Священномученник Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский |
Память 4 июня
В миру Йован (Иоанн) Липовац, родился 16 февраля 1890 года в Столиве, Черногория. Закончил гимназию в Которе, православную богословскую школу в Задаре и философский факультет Белградского университета.
8 ноября 1912 года был рукоположен в сан диакона епископом Бококторским Владимиром (Боберичем), а 10 ноября рукоположен в сан священника в храме свт. Николая Чудотворца в Которе.
Служил в Ластве, Которе, с февраля 1916 года - резервный военный священник.
В конце ноября 1918 года назначен управляющим приходом (парохией) в Петроваце, позднее стал настоятелем.
С 30 октября 1922 г. - преподаватель женской гимназии и учительской школы в Цетине, одновременно работал в Цетинской семинарии (богословии). В 1925 г. преподавал в Первой мужской гимназии Белграда.
29 августа 1925 г. возведен в сан протоиерея.
Овдовел.
8 декабря 1939 года Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви избран викарием Патриарха Сербского для Черногории с титулом епископа Будимльского. 1 февраля 1940 года пострижен в монашество митрополитом Скопским Иосифом (Цвиевичем), с наречением имени Иоанникий. 10 февраля состоялось наречение в кафедральном соборе Белграда, а 11 февраля 1940 года - хиротония, которую возглавил патриарх Сербский Гавриил в сослужении митрополита Скопского Иосифа и епископа Зворницко-Тузланского Нектария.
10 декабря 1940 года решением Архиерейского Собора был избран митрополитом Черногорско-Приморским с кафедрой в Цетине, взошел на кафедру 23 февраля 1941 года.
В годы войны
С началом войны в апреле 1941 года и оккупации Черногории архипастырь оказался в весьма сложном положении. В оккупированную итальянцами Черногорию хлынул поток беженцев с территории Герцеговины, где орудовали хорватские усташи, и из Косово и Метохии, где против сербского населения развернулся албанский террор. Предметом особых забот митрополии и лично владыки Иоанникия стали многочисленные беженцы и обездоленные. Как отмечает автор монографии «Гражданская война в Черногории. 1941–1945 годы» В. Редзич, «Цетинская митрополия стала местом, куда ежедневно приходили люди из разных краев Черногории, Боки и Санджака» [1]. Владыка стал ходатаем и заступником для священнослужителей, военнослужащих и гражданских лиц, оказавшихся в концентрационных лагерях, интернированных на территорию соседних Албании и Италии. Он неоднократно обращался с ходатайствами к высшим представителям оккупационных властей. По его ходатайству итальянские оккупационные власти освободили из концлагерей многих заключенных, в том числе священнослужителей. Благодаря усилиям митрополита семинария (богословия) в Цетине не была закрыта, оставшись единственной действующей семинарией Сербской Церкви.
Первоначально итальянцы сравнительно миролюбиво отнеслись к местному населению и даже постарались сохранить некоторые довоенные органы административного управления. Однако их конечной целью было создание марионеточного королевства Черногории, и поэтому они всячески поддерживали не пользовавшихся широким авторитетом местных сепаратистов. Владыка Иоанникий предусмотрительно держался в стороне от этих политических акций.
16 мая 1941 года Черногорию посетил король Италии Виктор Эммануил, визит которого был составной частью плана итальянцев по провозглашению независимого черногорского государства. Накануне его приезда полиция обошла дома «сомнительных лиц», не пожелавших подписывать заявление о лояльности итальянским властям. После посещения Подгорицы итальянский король прибыл в Цетине. В ряду прочих мест он посетил и резиденцию митрополита. Владыка Иоанникий встретил его в простой мантии, без каких-либо знаков митрополичьего достоинства [2]. Обратившись к королю с положенным приветствием, он отметил, что его страна порабощена, а народ опечален, и он был бы счастлив встретить короля при других обстоятельствах. Слова митрополита, обращенные к Виктору Эммануилу, звучали скорее как укор, чем как ожидаемое приветствие. По воспоминаниям очевидцев, выйдя из Цетинского монастыря, итальянский король выглядел подавленным. Отношение итальянцев к владыке после визита короля заметно ухудшилось.
В июле 1941 года на территории Черногории началось народное восстание против оккупантов. При этом коммунисты, хотя они и были одними из инициаторов начала вооруженной борьбы, тем не менее, не сыграли заметной роли в ходе наиболее тяжелых и кровопролитных боев. Первоначальный успех восставших оказался непродолжительным. По сути, восстание привело лишь к жестоким и кровавым акциям возмездия со стороны оккупантов и их пособников. Относительно миролюбивая политика итальянцев в отношении населения Черногории сменилась террором. Восставшие же были плохо подготовлены и не могли оказать серьезного сопротивления прекрасно вооруженным итальянским боевым частям.
