ГЕРМАН (КЛИЦА)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. Святогорская лавра
Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. Святогорская лавра
Герман (Клица) (1816 - 1890), архимандрит, настоятель Святогорской Успенской пустыни, преподобный

Память 13 апреля (Укр.), в Соборах Святогорских и Старобельских святых

В миру Клица Григорий Иванович, родился 3 марта 1816 года в городе Нежине Черниговской губернии в многодетной купеческой семье. Его дед, грек, прибыл в Нежин с острова Кефалиния (Кефалония).

Был крещен в честь свт. Григория Паламы. С детства вместе с матерью посещал Нежинский Введенский женский монастырь, насельница которого схим. Мария предсказала ему монашество.

Окончил Нежинское греческое училище, Нежинский лицей князя Безбородко, в 1829 году - Московскую практическую коммерческую академию. В 1830-х годах вместе с братьями занимался торговлей мехом в Москве, Киеве, Харькове, Сибири. Посещал театры и увеселительные заведения, "бывали и попойки, и разгул купеческий", вспоминал он впоследствии. В 1836 году, возвращаясь с Ирбитской ярмарки, близ Свияжска провалился под лёд Волги. После чудесного спасения раскаялся в греховной жизни, в Чудовом монастыре дал обет стать монахом.

По совету настоятеля Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря архим. Авксентия и благословению Харьковского архиеп. Мелетия (Леонтовича) 24 июня 1840 года поступил в Глинскую пустынь, стал учеником игум. Филарета (Данилевского). Нес послушание на пасеке, вкушал пищу раз в день, прочитывал престарелому старцу-пасечнику келейное правило, Евангелие, Псалтирь. С 1841 года служил письмоводителем при игум. Евстратии, пел на клиросе.

20 июня 1842 года пострижен в рясофор.

8-15 апреля 1844 года, вместе с 12 глинскими насельниками перешел в Святые горы, где участвовал в возобновлении монастыря по уставу Глинской пустыни, стал ближайшим помощником игум. Арсения (Митрофанова), нес послушание ризничего.

7 марта 1845 года был пострижен в монашество в честь свт. Германа I, патриарха Константинопольского, 17 марта 1845 года рукоположен в сан иеродиакона еп. Иннокентием (Борисовым) в Харькове, служил уставщиком, ввел в обители Глинский распев.

Из-за конфликта с казначеем иером. Вениамином, а также из-за частых посещений монастыря ктиторами Потёмкиными, Е. Шабельской, вносившими «мирскую суету», он решил оставить монастырь. В 1846 году по совету братского духовника иером. Феодосия ушел в отпуск, некоторое время жил в Киево-Печерской лавре, Мгарском Преображенском монастыре, брянском Петропавловском монастыре, Молченской Софрониевой и Глинской пустынях.

После возвращения в Святогорье 12 мая 1847 года был рукоположен в сан иеромонаха еп. Иннокентием (Борисовым).

23 декабря 1850 года утвержден ризничим монастыря.

25 октября 1859 года был избран настоятелем монастыря, 30 октября того же года возведен в сан игумена еп. Макарием (Булгаковым) в харьковском Покровском женском монастыре.

По преданию, после вступления в должность настоятеля он впал в уныние от непосильности предстоящего служения. Вскоре он сподобился увидеть в тонком сне Богородицу с тростью в руке, Которая дала ему обетование: "Не ты будешь управлять обителью, а Я. Ты в руках Моих будешь, как эта трость!"

16 декабря 1861 года был возведен в сан архимандрита.

Ближайший ученик прп. Филарета (Данилевского), он неукоснительно соблюдал в Святогорской пустыни устав Глинской обители, сочетал в служении хозяйственные заботы с пастырской мудростью.

