ИОСИФ (ЦВИЙОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Иосиф (Цвийович)
Митр. Иосиф (Цвийович)
Иосиф (Цвийович) (серб. Јосиф Цвијовић; 1878 - 1957), митрополит б. Скопский (Сербская Православная Церковь)

Родился 28 августа 1878 года в селе Дрежник, близ города Ужице в Сербии.

Окончил начальную школу в г. Пожега, реальную гимназию в Ужице и Белградскую семинарию.

В 1902 году женился на дочери священника.

15 сентября 1903 года рукоположен во диакона в г. Чачак, 1 октября 1903 года рукоположен во иерея. Служил в храмах в с. Драговац и в с. Миоковци близ Чачака.

В 1906 году - овдовел.

В 1908 году был направлен на учебу в Киевскую духовную академию, в 1912 году защитил магистерскую диссертацию "Вклад сербского священства в освобождение своего народа" [1].

Вернулся в Сербию и 14 сентября 1912 года был назначен преподавателем (Нового Завета, патрологии и пастырского богословия) Белградской семинарии, управляющим монашеской школой в монастыре Раковица и редактором журнала "Гласник" Сербской Православной Церкви. После начала 1-й Балканской войны (25 сентября 1912) оставил службу в монашеской школе и попытался вступить в действующую армию, примкнул к отряду четников во главе с Войном Поповичем. По некоторым свидетельствам, во время боевых действий он попал в плен к туркам, но бежал. В декабре 1912 года покинул отряд и служил санитаром в военном госпитале в Белграде.

15 сентября 1913 года принял монашеский постриг в монастыре Раковица и вновь возглавил монашескую школу.

В начале Первой мировой войны сформировал отряд из учеников монашеской школы, который в июле 1914 года участвовал в обороне Белграда. Затем командовал взводом четнического отряда, участвовал в Церской (16-19 августа 1914) и других битвах. В конце лета из-за болезни ног был отправлен в тыл, его отряд понес большие потери и был расформирован. Позже как священник 18-го пехотного полка вместе с Дунайской дивизией отступал через Черногорию к Адриатическому морю. В начале 1916 года вместе с сербской армией отступил на остров Корфу (Керкира), откуда был направлен с миссией во французский порт Бизерта на Средиземном море, в августе 1916 года - в Россию, вероятно для формирования сербских добровольческих отрядов. Позже был священником при 2-й Добровольческой дивизии сербов, хорватов и словенцев, воевавшей на территории России.

После Февральской революции 1917 вместе с оставшимися в живых солдатами дивизии покинул Россию и морским путем через Белое море, Северный Ледовитый и Атлантический океаны прибыл в Великобританию, 2 месяца провел в военном лагере в г. Уинчестер, в конце октября 1917 года приехал в Лондон. В Лондоне вместе с иером. Николаем (Велимировичем) вошел в Совет по образованию, который занимался вопросами, связанными с обучением и условиями жизни сербских студентов в Великобритании. 20 ноября 1917 года был освобожден от воинской обязанности и направлен в распоряжение Министерства образования.

После окончания войны вернулся на должность преподавателя Белградской семинарии и вскоре был назначен ректором семинарии в Призрене. В 1919 году участвовал в разработке Устава Сербской Православной Церкви.

Епископ Битольский

19 декабря 1920 года был избран епископом Битольским; кафедра находилась в городе Битола (Македония).

По его инициативе и еп. Жичского Николая (Велимировича) 20 октября 1921 г. в Битоле была открыта семинария им. св. ап. Иоанна Богослова, преподавателями которой были видные богословы иером. Иоанн (Максимович), прп. Иустин (Попович), иером. Киприан (Керн) и др. Он жертвовал семинарии деньги, книги, иконы, основал фонд (впоследствии получивший его имя) для выплат стипендий лучшим ученикам. В 1924 году в семинарии было ок. 200 учеников, к 1927 году она стала крупнейшей духовной школой в Сербской Церкви (ок. 400 учащихся и 50 преподавателей). Помимо сербов здесь обучались албанцы, чехи, словаки, карпатороссы, румыны и др.

В 1930-1931 годах он посетил Прикарпатскую Русь с миссией, члены которой вели работу по возвращению униатов в Православие и готовили учреждение Мукачевско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви.

Митрополит Скопский

1 января 1932 года был избран митрополитом Скопским, взошел на кафедру 17 января. Реорганизовал епархиальную жизнь, был инициатором открытия церковного музея Южной Сербии и первой в Сербии Галереи фресок, основал журнал "Христианское дело" [2].

После начала Второй мировой войны и оккупации территории Македонии (середина апреля 1941) он не был арестован немцами, но т. н. Македонский комитет, деятельность которого была направлена на отделение Македонии от Югославии, препятствовал его служению. Ему запретили служить в некоторые дни Страстной недели, 27 апреля приказали поминать на службах вместо короля Югославии болгарского царя Бориса III и как правящего архиерея иерарха Болгарской Православной Церкви митр. Врачанского Паисия (Анкова), но он не подчинился. 1 мая ему вручили акт с требованием передачи доставившим документ лицам церковных полномочий, денежных средств и имущества и уже готовое прошение о его добровольном отъезде из епархии. 4 мая его депортировали в Белград.

