Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДИОСКОР РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Диоскор (лат. Dioscorus; греч. Διόσκορος; + 530), папа Римский

Был диаконом в Александрии, но из-за споров с монофизитской партией был вынужден переехать в Рим. Его приезд совпал с началом борьбы за папский престол. В 498 году римский пресв. Лаврентий, принадлежавший к т. н. византийской партии, заручился поддержкой влиятельного сенатора Феста и попытался оспорить законность избрания на папский престол Симмаха. В 499 году Лаврентий подчинился папе, однако в 501 году снова начал бороться за Римскую кафедру. Это привело к беспорядкам в городе. В 501 и 502 году в Риме были проведены два Собора, на которых Симмах был признан законным папой. Диоскор, выступавший на стороне папы Симмаха, в 506 году отправился в Равенну к остготскому королю Теодориху Великому и убедил его в необходимости поддержать Симмаха. Король приказал Фесту прекратить поддержку Лаврентия, восстановил права папы Симмаха и передал ему церкви, занятые его противниками (март 507).

В начале 519 года Римский папа Гормизд направил в Константинополь ко двору имп. Юстина I посольство, которое фактически возглавлял диакон Диоскор (официально он был лишь переводчиком). После прибытия посольства в Константинополь (25 марта) патриарх Иоанн II Каппадокиец в присутствии имп. Юстина I обсуждал т. н. формулу Гормизда (libellus Hormisdae). Содержащееся в ней требование осудить всех Константинопольских предстоятелей, занимавших кафедру после начала Акакианской схизмы (484), вызвало протест. Диоскор, на которого формально не распространялся папский запрет легатам вступать в прения, сумел убедить патриарха, императора и епископов в необходимости вычеркнуть из церковных диптихов имена патриарха Акакия и императоров Зинона и Анастасия. Формула Гормизда была торжественно подписана 28 марта 519 года, что означало успешное уврачевание схизмы между Римом и Константинополем. В апреле Диоскор составил отчет о деятельности легатов [1]. Папа высоко оценил дипломатические способности Диоскора. Папа Гормизд решил помочь его назначению на вдовствующую Александрийскую кафедру [2]. Однако имп. Юстин планировал возвести Диоскора на Антиохийскую кафедру вместо еретика Севира. Папа и император не смогли достичь соглашения.

В Константинополе Диоскор принял участие в деле скифских монахов, глава которых Иоанн Максентий вручил ему "Записку о вере" (Libellus fidei), где провозглашалась теопасхитская формула "един от Святой Троицы пострадал во плоти" (unus ex Trinitate passus est carne; ἕνα τῆς Τριάδος πεπονθέναι σαρκί). Диоскор, ссылаясь на решения IV Вселенского Собора, отверг эту формулировку и сообщил о ней в Рим [3]. Монахи отправились к папе и обвинили Диоскора в несторианской ереси, тогда Диоскор в послании к Гормизду от 15 октября 519 года выставил скифских монахов в черном свете, но предупредил, что они пользуются поддержкой магистра армии Виталиана и, возможно, патриарха [4]. Донесения Диоскора и легатов вынудили папу поторопиться выпроводить скифских монахов из Рима [5]. Во время пребывания Диоскора в Константинополе умер патриарх Иоанн, и на его место был поставлен Епифаний (25 февраля 520). Сообщение Диоскора об этом, отправленное 29 февраля, было получено в Риме 7 апреля. После похвалы почившему Диоскора предостерегал Гормизда в отношении личности Епифания: хотя тот и обещал следовать курсу предшественника и не нарушать церковного мира, но никто не знает, каковы его замыслы и что он реально способен сделать [6]. В сентябре 520 года Диоскор вернулся в Рим.

Послания Диоскора в Рим отличаются от сухих официальных отчетов; в них перед папой раскрываются веяния и настроения при византийском дворе, что дает возможность предположить их секретный характер (особенно это касается двух последних писем). Во всех случаях Гормизд обращается к Диоскору отдельно от легатов, что указывает на его высокий неофициальный статус.

