Ахтырская икона Божией Матери |
Празднование 2 июля
Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства. На ней – поясное изображение Пресвятой Богородицы со сложенными на груди в молении руками. Слева от неё – Господь Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории [1], в короне с непокрытой головой [2], с непокрытой головой [3].
История
Чудотворная Ахтырская икона была явлена 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская обл., Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретён священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом. Через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова, священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде чтобы поутру отнести в реку. Снова заснув он увидел во сне как идёт к реке, несёт сосуд воды, которой омыл икону, но на пути услышал голос Богоматери «возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У священика же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела.
Тогда священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки, который тоже выздоровел. Готовясь к началу работы ночью иконописей услышал исходящий от иконы голос: «Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о. Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставлил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.
Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: Владычица указала ей день её скорой кончины, велела раздать имение нуждающимся и обещала покровительство её двум малолетним дочерям. Баронесса поспешила раздать имущество и действительно через пять дней умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.
В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное «следствие о чудесах святой иконы», постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург [4].
Впоследствии святая икона оказалась неведомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона, приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где он ее передал Комитету русской православной молодёжи как благословение. Затем Ахтырская икона перешла в ведение Сиднейского архиепископа Илариона (Капрала).
В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско достигли СССР. В 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых. 15 июня 1999 года в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления чудотворой Ахтырской иконы.
Ахтырская икона Божией Матери. Список кон. XX-нач. XXI вв. |
Чтимые списки
С Ахтырской иконы, которая почитается как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков, распространенных в основном на юге России, в Харьковской епархии. Чтимый список XVIII-XIX веков находится в Москве, в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате (ап. Филиппа) Иерусалимского подворья. Ахтырская икона, именуемая «Самарская», – главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря.
С начала 2000-х в Омской епархии установилось почитание местному списку - Ачаирской иконе Божией Матери.
Один из списков иконы хранится в храме Воскресения Христова в поселке Алексеевское Чистопольской епархии в Татарстане. Согласно "Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского", икона была обретена в 1816 году чудесным образом и поставлена в церкви в главном иконостасе местной иконой Богородицы. Вот как оно описано в "Летописи":
Храмы
В честь Ахтырской иконы были освящены
- женский монастырь в селе Гусевка Волгоградской области
- храм в селе Ахтырка Сергиево-Посадского района Московской области
- храм в селе Верхняя Грайворонка Курской области[6]
- храм в г. Курске [7]
- кафедральный собор города Орла
- храм в Санкт-Петербурге при Государственном контроле
- храм в г. Старый Оскол
- храм в селе Чернетове Брянской области
- часовня при республиканской больнице в Петрозаводске в Московской области
- часовня в поселке Алексеевское в республике Татарстан
Молитвы
Тропарь, глас 4
Молитва
Литература
- История явления Ахтырской чудотворной иконы Богоматери и соборного Покровского храма, где она ныне находится, СПб., 1903.
- Поселянин, Е., Богоматерь, 410–414.
- Киселев, А., прот., Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. Н.-Й., 1976, 135–138.
- Ebbinghaus, A., Die altrussischen Marienikonen-Legenden, Berlin, 1990, 15, 87.
- Bentchev, I., Handbuch der Muttergottesironen Russlands, Bonn, 1992, 25–26.
- Воскресение (газета Ахтырского храма села Ахтырки Сергиево-Посадского района), №4, 1996.
- Свод памятников истории и культуры России: Смоленская область, Москва, 2001, 197–198.
Использованные материалы
- Щенникова, Л. А., Э. П. И., «Ахтырская икона Божией Матери», Православная энциклопедия, т. IV:
- «Святыни», странца официального сайта Русской Православной Церкви Заграницей:
- http://hotkovo.net.ru/main.php?id=127
- http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT2773.htm - тропарь
- http://www.kotlovka.ru/religia/public.php?id=94 – акафист, молитва и тропарь
[3] кон. XVIII-сер. XIX в., ГММК.
[4] http://hotkovo.net.ru/main.php?id=127 указывает 1905 год. По сведениям официального сайта Русской Православной Церкви Заграницей – икона исчезла после революции. См. http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/rocor/icons.html.
[5] Летопись Воскресенской церкви села Алексеевского Лаишевского уезда, составленная благочинным Алексеевского благочиния Лаишевского уезда протоиереем Василием Нечаевым в 1891 году. п.Алексеевское, 2008 г. - http://www.prihod-alex.ru/about-the-temple/chronicle/
[6] https://www.pravoslavie-hram.ru/
[7] http://www.onb.kursk.ru/our-booke/svyat-kursk/dok/hr8.html