Композитный ордер (схема по А. Палладио) |
В эпоху античности встречается только в архитектуре Древнего Рима, однако в трактате Витрувия он не упоминается. Один из ранних примеров употребления композитного ордера - арка Тита (81 год н. э.) на Римском форуме. Родствен коринфскому ордеру: идентичен ему по пропорциям и оформлению антаблемента, базы и ствола колонны, однако в капители композитного ордера верхний (3-й) ряд листьев аканта колокола коринфского ордера заменён ионическими волютами и эхином. Обычно использовался для придания постройкам парадности, особенно часто встречается в древне-римских сооружениях на территории Малой Азии.
Популярный в эпоху Возрождения, композитный ордер при этом получил двоякое теоретическое осмысление: если в трактате С. Серлио он представлен как целостный ордер (с особой структурой антаблемента с выпуклым фризом), то в работах Л. Б. Альберти и Дж. да Виньолы приводится только композитная капитель - вне связи с общей ордерной структурой. В XVIII веке композитный ордер стал употребляться реже, так как классицизм отвергал его пышность как чрезмерную. Новый период широкого использования композитного ордера относится к середине XIX века, в рамках исторических стилей (необарокко и неоренессанс).
Использованные материалы
- Композитный ордер // Большая российская энциклопедия. Том 14. Москва, 2009, стр. 698
- Композитный ордер // Проект "Храмы России" по книге: Плужников В. И. "Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий". М., 1995