Вместе с тем и в среде восставших произошло четкое размежевание по политическим взглядам. Для коммунистов борьба с оккупантами была неотъемлемой частью мировой революции и борьбы за установление диктатуры пролетариата. При этом масштабы народных жертв не особо принимались ими в расчет. Любые же политические силы и отдельные личности, зачастую самые благородные представители патриотических кругов, противившиеся безумному и бессмысленному кровопролитию, были тут же записаны коммунистами во врагов народа, предателей и пособников оккупантам. Врагами для коммунистов стали очень многие истинные патриоты, бывшие офицеры, члены довоенных органов управления, священнослужители, представители интеллигенции и крестьяне, не разделявшие идей мировой революции. Вполне естественно, что одной из самых неудобных для коммунистов фигур вскоре стал пользующийся народным авторитетом митрополит, действия и поступки которого были продиктованы единственным желанием – сохранить Церковь и паству.
Жестокие акции террора и расправы над ни в чем не повинным населением со стороны партизан принимали поистине демонических характер. 18 мая 1942 года митрополит разослал окружное послание всем священникам с просьбой до 1 июня предоставить свидетельства о фактах коммунистического террора:
В Пасхальном послании 1942 года, опубликованном в газете «Голос черногорца», митрополит Иоанникий открыто выступил с осуждением коммунистов:
Митрополит применял и всю полноту церковной судебной власти в отношении представителей духовенства, присоединившихся к партизанам-коммунистам. 6 апреля 1942 года он приказал архиерейским наместникам прислать информацию о поведении подчиненных им священников на территориях, контролировавшихся некоторое время коммунистами. «Особенно сообщите о тех священнослужителях, – говорится в распоряжении, – которые сражались на стороне коммунистов или распространяли их пропаганду и тем самым содействовали их преступлениям. К сожалению и стыду всех нас, священников, и на соблазн верующих, были и такие священники и иеромонахи» [4]. Согласно полученным данным, было установлено, что семь священников и один секретарь церковного суда активно сотрудничали с коммунистами. 16 апреля 1942 года митрополит Иоанникий запретил их в служении. Позднее митрополит Иоанникий и другие представители духовенства неоднократно выступали с осуждением действий партизан-коммунистов на территории Черногории, охваченной кровопролитной гражданской войной. В ситуации, когда приходилось выбирать из двух зол меньшее, представителям Сербской Церкви было легче найти общий язык с оккупационными властями, которые, по крайней мере, не испытывали такой патологической ненависти к Церкви, как коммунисты.
В 1944 году митрополиту Иоанникию удалось наконец наладить контакт со Священным Синодом в Белграде. В самом начале года митрополит писал в своем сообщении Священному Синоду Сербской Церкви о тяжелом положении митрополии:
Об обстоятельствах мученической кончины
Партизаны объявили митрополита Иоанникия изменником и пособником оккупантов, поэтому в ноябре 1944 г., незадолго до их прихода к власти, владыка покинул Цетине и вместе с 70 священниками и 5-6 тыс. чел. (в основном со стариками и с детьми) направился к западным границам Югославии. Беженцы отправлялись в буквальном смысле слова в неизвестность. По всей видимости, это был шаг отчаяния в надежде оказаться в американской оккупационной зоне и не попасть в руки к коммунистам. Однако достигнув Словении, у местечка Зидани мост (по др. сведениям, уже на территории Австрии) беженцы были схвачены военнослужащими 1-й Югославской армии, которой командовал генерал Печко Дапчевич. Большинство беженцев было расстреляно, а митр. Иоанникий и свящ. Лука Вукманович (родной брат одного из югославских коммунистических лидеров) переправлены в Сербию. Временный глава иерархии СПЦ митр. Скопский Иосиф (Цвийович) пытался освободить митрополита Иоанникия, но безуспешно.
Митрополит Иоанникий был заключен в тюрьму г. Аранджеловац и после пыток казнен (согласно одному из поздних свидетельств, в июне 1945 года в овраге близ Аранджеловаца). Штаб 1-й Югославской армии 21 июня 1945 г. отправил сообщение Черногорской митрополии: «Посылаем вам панагию и крест, найденные у разбойника бывшего митр. Иоанникия. Смерть фашизму - свобода народу!». Место захоронения владыки осталось неизвестным.
Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский. Фреска в монастыре Подмаине. |
О последних днях митрополита Иоанникия в Аранджеловце свидетельствует и доктор Александр Недок, лично знавший митрополита. В июне 1945 года он находился в качестве военнослужащего в штабе 1-й Югославской армии. Однажды в разговоре с сослуживцами он узнал о том, что его бывший учитель закона Божия находится в тюрьме в Аранджеловце. На вопрос о том, может ли он посетить заключенного, был получен ответ, что это запрещено и что лучше даже не говорить об этом. Через несколько дней он получил известие, что митрополит Иоанникий мертв.