Вернувшись в Рим, Диоскор приобрел многочисленных сторонников и стал главой визант. партии. После смерти папы Иоанна I (18 мая 526) некто, обозначенный в источниках как summota persona (перемещенное лицо, беженец), добивался избрания на папский престол. Вероятно, это был александриец Диоскор. Однако 12 июля 526 года под давлением кор. Теодориха, не желавшего избрания кандидата византийской партии, на папский престол был избран Феликс IV.

Через несколько лет понтифик тяжело заболел. Чтобы не допустить борьбы за папский престол в случае своей смерти, 30 августа 530 года  Феликс IV торжественно возложил паллий на остгота Вонифатия, пресвитера церкви св. Цецилии, объявив его своим преемником. 20 сентября понтифик скончался. Вскоре часть римского духовенства и сенаторов собралась в базилике Юлия (совр. церковь Санта-Мария ин Трастевере) и возвела Вонифатия на папский престол. Однако в это же время 60 из 67 римских пресвитеров в присутствии большинства сенаторов собрались в Латеранской базилике и избрали папой Диоскора. Римляне поддержали Диоскора, т. к. не одобряли политику остготской партии, представителями которой были Феликс IV и Вонифатий. Соперничество пап вызвало недовольство равеннского двора, на поддержку которого рассчитывал Вонифатий.

Однако менее чем через месяц, 14 октября 530 года, Диоскор скончался, и его сторонники подчинились Вонифатию II, признав законным его возведение на папский престол. Желая укрепить свое положение как законный папа, Вонифатий II потребовал анафематствовать покойного Диоскора: этот акт от 27 декабря 530 года были вынуждены подписать бывшие сторонники Диоскора из числа клириков (субурбикарные (пригородные) епископы отказались подписать анафему). Но уже в 535 году Диоскор был реабилитирован папой Агапитом I, который публично сжег грамоту с анафемой. В 553 году на V Вселенском Соборе Диоскор упоминался как законный папа Римской Церкви (Papa Romanae Ecclesiae). Тем не менее в списках Римских пап его имя отсутствовало; со второй половины XX века в официальных перечнях Диоскор стал указываться как антипапа, с примечанием, что, возможно, он был законным папой [7].

Литература

  • LP. Vol. 1. P. 46, 265, 270, 273-274, 281-283, 287;
  • Collectio Avellana / Ed. O. Günter. Pragae, 1895-1898. Vol. 35. Pt. 2. P. 619-621, 629-632, 675-676, 682-683, 685-687;
  • CPL, N 1620;
  • CPG, N 9234, 9241, 9264, 9277.
  • Geschichte Roms u. der Päpste im Mittelalter / Dargest. v. H. Grisar. Freiburg i. B., 1901. Bd. 1: Rom beim Ausgang d. antiken Welt;
  • Wurm H. J. Die Papstwahl: Ihre Geschichte u. Gebräuche. Köln, 1902;
  • Болотов. Лекции. Т. 2. С. 181-182, 189; Т. 3. С. 366-367;
  • Les Papes du VIe siècle // An. Pont. Cath. P., 1908. P. 100;
  • Maspero J. Histoire des Patriarches d'Alexandrie, depuis la mort de l'Empereur Anastase jusqúà la réconciliacion des Églises Jacobites (518-616). P., 1923. P. 74;
  • Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb. (Mass.), 1950. P. 170-171, 176, 178-179, 188, 191, 194-195, 197-198, 284;
  • Marot M. Dioscore // DHGE. Vol. 14. Col. 507-508;
  • Desmulliez J. Dioscore // Dictionnaire hist. de la Papauté. P., 1994. P. 567.

Использованные материалы



[1]  Collectio Avellana. 2. N 167

[2]  Collectio Avellana. N 173, 175

[3]  Collectio Avellana. N 216 от 29 июня 519

[4]  Collectio Avellana. N 224

[5]  Collectio Avellana. N 227

[6]  Collectio Avellana. N 222

[7]  An. Pont. 2007. P. 9

Редакция текста от: 09.01.2022 14:04:09

"ДИОСКОР РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google