Дионисий (лат. Dionysius; + 268), епископ Римский, святитель
Память 26 декабря (Зап. [1])
Евсевий Памфил в "Церковной истории" сообщает, что свт. Дионисий Великий, еп. Александрийский, направил римскому пресвитеру Дионисию, будущему епископу Рима, два послания о крещении еретиков [2]. Евсевий приводит отрывок из второго послания, в котором свт. Дионисий высказывается о перекрещивании еретиков. Вопрос о перекрещивании еретиков обострился при Римском еп. Стефане I (254-257). Еп. Стефан считал, что тех, кто возвращаются в Церковь из ереси или раскола, следует принимать через возложение рук. Возражая ему, еп. Киприан Карфагенский отстаивал необходимость крещения покаявшихся еретиков и раскольников. Вероятно, этот спор и был причиной обращения пресвитера Дионисия к епископу Александрийскому, который указывал, что практика крещения еретиков давно соблюдается во многих Церквах и подтверждена различными Соборами. Однако пресвитер Дионисий не одобрял ригоризм папы Стефана, который предполагал разорвать общение с Церквами, не согласными с его мнением. Из слов свт. Дионисия Александрийского можно заключить, что пресвитер Дионисий сначала поддерживал строгую позицию еп. Стефана, однако впоследствии склонился к мнению восточных епископов (Дионисия Александрийского).
После гибели сщмч. Сикста II (258) Римская кафедра оставалась вдовствующей из-за гонения на христиан. Только после ослабления преследований, 22 июля 259 года, на кафедру был возведен пресвитер Дионисий. Согласно Liber Pontificalis, он занимал кафедру 11 лет 3 месяца 14 дней.
Период пребывания еп. Дионисия на Римской кафедре пришелся на правление имп. Галлиена (единолично правил в 260-268), который благосклонно относился к христианам. Поэтому еп. Дионисий смог направить усилия на укрепление структуры Церкви. Согласно Liber Pontificalis, еп. Дионисий приписал пресвитеров к определенным городским церквам (титулам), а также учредил самостоятельные приходы (parochia) в пригородах Рима и при катакомбах.
Еп. Дионисий был вовлечен в догматический спор о Св. Троице, который разгорелся после того, как свт. Дионисий Александрийский выступил против ереси римского пресвитера Савеллия. Свт. Дионисий изобличал модалистическое монархианство Савеллия, считавшего, что Отец, Сын и Св. Дух лишь три модуса (проявления) единого Божества (Μονάς). В полемике свт. Дионисий допустил богословски некорректные выражения. Противники свт. Дионисия обратились к Дионисию Римскому, обвиняя Александрийского епископа в том, что он отделяет Сына от Отца и Отца от Сына, не признает вечности Сына, не называет Сына единосущным Отцу и якобы считает Его Божиим творением. Суть полемики известна из сочинений свт. Афанасия I, архиеп. Александрийского, который цитирует послания Дионисия Римского к свт. Дионисию и к александрийской пастве. Предвосхищая арианские споры, Дионисий Римский утверждал православное учение о единосущии Отца и Сына. Однако богословская терминология Дионисия Римского страдает непоследовательностью. Доказывая единство Божества в трех Лицах, Дионисий Римский не очень четко различает отдельные Ипостаси, Лица Св. Троицы. Тем не менее учение Дионисия Римского о предвечном рождении Сына является определенным достижением тринитарного богословия III века.
Свт. Дионисий Александрийский направил епископу Римскому послание, в котором защищал свои догматические взгляды. Об этом послании упоминают святители Афанасий и Василий Великий. Вероятно, по содержанию послание было близко к составленной по этому же поводу "Апологии" Дионисия Александрийского [3]. Свт. Василий Великий упоминает также послание Дионисия Римского к Кесарийской Церкви. При Дионисии Римском по просьбе Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской, Римская кафедра оказывала материальную поддержку бедствующим христианам в Кесарии, которая была разрушена готами.
Епископ Дионисий скончался 26 декабря 268 года. Древнейший римский календарь середины IV века, известный как "Depositio episcoporum", "Depositio Martyrum" и Liber Pontificalis называют днем кончины епископа Дионисия 27 декабря. В "Catalogus Liberianus" и Мартирологе блж. Иеронима память Дионисия Римского значится под 26 декабря. Под этим числом она была включена в Римский Мартиролог. В Мартирологе блж. Иеронима местом погребения епископа Дионисия ошибочно названы катакомбы Присциллы, тогда как святитель был похоронен в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста (надгробная надпись не сохранилась).
Литература
- Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 26;
- idem. De sent. Dionys. 13;
- Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 72;
- idem. Ep. 70 // PG. 32. Col. 436; LP. T. 1. P. 157; Euseb. Hist. eccl. VII 4, 7; 5, 6; 27, 1; 30, 1;
- Depositiones episcoporum romanorum // PL. 13. Col. 464;
- Catalogus romanorum pontificum sub Liberio Descripto // PL. 13. Col. 451-452;
- MartHieron. Comment. P. 10-11.
- Les Papes du IIIe siècle: St. Denis // An. Pont. Cath. P., 1911. P. 99-100;
- Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 542;
- Amore A., Belli Barsali I. Dionigi papa // BiblSS. Vol. 4. Col. 631-633;
- Leclercq H. Denis // DACL. Vol. 13. Col. 1186-1188;
- Christol M. Denys // Dictionnaire hist. de la Papauté. P., 1994. P. 558-559;
- Задворный В. История Римских пап. М., 1995. Т. 1: От св. Петра до Симплиция. С. 136-139.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. "Дионисий" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 246-247
[1] "saint Denis, pape de Rome (268)" / Synaxaire. Calendrier des saints orthodoxes (Синаксарь. Календарь православных святых) на сайте Services Liturgiqoes Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе, http://servicesliturgiques.free.fr/orthodoxe/synaxaire/calen...php; "st Denys, pape de Rome" // CALENDRIER LITURGIQUE 2021 на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, https://www.sagesse-orthodoxe.fr/wp-content/uploads/2020/12/...pdf, p. 77.
[2] Euseb. Hist. eccl. VII 5. 6; 7. 6
[3] Athanas. Alex. De sent. Dionys. 13