Евагрий (+ 392/393), архиепископ Антиохийский (с 388), преемник еп. Павлина во главе общины евстафиан в Антиохии.
По преданию, Евагрий был потомком знатного антиохийца Помпеяна [1], носившего при имп. Аврелиане (270-275) звание дукса и отличившегося во время войны против царицы Пальмиры Зиновии [2]. Учился в Антиохии у ритора Ливания [3]. В одном из посланий Ливаний рассказывает о том, как вместе с префектом Востока Саллюстием помог некоему Евагрию решить его финансовые проблемы [4], однако неясно, идет ли в этом случае речь о Евагрии.
В 362 году по поручению свт. Афанасия I Великого в Антиохию прибыл еп. Евсевий Верцелльский как представитель Александрийского Собора (362). Однако ему не удалось примирить евстафиан и мелетиан в Антиохии. Евсевий покинул Антиохию, к нему примкнул Евагрий, который в это время не был сторонником ни евстафиан, ни мелетиан и стремился остаться в общении со свт. Афанасием и западными епископами [5].
В Италии Евагрий жил в Верцеллах (совр. Верчелли) до смерти Евсевия (371), посещал Рим, где участвовал в споре за Римскую кафедру между Урсином и Дамасом, поддерживая последнего. В Риме Евагрий познакомился с блж. Иеронимом Стридонским, помогал епископам Евсевию Верцелльскому и Иларию Пиктавийскому в борьбе против арианина Авксентия I, еп. Медиоланского [6]. Был доверенным лицом папы Дамаса I [7]. Вероятно, участвовал в Римском Соборе 372 года, на котором был осужден Авксентий.
В Италии Евагрий принял сан пресвитера [3].
В 372 году в Рим прибыл диак. Сабин с посланием св. Василия Великого, еп. Кесарии Каппадокийской, о восстановлении общения между Западом и православная частью восточного епископата. Папа Дамас счел Сабина лицом недостаточно достойным возложенной на него миссии, и Рим предложил свт. Василию прислать более надежного человека [1], но все же отправил ответное посольство. В 373 году Евагрий был направлен на Восток с исповеданием веры от Дамаса, адресованным свт. Василию Великому, которое последний должен был подписать без каких-либо поправок. После этого представительная делегация восточных епископов доставила бы исповедание обратно в Рим. Свт. Василий не принял эти условия.
После встречи со свт. Василием Евагрий направился в Антиохию. Он отказался войти в общение с диак. Дорофеем из общины антиохийских мелетиан [8], однако открыто не перешел на сторону евстафиан.
В 375 году папа Дамас в послании к восточным епископам официально признал законным епископом Антиохии Павлина, преемника Евстафия [9]. Решение Рима повлияло на Евагрия, с этого времени он примкнул к евстафианам и стал видным деятелем общины еп. Павлина. Он опубликовал памфлет "Опровержение лицемерия Мелетия и Евсевия Самосатского" [10], написал послание к свт. Василию [11], в котором показал себя ревностным евстафианином.
Блж. Иероним, прибыв в Антиохию, под влиянием Евагрия общался с Павлином [12]. Он гостил некоторое время в имении Евагрия Марония. Евагрий помогал блж. Иерониму материально, а когда тот удалился в пустыню Халкида, занимался его финансовыми делами [13], посещал его и переписывался с ним [14]. По свидетельству блж. Иеронима, их связывала тесная дружба [15].
О церковном служении Евагрия в Антиохии в 370-х годах сведений нет. В 381 году во время II Вселенского Собора в Константинополе скончался еп. Мелетий Антиохийский. Собор избрал преемником Мелетия пресв. Флавиана [16], несмотря на то что Церковь на Западе и некоторые участники Собора выступали за объединение антиохийской общины под властью Павлина. Римский Собор 382 года вновь объявил Павлина единственным законным епископом Антиохии [17]. В актах Собора западных епископов в Аквилее (381), проходившего одновременно со II Вселенским Собором, стоит подпись некоего пресвитера и легата Евагрия. Им вполне мог быть Евагрий, который представлял еп. Павлина, не имевшего своей делегации на Константинопольском Соборе. Около 388 года Павлин избрал своим преемником Евагрия и сам рукоположил его [18]. В VI веке еп. Севир Антиохийский приводил поставление Евагрия как образец неканоничного рукоположения епископа [19]. Сомнительным с канонической точки зрения признавали положение Евагрия даже на Западе [16].
Став епископом, Евагрий развернул в Антиохии активную борьбу против Флавиана, вызвавшую недовольство имп. Феодосия I Великого. Свт. Амвросий Медиоланский также неодобрительно относился к деятельности Евагрия [20]. Обе партии в Антиохии не желали прийти к согласию. Западный епископат вновь попытался вмешаться в дела Антиохии, и на Соборе в Капуе (зима 391/2) от лица папы Сириция было принято решение просить архиеп. Феофила Александрийского быть посредником в урегулировании конфликта. Однако Феофил уклонился от этой миссии. По сообщению Севира Антиохийского, в 393 году в Кесарии Палестинской состоялся Собор по делу Флавиана и Евагрия, который вынес решение в пользу Флавиана. Ему предписывалось принять в общение всех клириков Евагрия [21].
