Свт. Иоанн Каппадокиец, патр. Константинопольский. Строгановский иконописный лицевой подлинник, 30 августа (фрагмент). Русь, кон. XVI - нач. XVII в. (изд. в Москве в 1869 г.) |
Память 25 августа (Греч. [1])
По-видимому, происходил из Каппадокии, на что указывает его прозвание. К 518 году был пресвитером и синкеллом Константинопольской Церкви, был халкидонитом, но придерживался официальной на тот момент церковной позиции признания "Энотикона" 482 года. Находясь при смерти, патриарх Тимофей I указал на Иоанна как на преемника, с чем согласился и византийский император Анастасий I. По Брокгаузу, Иоанн был избран на патриарший престол более по желанию народа, чем по желанию императора Анастасия.
В 518 году поставлен патриархом Константинопольским. Во время поставления в Константинополе прошла манифестация православных, требовавших от патриарха анафематствования лидера монофизитов патриарха Севира Антиохийского.
В первые месяцы патриаршества Иоанн избегал открытых суждений о Халкидонском Соборе, несмотря на оказываемое давление со стороны как монофизитской, так и православной партий.
Восстановление халкидонского православия
Со смертью имп. Анастасия и восшествием на престол имп. Юстина I в июле 518 года в церковной политике произошли значительные изменения. 15 июля в соборе Св. Софии в присутствии Юстина и патриарха Иоанна состоялось очередное выступление под руководством монахов-акимитов народа, который, славословя нового императора и патриарха, требовал немедленного осуждения Севира и восстановления халкидонского исповедания. Патриарх заверил паству в том, что он всегда принимал Халкидонский Собор наряду с тремя первыми Вселенскими Соборами, но ответ не удовлетворил толпу, которая пригрозила запереть двери храма, пока не будет вынесено официальное осуждение монофизитства и утверждено Православие, а также установлен особый день памяти отцов Халкидонского Собора. Юстину, вероятно, удалось покинуть храм, но патриарха народ продолжал удерживать, и тогда диакон Самуил торжественно провозгласил память отцам Халкидонского Собора. С этого момента празднество (воскресенье после 15 июля) вошло в литургическую практику Церкви. Патриарх был вынужден быстро созвать Собор из находившихся при нем 12 епископов, который вынес осуждение Севиру.
16 июля Иоанн Каппадокиец помянул за литургией имена папы Льва I Великого и константинопольских патриархов Евфимия I и Македония II (ранее низложенных имп. Анастасием). При этом народ в храме продолжал требовать полного восстановления халкидонского Символа веры и внесения в диптихи ее защитников. После литургии оглашенных выяснилось, что двери храма забаррикадированы, патриарх Иоанн вновь был вынужден исполнить все требования народа. При дворе образовалась партия во главе с Амантием (бывш. препозит имп. опочивальни при имп. Анастасии), выступившая против патриарха и обвинявшая его в уступчивости антихалкидонитам, в измене обещаниям, данным при поставлении. Однако спустя несколько дней имп. Юстин отстранил от должностей ряд высших сановников Анастасия, в т. ч. Амантия, в результате чего интрига не получила развития.
Для официального подтверждения своих действий, совершенных под нажимом народа, 20 июля патриарх Иоанн Каппалокиец созвал Собор, на котором присутствовало около 40 епископов, находившихся в Константинополе. На Соборе была подана петиция акимитов с теми же требованиями, что накануне выдвигались толпой в храме. Собор подтвердил все действия патриарха. Севир Антиохийский был анафематствован после рассмотрения его сочинений, в которых были обнаружены осуждения Халкидона. Сам патриарх Иоанн не присутствовал на Соборе, и епископы направили ему особое послание, в котором извещали патриарха о результатах своей деятельности.
Вскоре был издан имп. рескрипт о восстановлении халкидонского православия и возвращении из ссылки всех лиц, изгнанных на основании религиозных убеждений. Патриарх Иоанн Каппадокиец в это время обратился к патриарху Иоанну III Иерусалимскому и еп. Епифанию Тирскому, сообщая им о совершившихся событиях. В Египте, куда вынужден был переехать осужденный Севир Антиохийский, во многих районах Сирии и Сев. Месопотамии преобладали монофизиты, поэтому перемены в религиозной политике Константинополя там были встречены негативно.
