ДИОНИСИЙ РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дионисий (лат. Dionysius; + 268), епископ Римский

Евсевий Памфил в "Церковной истории" сообщает, что свт. Дионисий Великий, еп. Александрийский, направил римскому пресвитеру Дионисию, будущему епископу Рима, два послания о крещении еретиков [1]. Евсевий приводит отрывок из второго послания, в котором свт. Дионисий высказывается о перекрещивании еретиков. Вопрос о перекрещивании еретиков обострился при Римском еп. Стефане I (254-257). Еп. Стефан считал, что тех, кто возвращаются в Церковь из ереси или раскола, следует принимать через возложение рук. Возражая ему, еп. Киприан Карфагенский отстаивал необходимость крещения покаявшихся еретиков и раскольников. Вероятно, этот спор и был причиной обращения пресвитера Дионисия к епископу Александрийскому, который указывал, что практика крещения еретиков давно соблюдается во многих Церквах и подтверждена различными Соборами. Однако пресвитер Дионисий не одобрял ригоризм папы Стефана, который предполагал разорвать общение с Церквами, не согласными с его мнением. Из слов свт. Дионисия Александрийского можно заключить, что пресвитер Дионисий сначала поддерживал строгую позицию еп. Стефана, однако впоследствии склонился к мнению восточных епископов (Дионисия Александрийского).

После гибели сщмч. Сикста II (258) Римская кафедра оставалась вдовствующей из-за гонения на христиан. Только после ослабления преследований, 22 июля 259 года, на кафедру был возведен пресвитер Дионисий. Согласно Liber Pontificalis, он занимал кафедру 11 лет 3 месяца 14 дней.

Период пребывания еп. Дионисия на Римской кафедре пришелся на правление имп. Галлиена (единолично правил в 260-268), который благосклонно относился к христианам. Поэтому еп. Дионисий смог направить усилия на укрепление структуры Церкви. Согласно Liber Pontificalis, еп. Дионисий приписал пресвитеров к определенным городским церквам (титулам), а также учредил самостоятельные приходы (parochia) в пригородах Рима и при катакомбах.

Еп. Дионисий был вовлечен в догматический спор о Св. Троице, который разгорелся после того, как свт. Дионисий Александрийский выступил против ереси римского пресвитера Савеллия. Свт. Дионисий изобличал модалистическое монархианство Савеллия, считавшего, что Отец, Сын и Св. Дух лишь три модуса (проявления) единого Божества (Μονάς). В полемике свт. Дионисий допустил богословски некорректные выражения. Противники свт. Дионисия обратились к Дионисию Римскому, обвиняя Александрийского епископа в том, что он отделяет Сына от Отца и Отца от Сына, не признает вечности Сына, не называет Сына единосущным Отцу и якобы считает Его Божиим творением. Суть полемики известна из сочинений свт. Афанасия I, архиеп. Александрийского, который цитирует послания Дионисия Римского к свт. Дионисию и к александрийской пастве. Предвосхищая арианские споры, Дионисий Римский утверждал православное учение о единосущии Отца и Сына. Однако богословская терминология Дионисия Римского страдает непоследовательностью. Доказывая единство Божества в трех Лицах, Дионисий Римский не очень четко различает отдельные Ипостаси, Лица Св. Троицы. Тем не менее учение Дионисия Римского о предвечном рождении Сына является определенным достижением тринитарного богословия III века.

Свт. Дионисий Александрийский направил епископу Римскому послание, в котором защищал свои догматические взгляды. Об этом послании упоминают святители Афанасий и Василий Великий. Вероятно, по содержанию послание было близко к составленной по этому же поводу "Апологии" Дионисия Александрийского [2]. Свт. Василий Великий упоминает также послание Дионисия Римского к Кесарийской Церкви. При Дионисии Римском по просьбе Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской, Римская кафедра оказывала материальную поддержку бедствующим христианам в Кесарии, которая была разрушена готами.

Епископ Дионисий скончался 26 декабря 268 года. Древнейший римский календарь середины IV века, известный как "Depositio episcoporum", "Depositio Martyrum" и Liber Pontificalis называют днем кончины епископа Дионисия 27 декабря. В "Catalogus Liberianus" и Мартирологе блж. Иеронима память Дионисия Римского значится под 26 декабря. Под этим числом она была включена в Римский Мартиролог. В Мартирологе блж. Иеронима местом погребения епископа Дионисия ошибочно названы катакомбы Присциллы, тогда как святитель был похоронен в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста (надгробная надпись не сохранилась).

Литература

  • Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 26;
  • idem. De sent. Dionys. 13;
  • Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 72;
  • idem. Ep. 70 // PG. 32. Col. 436; LP. T. 1. P. 157; Euseb. Hist. eccl. VII 4, 7; 5, 6; 27, 1; 30, 1;
  • Depositiones episcoporum romanorum // PL. 13. Col. 464;
  • Catalogus romanorum pontificum sub Liberio Descripto // PL. 13. Col. 451-452;
  • MartHieron. Comment. P. 10-11.
  • Les Papes du IIIe siècle: St. Denis // An. Pont. Cath. P., 1911. P. 99-100;
  • Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914. С. 542;
  • Amore A., Belli Barsali I. Dionigi papa // BiblSS. Vol. 4. Col. 631-633;
  • Leclercq H. Denis // DACL. Vol. 13. Col. 1186-1188;
  • Christol M. Denys // Dictionnaire hist. de la Papauté. P., 1994. P. 558-559;
  • Задворный В. История Римских пап. М., 1995. Т. 1: От св. Петра до Симплиция. С. 136-139.

Использованные материалы



[1]  Euseb. Hist. eccl. VII 5. 6; 7. 6

[2]  Athanas. Alex. De sent. Dionys. 13

Редакция текста от: 22.11.2020 13:41:22

"ДИОНИСИЙ РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google