Смерть Евагрия, последовавшая вскоре, облегчила исполнение этих решений. Флавиан был окончательно признан в Риме при папе Анастасии I (399-401; согласно Сократу Схоластику и Созомену [22]) или при Иннокентии I (401-417; согласно Феодориту Кирскому [16]). Однако часть сторонников Евагрия продолжала отстаивать свою позицию еще десятилетие спустя по смерти Флавиана [23]. Дата кончины Евагрия неизвестна, вероятно, после рукоположения он прожил недолго [24]. В начале V века ради сохранения мира имя Евагрия было внесено в диптихи Александрийской Церкви после имени Флавиана [25]. Св. Палладий, еп. Еленопольский, в «Диалогах о жизни Иоанна Златоуста» дал положительный отзыв о Евагрии как о великом борце за благо Церкви [26].
Сочинения
Блж. Иероним Стридонский упоминает, что, когда он жил в Антиохии, Евагрий читал ему свои произведения, еще никому не известные [27]. Наиболее значительный труд Евагрия - перевод на лат. язык Жития Антония Великого, посвященный другу Иннокентию из Аквилеи [28]. Так же как блж. Иероним, Евагрий придерживался принципа передачи скорее смысла произведения, а не дословного перевода [29]. Эта традиция оказала большое влияние на развитие перевода у западного монашества, вытеснив более раннюю, основанную на дословном переводе. Сохранились также послание Евагрия к свт. Василию Великому (нач. 374; ранее ошибочно приписывалось свт. Аполлинарию Лаодикийскому), "Опровержение лицемерия Мелетия и Евсевия Самосатского" (375; посвящено защите еп. Павлина и опровержению арианства-омийства). Содержание этого сочинения говорит о том, что автор был плохо знаком с церковной жизнью в Антиохии и с богословской позицией Мелетия после 363 года.
Ж. Морен предполагал возможное отождествление Евагрия с Амброзиастером, но эта гипотеза не нашла признания в совр. научной традиции [30].
Литература
- Brooks E. W. A Synod at Caesarea in Palestine in 393 // JThSt. 1902. Vol. 3. N 11. P. 433-436;
- Cavallera F. Le schisme d'Antioche: IV-V siècle. P., 1905. P. 267-388;
- Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Серг. П., 19142;
- Wilmart A. Une version latine inédite de la vie de Saint Antoine // RBen. 1914/1919. Vol. 31. P. 163-173;
- Bardy G. Le Déclin de ŀArianisme // Histoire de ŀÉglise. P., 1938. T. 3. P. 269;
- Richard M. S. Basil et la mission du diacre Sabinus // AnBoll. 1949. Vol. 67. P. 197-201;
- Labourt J., ed. St. Jerom. Lettres. P., 1953. T. 3. P. 248-259;
- Roey A., van. Euagrios von Antiocheia // LTK. Bd. 6. Col. 1140;
- Spanneut M. Évagre ďAntioche // DHGE. Vol. 16. Col. 102-107;
- Frank K. S. Evagrios von Antiocheia // LexMA. Bd. 4. Col. 126;
- Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381. Edinb., 1988. P. 798.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. "Евагрий Антиохийский" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 556-557
[1] Basil. Magn. Ep. 138
[2] Eusebii Chronicorum Libri duo / Ed. A. Schöne. B., 1866. Zürich, 1999r. T. 2. P. 185
[3] Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3
[4] Libanius. Ep. 1321 // Opera / Ed. R. Foerster. Lpz., 1922. Vol. 11
[5] ср.: Basil. Magn. Ep. 138
[6] Hieron. Ep. ad Innocentium. 1. 15 // PL. 22. Col. 331
[7] Hieron. Ep. ad Damasum // Ibid. Col. 358
[8] Basil. Magn. Ep. 156
[9] Damasus. Ep. 3 // PL. 13. Col. 356-357
[10] Refutatio hypocrisis Meletii et Eusebii Samosatensis // PG. 32. Col. 1105-1108
[11] Basil. Magn. Ep. 364
[12] Hieron. Ep. ad Damasum. 15-16 // PL. 22. Col. 358-359
[13] Hieron. Ep. ad Florentium. 5. 3 // PL. 22. Col. 337
[14] Hieron. Ep. ad Chromatium. 7. 1 // Ibid. Col. 339; Idem. Ep. ad Damasum. 15. 5 // Ibid. Col. 358
[15] Hieron. Ep. ad Innocentium. 1. 15 // Ibid. Col. 331; Idem. Ep. ad Rufinum. 3. 3 // Ibid. Col. 333
[16] Theodoret. Hist. eccl. V 23
[17] Hieron. Ep. ad Eustochium. 108. 6 // PL. 22. Col. 881; Idem. Ep. ad Principium // Ibid. Col. 1091
[18] Theodoret. Hist. eccl. V 23; Socr. Schol. Hist. eccl. V 15
[19] Sever. Antioch. Ep. 5. 6 // The Sixth Book of the Select Letters / Ed. E. W. Brooks. L., 1904. Vol. 2. Pt. 2. P. 302-303
[20] Ambros. Mediol. Ep. 56
[21] Sever. Antioch. Ep. 2. 3 // The Sixth Book. 1904. Vol. 2. Pt. 1. P. 223-224; Idem. Ep. 5. 6 // Ibid. Pt. 2. P. 302-304
[22] Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VIII 3
[23] Theodoret. Hist. eccl. V 35
[24] Hieron. De vir. illustr. 125; Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VIII 3
[25] Cyr. Alex. Ep. 75 // PG. 77. Col. 352
[26] Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 6
[27] Hieron. De vir. illustr. 125 // PL. 23. Col. 713
[28] Vita Antonii // BHL, N 609; PL. 73. Col. 125-170
[29] Hieron. Ep. 57 // PL. 22. Col. 572
[30] Morin G. Qui est Ambrosiaster?: Solution nouvelle // RBen. 1914/1919. Vol. 31. P. 1-34