грузинской Церкви // Моамбе. 1905. № 3. С. 1-29 (на груз. яз.);
- Кекелидзе К. У истоков христианизации Картли // Он же. Этюды. Тб., 1955. Т. 3. С. 16-22;
- Меликишвили Г. К вопросу хронологии истории Картли (Иберии) // Шромеби (Труды) / Ин-т истории АН Грузии. Тб., 1958. Вып. 4. Ч. 1. С. 160-163, 170 (на груз. яз.);
- он же. К истории Древней Грузии. Тб., 1959. С. 47, 282, 291;
- Джанашия Н. Восточная Грузия (Картли) в IV-V вв. // Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 2 (на груз. яз.);
- он же. То же // ОИГ. 1988. Т. 2. С. 38-51;
- Богверадзе А. Политическое и социально-экономическое развитие Картли в IV-VIII вв. Тб., 1979. С. 32-39 (на груз. яз.);
- Гоиладзе В. Хронология христианских царей рода Парнавазиани. Тб., 1990 (на груз. яз.);
- Патаридзе Л. Мириан и его царствование: Идеологический аспект // Политическая и культурная идентичность груз. общности IV-VIII вв.: Мир «Картлис цховреба». Тб., 2009. С. 37-54 (на груз. яз.);
- Анания (Джапаридзе), митр. Грузинская Православная Церковь. Тб., 2011. С. 94-129 (на груз. яз.);
- Анания (Джапаридзе), митр. Ариан-Картли: Ист. епископии Иверии. Тб., 2015 (на груз. яз.).
Использованные материалы
- Митр. Анания (Джапаридзе). "Мириан" // Православная энциклопедия, т. 45, с. 348-352
[1] Леонти Мровели. 1955. С. 63-64; Он же. 2008. С. 40-41
[2] Горгадзе. 1905. С. 25
[3] Леонти Мровели. 1955. С. 65; Он же. 2008. С. 41
[4] Леонти Мровели. 1955. С. 66; Он же. 2008. С. 41-42
[5] Леонти Мровели. 1955. С. 67; Он же. 2008. С. 42
[6] Леонти Мровели. 1955. С. 68; Он же. 2008. С. 42
[7] Леонти Мровели. 1955. С. 69; Он же. 2008. С. 42-43
[8] Леонти Мровели. 1955. С. 70-71; Он же. 2008. С. 43
[9] Леонти Мровели. 1955. С. 86, 88, 90, 91; Он же. 2008. С. 48-51
[10] Леонти Мровели. 1955. С. 102, 103, 105; Он же. 2008. С. 51-56
[11] Леонти Мровели. 1955. С. 109-111; Он же. 2008. С. 57-58
[12] Леонти Мровели. 1955. С. 112-114; Он же. 2008. С. 58-60
[13] Леонти Мровели. 1955. С. 116; Он же. 2008. С. 60-61
[14] Леонти Мровели. 1955. С. 124-125; Он же. 2008. С. 64
[15] Георгика. 1961. Т. 1. С. 179-185
[16] Житие Петра Ивера. 1988. С. 82
[17] Болотов. 1898. С. 260
[18] Горгадзе. 1905. С. 24; Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 276
[19] Леонти Мровели. 1955. С. 125, 128; Он же. 2008. С. 64-65
[20] Леонти Мровели. 1955. С. 129; Он же. 2008. С. 65-66
[21] Вахушти Багратиони. 1973. С. 8
[22] Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 42
[23] Джанашвили. 1906. С. 201
[24] Кекелидзе. 1955. С. 53
[25] Меликишвили. 1958. С. 170
[26] Джанашия. 1973. С. 91
[27] Богверадзе. 1979. С. 20
[28] Гоиладзе. 1990. С. 77
[29] Святая Нина. 2015. С. 22
[30] КЦ. 1955. Т. 1. С. 64-130; в рус. пер.: Обращение царя Мириана и с ним всея Картли св. и блаженной матерью нашей апостолом Нино // Леонтий Мровели. 2008. С. 44-52
[31] Леонти Мровели. 1955. С. 89
[32] Леонти Мровели. 1955. С. 47 (в рус. пер.: Рассказ женщины Сидонии, которая была ученицей Нино и которая видела и описала обращение царя Мириана чудом, и мольбы Нино о признании Христа, воздвижении креста, строительстве церквей и сотворении в них чудес // Леонтий Мровели. 2008. С. 57-64
[33] Леонти Мровели. 1955. С. 53
[34] Леонти Мровели. 1955. С. 177; в рус. пер.: Послание, написанное патриархом Римским и царем бранджей к Нино и царю Мириану и ко всему народу Картли // Леонтий Мровели. 2008. С. 64-66
[35] Леонти Мровели. 1955. Т. 1. С. 72-196
[36] ПДГАЛ. 1971. Т. 3
[37] ПДГАЛ. 1968. Т. 4; 1971. Т. 3
[38] Вахушти Багратиони. 1973. С. 71-94
[39] Георгика. 1961. Т. 1. С. 194, 207
[40] Rufin. Hist. eccl. X 10
[41] Theodoret. Hist. eccl. I 24
[42] Moses of Khoren. History. 1978. Сap. 86