При нём были построены Успенский собор, двухэтажная Преображенская церковь, трапезная Богородице-Рождественская церковь, в память о первом настоятеле архим. Арсении в пещерах ископана церковь во имя Алексия, человека Божия, устроены больничный хутор с корпусами и домовой церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери (1865), скит прп. Арсения Великого, богослужение в котором совершалось по уставу скитов Афона, подсобные хозяйства с храмами в слободе Маяки и дер. Горожевке, подворья в г. Славянске и близ г. Изюма. В 1889 году, по его инициативе, близ ст. Борки (на месте спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888) был основан Спасский скит с Введенской церковью. Его попечением в 15 км от монастыря, в селе Голая Долина, открыто училище для крестьянских детей.

С 1863 года служил также благочинным монастырей Харьковской епархии, участвовал в устроении Высочиновского Казанского мужского монастыря в Змиёвском уезде, Рясненского Димитриевского мужского монастыря в Ахтырском уезде, старобельского Луганского женского монастыря, посещал монастырь и переписывался с его игумениями Ангелиной (Булич) и Маргаритой (Павловой).

Пользовался наставлениями прп. Исаакия I (Антимонова) и переписывался с ним и другими оптинскими и глинскими старцами, а также с еп. Германом (Осецким). Особо почитал святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, в мае 1863 года исцелился от болезни, приложившись к мощам святителей в Воронеже и Задонске и возложив на плечи мантию свт. Митрофана. 18 ноября 1867 года накануне кончины митр. Филарета (Дроздова) посетил его на московском Троицком подворье и получил его благословение. Участвовал в погребении митр. Филарета.

Скончался 13 апреля 1890 года. Погребен 18 апреля у входа в больничную Ахтырскую церковь Святогорского монастыря. В соответствии с завещанием над его могилой находилась келейная Ахтырская икона Божией Матери, которой его благословил еп. Макарий (Булгаков), при посвящении во игумена. Впоследствии, над захоронением была устроена часовня. Общавшийся с о. Германом более 20 лет А. Ф. Ковалевский (1840-1901) собрал материалы и в 1894 году опубликовал первое его жизнеописание.

Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы). Святогорская лавра
Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы). Святогорская лавра
По свидетельству очевидцев, после революции склеп с его останками был разграблен и осквернен сотрудниками милиции, большая часть останков перезахоронена у ограды Ахтырского хутора (к нач. 2006 не обнаружены). В 1995 году братией возобновленной Святогорской обители был восстановлен склеп, найденная при этом малая часть его останков и облачения положена в ковчежец, который хранится в покоях настоятеля. Ок. 2000 года по сохранившимся фотографиям был выполнен на холсте его живописный портрет, также находящийся в покоях настоятеля. При въезде в Святогорскую лавру поставлено скульптурное изображение Божией Матери в память о Ее чудесном явлении архимандриту перед настоятельским служением.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, "иже во Святых Горах на Донце подвизалися", принял решение: "Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Германа" [1].

12 июля 2008 года Украинской Православной Церковью прославлен в лике преподобных в Соборе Святогорских святых.

23 декабря 2014 года его имя внесено в состав Собора Старобельских святых.

Частицы его святых мощей собраны в небольшом ковчеге и поставлены для всеобщего поклонения в Успенском соборе.

Награды

  • орден св. Анны 3-й, 2-й и 1-й степени (1865, 1869, 1890)
  • орден св. Владимира 4-й степени (1880).

Литература

  • Ковалевский А. Ф. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пуст. настоятеля архим. Германа. М., 1894.
  • Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Од., 19053.. С. 32-35, 162.
  • Архим. Герман, 2-й настоятель возобновленной Святогорской пуст. // Рус. инок. Почаев, 1911. Нояб.
  • Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 390-397.
  • РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 55; ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 102. Д. 596. Л. 20.

Использованные материалы

  • Кочетов Д. Б., "Герман (Клица)" // Православная Энциклопедия, т. 11, с. 247-248 (Эл. версия от 11 февраля 2011):



[1]  Журнал №38

Редакция текста от: 20.04.2019 22:10:10

"ГЕРМАН (КЛИЦА)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google