8 мая немецкие офицеры разрешили ему посетить находящегося под арестом патриарха Сербского Гавриила, который отказался назначить его своим заместителем, т. к. это противоречило Уставу Сербской Православной Церкви [3]. В июне 1941 года, как старший из находящихся на свободе архиереев (старшие по хиротонии архиереи митр. Загребский Досифей (Васич) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) были арестованы усташами, а еп. Бачский Ириней (Чирич) не мог выехать из венгерской оккупационной зоны), возглавил Священный Синод и фактически до конца 1946 года управлял Сербской Православной Церковью. Однако весь этот период его статус, хотя и подтвержденный Синодом, оставался спорным. На предложение немецких властей о сотрудничестве он выдвинул ряд требований (освобождение из-под ареста патриарха и других архиереев, восстановление границ Сербской Церкви, невмешательство в дела Церкви и т. д.), ни одно из которых не было выполнено. Немецкие власти вели постоянное наблюдение за ним: в досье немецких спецслужб (ныне хранится в Историческом архиве Белграда) он охарактеризован как находящийся в активной оппозиции к Германии.

Узнав об истреблении православных сербов в созданном усташами на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины "независимом государстве Хорватия, он отправил немецким властям 8 июля 1941 года Меморандум Сербской Православной Церкви о злодеяниях усташей в "независимом государстве Хорватия" с требованием прекращения геноцида. 4 января 1942 года при помощи Красного Креста и представителей протестантского духовенства передал сербским пленным, находящимся в немецких концлагерях, 110 тысяч экземпляров книги "Жизнь Иисуса Христа" и 1,8 тыс. молитвословов, богослужебные и духовные книги, церковную утварь и священнические облачения для проведения богослужений в лагерях.

Репрессии, коснувшиеся части сербского епископата и духовенства, и военные действия нарушали церковную жизнь Сербской Церкви, митр. Иосиф от имени Священного Синода в окружных посланиях неоднократно призывал священство и верующих продолжать служение в соответствии с Уставом Сербской Церкви.

После освобождения Белграда 20 октября 1944 года он приветствовал Красную армию. 22 октября был отслужен благодарственный молебен, 12 ноября в кафедральном соборе Белграда прошла заупокойная служба по погибшим "героям освобождения Белграда" [4]. Но надежды на улучшение положения Церкви не оправдались: 18 ноября 1944 года коммунистическое правительство Сербии запретило ему вернуться на свою кафедру, а патриарх Гавриил смог прибыть на родину только в ноябре 1946 года.

31 января - 2 февраля 1945 года присутствовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви во главе делегации Сербской Церкви. Входил в состав сербской делегации на московском совещании предстоятелей и представителей автокефальных православных Церквей (8-17 июля 1948). Содействовал открытию в церкви Святой Троицы подворья РПЦ в Белграде (апрель 1945) и передаче Мукачевской епархии в ведение Русской Церкви (октябрь 1945).

В марте 1945 года он благословил духовенство поминать на ектениях сербского короля Петра II Карагеоргиевича, вынужденного жить в эмиграции, и призвал верующих к выступлениям за возвращение монархического строя. Его призывы обсуждались депутатами Народной скупщины, в нескольких газетных статьях он был обвинен в нелегальном восшествии на Сербский патриарший престол и летом некоторое время провел под домашним арестом.

В апреле 1945 года, после известия об исчезновении и о вероятном убийстве коммунистами митр. Черногорско-Приморского Иоанникия (Липоваца), митр. Иосиф был назначен администратором Черногорско-Приморской митрополии, но созданное после окончания войны Объединение священников Черногории и Бока-Которской приняло резолюцию, в которой деятельность его была названа антинародной, и священники отказывались ему подчиняться [5]. После возвращения патриарха Гавриила в Югославию митр. Иосиф по собственному прошению 20 ноября 1946 года был освобожден от должности администратора.

В пасхальном послании 1946 года митр. Иосиф вместе с епископами Бачским Иринеем (Чиричем), Тимокским Емилианом (Пиперковичем) и Нишским Иоанном (Иличем) критиковал принятые коммунистическими властями законы, исключившие вероучение из школьных программ и упразднившие юридическую силу церковного брака, и высказался против проведения антирелигиозной кампании [6].

Арест

Лидер Югославии Иосип Броз Тито негативно относился к его деятельности, представители властей неоднократно советовали сербским иерархам отправить его на покой. В 1948 году, по сведениям Посольства США в Белграде, власти пытались обвинить его в шпионаже, до судебного процесса дело не дошло, но две недели владыка провел под строгим домашним арестом.