В одном из номеров журнала «Светигора» за 1992 год был опубликован рассказ протоиерея Бранко Марковича, единственного на тот момент живого священника, получившего хиротонию от рук священномученника. Отец Бранко сообщал, что в 1951–1952 годах встречал в монастыре Прасквица человека, работавшего раньше при митрополите и покинувшего вместе с ним Цетине в 1944 году. По его словам, владыка был схвачен вместе с группой священников у Зиданого моста, отправлен в Загреб и приведен к Пеко Дапчевичу. Дапчевич спросил митрополита: «Ты ли Иоанникий (Липовац)?» Услышав утвердительный ответ, он заявил, что владыка не имеет право представляться митрополитом, потому что в Цетине всегда правили великие и заслуженные люди, а не такие предатели, как он. На это владыка указал Дапчевичу, что он не имеет права так вести себя с ним, митрополитом, потому что именно он вызволил из итальянского лагеря мать Дапчевича и сделал все возможное для освобождения отца. Дапчевич ответил, что это и является подтверждением службы владыки оккупантам, а затем приказал снять с владыки все знаки епископского достоинства.
В конце 1946 года митрополит Скопский Иосиф сообщал, что патриарх Гавриил, узнав об исчезновении митрополита Иоанникия из Аранджеловца и предполагая, что он убит, совершил заупокойное поминовение.
Долгие годы имя священномученника практически было предано забвению. Только в 1990-е годы историки и церковные публицисты получили возможность исследовать судьбу и духовное наследие митрополита Иоанникия. В 1996 году вышла в свет книга Велибора Джомича «Голгофа митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия 1941 – 1945», в которой были собраны документы, в полной мере отражающие все обстоятельства нелегкого служения архиерея в годы войны и оккупации.
22 мая 1998 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем заседании принял решение о канонизации митрополита Черногорско-Приморского Ионникия (Липовца) в лике священномученников, наряду с другими сербскими архиереями, пострадавшими за Христа в годы Второй мировой войны. Торжественное прославление священномученика Иоанникия в лике святых состоялось 22 мая 2002 года в соборе Святого Саввы в Белграде.
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Кровь твоя, и священства твоего, и народа твоего верного, за Господа пострадавших, словно Авелева кровь, вопиет небу, священномучениче Иоанникие, Архипастырю Цетиньский, а ныне ты и чада твои, собранные в Царствии Небеснем, молите Христа Бога, да укрепит Он в нас веру правую и дарует свободу святую многострадальному сербскому и всему православному роду христианскому.
Кондак, глас 4
Сотаинниче Пресвятыя Троицы, учитель мудрости и страха Божия был еси, Иоанникие победоносче. примером добродетели словом и делом был еси священству и народу своему, разделив с ним мученичество Христа ради, и имя Божие прославил еси. Егоже новомученицы молите просветить и спасти души наша.
Сочинения
- "Потрудимся идти путем Православия!" Из творений священномученика Иоанникия,митрополита Черногорско-Приморского
Литература
- Српски jерарси. С. 182-183
- Џомић В. Голгота митр. Црногорско-приморског Jоаникиjа (1941-1945). Цетиње, 1996
- Пузовић П. Jоаникиjе (Липовац) митр. Црногорско-Приморски // Он же. Прилози за историjу СПЦ. Ниш, 1997. С. 335-336
- Милеуснић С. Свети из српског рода // Црква 2001: Календар Српске Православне Патриjаршиjе. Београд, 2000. С. 94-95
- Православље у Црноj Гори. Цетиње, 2006
Использованные материалы
- Игнатий (Шестаков), иером. Иоанникий (Липовац)// Православная Энциклопедия, том 25, стр. 75
- Игнатий (Шестаков), иером. Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский
- Жития новомучеников, дни памяти которых ведомы Единому Господу. Слово митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия// Слава и боль Сербии. О сербских новомучениках
[1] Реџић Вучета, др. Грађански рат у Црноj Гори 1941–1945 године. Ступови. Подгорица, 2002. Књ. 1. С. 111.
[2] Реџић Вучета, др. Грађански рат у Црноj Гори 1941–1945 године. Ступови. Подгорица, 2002. Књ. 1. С. 117.
[3] Џомиħ В. Голгота митрополита Црногорско-приморског Jоаникиjа (1941–1945). Цетиње: Светигора, 1996. C. 79-80.
[4] Џомиħ В. Голгота митрополита Црногорско-приморског Jоаникиjа (1941–1945). Цетиње: Светигора, 1996. С. 84.
[5] Извештаj митрополита Светом Архиjереjском Синоду СПЦ. М.бр. 141/02.02.1944 г. // Там же. С. 289.