Преодоление акакианской схизмы
В начале августа 518 года имп. Юстин направил папе Римскому Гормизду послание о своем восшествии на престол и желании восстановить церковный мир. 7 сентября в Рим была вновь отправлена посылка с письмами Юстина, его племянника новиллиссима Юстиниана и Иоанна Каппадокийца [2]. Император и патриарх Иоанн просили прислать в Константинополь папских легатов для восстановления общения между Церквами, а также уведомляли, что имена папы Льва и самого Гормизда уже включены Иоанном Каппадокийцем в диптихи. Вопрос об отправке легатов и переговорах с Константинополем обсуждался на Римском Соборе. В январе 519 года папа прислал письма императору и патриарху, в которых выразил удовлетворение решениями патриарха Иоанна, но привлек его внимание к вопросу об осуждении патриарха Акакия [3].
25 марта 519 года в Константинополь прибыли легаты: епископы Герман и Иоанн, пресв. Бланд, диак. Феликс, нотарий Петр и александрийский диак. Диоскор. В 10 милях от города их встретили магистр Виталиан и Юстиниан. 26 марта делегация была принята императором и синклитом. Патриарха Иоанна Каппадокийца представляли четыре епископа. Легаты произнесли готовую формулу исповедания "Libellus Hormisdae", с которой согласились присутствовавшие епископы. 27-28 марта в императорском дворце состоялось заседание константинопольских клириков и епископов, где под председательством Иоанна Каппадокийца и в присутствии имп. Юстина и легатов обсуждались папские требования [4]. Поначалу патриарх Иоанн попросил легатов, чтобы те обосновали причину осуждения патриарха Акакия. Поскольку легатам было запрещено вступать в прения, позицию Рима отстаивал диак. Диоскор из Александрии, переводчик папского посольства. Кроме того, легаты требовали осуждения всех преемников патриарха Акакия на Константинопольском престоле, не находившихся в общении с Римом (патриархи Фравита, Евфимий I, Македоний II и Тимофей). Патриарх Иоанн хотел составить собственное исповедание, однако не получил разрешения, поскольку Юстин желал скорейшего завершения дела. Патриарх уступил давлению императора, подписал "Libellus Hormisdae" и полностью принял папскую форму исповедания, сделав к ней дополнение в виде предисловия. Осуждению подверглись также поддерживавшие "Энотикон" императоры Зинон и Анастасий. В предисловии патриарха Иоанна утверждался статус Константинопольского Собора 381 как Вселенского. Папа Гормизд, получивший документы константинопольского заседания, не стал возражать против этого дополнения.
Т. о. была преодолена 30-летняя акакианская схизма. Акт о восстановлении церковного общения Константинополя с Римом был зачитан в храме Св. Софии на Пасху 31 марта в присутствии патриарха, папских легатов и императорского двора, о чем император и патриарх известили папу. В послании патриарх выражал благодарность Римскому престолу и просил папу молиться за имп. Юстина, которого Провидение возвело на престол во благо Церкви [5]. Легаты оставались в Константинополе, наблюдая за исполнением соглашения, до 19 июля 519 года. В этот период "формула Гормизда" была подписана большой частью епископата Восточных Церквей.
19 января 520 года Иоанн Каппадокиец отправил в Рим новое послание, в котором рассказал о проблемах, возникших после принятия на Востоке "формулы Гормизда". Представители многих Церквей во второй половине 519 года прислали патриарху Иоанну свои исповедания, от которых они не были намерены отступать; патриарх обещал разобраться в этом вопросе [6]. В другом послании (конец января 520) Иоанн Каппадокиец извещал папу о том, что эти проблемы легко разрешимы. Письма не содержат конкретной информации о спорах в Восточных Церквах, т. к. подробности должен был изложить папе устно патриарший посланец экдик Павлин. Вместе с тем, очевидно, что в результате принятия "формулы Гормизда" под осуждение попадали также и православные иерархи, в т. ч. проявившие себя как защитники Халкидонского Собора (патриархи Евфимий и Македоний), и это положение не могло не вызвать протест многих общин православных на Востоке.