22 июня 1950 года состоялось открытие Архиерейского Собора СПЦ, созванного после смерти патриарха Гавриила для избрания нового предстоятеля, он должен был быть председателем и возможным кандидатом на патриарший престол. Но вместе с митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) был срочно вызван в окружной суд Белграда якобы для участия в качестве свидетелей в судебном процессе над прот. Миливоем Црвчанином. Заседание не состоялось из-за неявки обвиняемого, а он из здания суда был увезен сотрудниками органов сербской государственной безопасности в неизвестном направлении. По запросу Синода 24 июня председатель Комиссии по религиозным вопросам ответил, что Белградский суд выдвинул против митр. Иосифа обвинение, и он находится в монастыре Жича. 29 июня члены Архиерейского Собора выразили сожаление по поводу его ареста и отсутствия информации о его местопребывании и назначили временным администратором Скопской епархии еп. Злетовско-Струмицкого Викентия (Проданова), который 1 июля был избран патриархом Сербским.

Новый патриарх неоднократно просил власти освободить митр. Иосифа: во время личной встречи с Тито 25 сентября 1950 года, в специальных синодальных посланиях в октябре 1950 года и от 9 июня 1951 года, во время встречи в ноябре того же года с министром внутренних дел А. Ранковичем. Из монастыря Жича 6 января 1951 года митр. Иосиф был перевезен в монастырь Любостиня и 20 ноября 1951 года освобожден. Документы о судебном процессе над ним не сохранились.

Администратор Жичской епархии

Власти не позволили ему вернуться на Скопскую кафедру, и он был назначен администратором Жичской епархии, которой управлял 18 месяцев. В конце 1952 года по состоянию здоровья он был перевезен в белградскую больницу.

На покое

С 9 мая 1953 года жил во Введенском женском монастыре в Белграде.

Скончался 3 июля 1957 года в Белграде, 5 июля 1957 года был похоронен. В память о нём при построенной им церкви в родном с. Дрежник открыт музей.

Сочинения

  • Митр. Михаило (1826-1898) // ГлСПЦ. 1948. Бр. 2. С. 9-11;
  • Мемоари. Цетиње, 2006, 20082.

Литература

  • АВП РФ. Ф. Миссия в Белграде. Оп. 508/1. Спр. 270, 1908. Л. 75;
  • ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 3. Спр. 3494, 1912. Арк. 1-2.
  • Власть и Церковь в Вост. Европе, 1944-1953: Док-ты российских архивов. М., 2009. Т. 2: 1944-1953. С. 116, 117, 365, 480, 498.
  • Српска Православна Црква, 1920-1970 гг.: Споменица о 50-годишњици васпостављања Српске патриjаршиjе. Београд, 1971. С. 528-529.
  • Слиjепчевић. Историjа. 1991. Књ. 3. С. 108-118, 166-168.
  • Српска Црква у Другом светском рату: Из Архива Св. Архиjереjског Синода Српске Православне Цркве // Србиа и коментари. Београд, 1991. С. 87-162.
  • Српски jерарси. 1996. С. 261-263.
  • Сава (Вуковић), еп. Сећање на митр. скопског Jосифа // Црква, 1998:
  • Календар Српскоj Православноj Цркве. Београд, 1997. С. 70-73.
  • Живоjиновић Д. Р. Српска Православна Црква и нова власт: 1944-1950. Србиње и др., 1998. С. 13-38.
  • Пузовић П. Митр. Скопски Jосиф и манастир Хиландар // Црква, 1999: Календар Српске Православне Патриjаршиjе. Београд, 1998. С. 89-92.
  • Косик В.И. Русская Церковь в Югославии: (20-40-е гг. ХХ в.). М., 2000. С. 148, 155, 238, 239.
  • Ђурић В. Летопис Српске Православне Цркве, 1946-1958 г. Книн; Београд, 2000-2002. Књ. 1-3.
  • он же (Đurić V.). Josif (Cvijović), mitr. skopljanski, i Alojzije Stepinac, nadbiskup zagrebački, prvosveštenici Srpske pravoslavne i Rimokatoličke Crkve i prekrštavanje 1941-1945. g. // Dijalog povjesničaк-istoričara / Ed.: H. G. Fleck, I. Graovac. Zagreb, 2001. Knj. 4. S. 449-466
  • Мудри орач њиве Господње: Cпоменица Jосифа Цвиjовића епископа битољског и митрополита скопског. Цетиње, 2007.
  • Н. И. Спомен-дом митр. Jосифу Цвиjовићу // Православље. Београд, 2008. Бр. 998.
  • Jосиф (Цвиjовић) митр. скопски. Ужице, 20102.

Использованные материалы

  • Иером. Игнатий (Шестаков). "Иосиф" // Православная энциклопедия, т. 25, с. 675-677 (эл. версия 30 декабря 2015)



[1]  Павлюченко О. В. Серби та Чорногорцi в Украïнi (XIX - початок XX ст.): Бiографiчний словник. К., 2009. С. 156

[2]  Хришћанско дело. Скопjе, 1935-1941. Год. 1. Бр. 1 - Год. 7. Бр. 1

[3]  Гаврило (Дожић), патриjарх. Мемоари. Париз, 1974. С. 511-512

[4]  ГлСПЦ. 1944. Бр. 10-12. С. 81-82

[5]  ГлСПЦ. 1945. Бр. 9. С. 85-86

[6]  ГлСПЦ. 1946. Бр. 4. С. 50

Редакция текста от: 31.10.2021 20:57:59

"ИОСИФ (ЦВИЙОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google