Наиболее сложным моментом стало принятие "формулы Гормизда" в Фессалонике, где папский легат еп. Иоанн был принят враждебно, а его требование подписать "Libellus..." вызвало возмущение народа, поддержанное еп. Дорофеем. Однако сведений об участии патриарха Иоанна в деле Дорофея нет. Переписка по этому вопросу шла между Гормиздом и имп. Юстином, минуя патриарха. В это же время папа писал о епископах Илии Кесарийском, Фоме и Никострате, которые были низложены при имп. Анастасии, но не восстановлены Юстином [7]. Папа не получил ответа от Юстина и 3 декабря обратился с письмом к патриарху Иоанну, прося его принять меры к восстановлению этих епископов на своих кафедрах. Однако Иоанн Каппадокиец, судя по всему, также не ответил папе. Переписка по этому вопросу продолжалась до середины 520 года.
Теопасхитские споры
В 519 году в Константинополе разгорелся спор между акимитами и скифскими монахами во главе с Иоанном Максентием. Скифские монахи впервые предложили ввести в православное богословие теопасхитскую формулу: "Един от Троицы был распят и пострадал". Спор не заинтересовал Иоанна Каппадокийца, но вызвал отклик в Риме, поскольку скифские монахи пытались заручиться поддержкой легатов. Как можно заключить из посланий Гормизда и диак. Диоскора [8], папа склонялся к тому, чтобы оставить этот вопрос на рассмотрение константинопольского патриарха. Диоскор упоминает лишь один эпизод вмешательства патриарха Иоанна в спор, когда патриарх вызвал для объяснений некоего диак. Виктора, который выступал против теопасхизма и был обвинен в ереси скифскими монахами. Однако о развитии этой ситуации Диоскор сведений не имел. Вероятно, определенного решения по теопасхизму Иоанн Каппадокиец принять не успел.
Патриарх Иоанн скончался в феврале 520 года в Константинополе.
Почитание
По мнению И. Делеэ, память Иоанна Каппадокийца отмечалась в византийских календарях 25 августа [9]. В этот день в Синаксарях содержится общая память Константинопольских патриархов Геннадия I (458-471), некоего Иоанна, Епифания (520-535) и Мины (536-552) [10] и проводится краткое Житие свт. Мины, к дате смерти которого (24 августа 552) приурочено поминовение всей группы патриархов. Т. к. Иоанн Каппадокиец на Константинопольской кафедре был предшественником свт. Епифания, перед которым упомянут некий патриарх Иоанн, то данное отождествление выглядит убедительным. Предположение, что Иоанн Каппадокиец поминается в византийских календарях 18 августа как некий Константинопольский патриарх Иоанн, память которого отмечена вместе с Константинопольским патриархом Георгием I (676-686) [11], маловероятно. Видимо, в памятной записи 18 августа речь идет о патриархе Иоанне V, который умер 18 августа 675 года [12].
На патриарха Иоанна указывают как на первого из Константинопольских епископов, использовавшего титул "Вселенский" [13].
Использованные материалы
- Зайцев Д. В. "Иоанн II Каппадокиец" // Православная энциклопедия, т. 23, с. 476-478:
- "Иоанн, константинопольские патриархи" // Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
[1] "Οἱ Ἅγιοι Ἐπιφάνιος, Ἰωάννης καὶ Γεννάδιος ὁ Σχολάριος Ἀρχιεπίσκοποι Κωνσταντινουπόλεως", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/457/sxsaintinfo.aspx.
[2] Сoll. Avel. Ep. 141, 143, 146
[3] Coll. Avel. Ep. 145
[4] Coll. Avel. Ep. 167
[5] Coll. Avel. Ep. 161
[6] Coll. Avel. Ep. 183
[7] послания Гормизда от 7 сент. 519; Coll. Avel. Ep. 202-203, 207, 210, 221
[8] Coll. Avel. Ep. 224
[9] SynCP. Col. 1035
[10] SynCP. Col. 924; Mateos. Typicon. T. 1. P. 383
[11] Jean le Cappadocien // DHGE. T. 26. Col. 374
[12] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 250
[13] "Патриарх в церковной иерархии" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/big/077/77358_brockhaus-efron.htm.