Иван Алексеевич Карабинов |
Родился 15 октября 1878 года в селе Феодоровском Никольской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии в семье священника Алексия Карабинова [1]. С раннего детства о. Алексий брал своего младшего сына на службы. В свою очередь Иван был очень любознательным и старался во всем помогать своему отцу, особенно любил пономарить на Божественной литургии. Любовь к храмовому богослужению с каждым годом возрастала в юноше, что оставило отпечаток на всю его последующую жизнь.
В 1893 году окончил Суздальское духовное училище по I разряду, в 1899 году - Владимирскую духовную семинарию по I разряду и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В академии его учителем стал заслуженный ординарный профессор кафедры церковной археологии и литургики Николай Васильевич Покровский. Правда, в воспоминаниях О.И. Карабиновой "учителем-преподавателем" Ивана Алексеевича упоминается проф. Дмитрий Павлович Миртов, но из контекста письма трудно сказать, в каком именно смысле он упоминается в данном статусе.
В списках о переводе на следующий курс И.А. Карабинов всегда числился в первой тройке по успеваемости наряду с Б.В. Титлиновым и А.А. Аргентовым. В конце IV курса трое вышеуказанных студентов получили Макариевскую премию за высший общий балл по семестровым сочинениям за все четыре года обучения. Иван Алексеевич имел хорошую подготовку по языкам, в числе которых были греческий, немецкий, латинский и французский. Одновременно учился в Археологическом институте Санкт-Петербурга.
После окончания академии в 1903 году, 16 августа был оставлен в качестве профессорского стипендиата при кафедре литургики и церковной археологии. На совете академии 11 июня того же года было принято решение о командировке И.А. Карабинова в Русский археологический институт в Константинополе для научных занятий.
С 20 января по 22 августа 1904 года путешествовал по различным библиотекам и святым местам Востока, изучая рукописные хранилища данных мест. За это время ему удалось посетить Синайский монастырь св. Екатерины, библиотеку св. Гроба Господня, Афинскую национальную библиотеку, афонские библиотеки Ватопеда, Есфигмена, Филофея, Каракалла, Ивера, Лавры св. Афанасия, Дионисиата и отчасти Руссика. Есть предположение, что за время своего путешествия по Востоку, он повторил маршрут, некогда пройденный проф. А.А. Дмитриевским.
5 сентября 1905 года был избран кандидатом на кафедру церковной археологии и литургики. С 10 октября 1905 года - и.о. доцента.
С 1907 года являлся членом Комиссии по исправлению богослужебных книг.
С 28 августа 1910 года – доцент, с 7 февраля 1911 года – экстраординарный профессор кафедры литургики Санкт-Петербургской духовной академии. 8 июля 1910 года – магистр богословия. В Академии работал до ее закрытия.
20 мая 1917 года тайным голосованием совета Петроградской духовной академии выбран кандидатом в члены Предсоборного Совета. Предсоборный совет начал свою работу 11 июня 1917 и за время своего существования выработал «Положение о созыве Собора» и «Правила», по которым по всей России проводили выборы делегатов на Поместный Собор. 15 июня 1917 года на заседании VI отдела Предсоборного Совета ему было поручено составить доклад о возможности сокращения богослужения.
10 июля 1917 года Святейшим Синодом был утверждён поименный список участников Предсоборного совета, назначенных членами Поместного Собора 1917–1918, и в этот список он был включен. На Соборе присутствовал в качестве секретаря в отделе «Высшего церковного управления» и члена отдела «О богослужении, проповедничестве и храме». В последнем отделе им было прочитано несколько докладов, среди которых особо отметим доклад под названием «О евхаристическом хлебе и вине». После прекращения работы Собора материалы последнего доклада 22 сентября 1918 года были переданы Высшему Церковному Управлению. На заседании Святейшего Синода 9 ноября 1918 года было подготовлено распоряжение Высшего Управления Русской Православной Церкви о том, что при необходимости Евхаристия может совершаться «на ржаном хлебе за неимением пшеничного, и на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Текст данного постановления частично приводится в работе прот. Николая Балашова «На пути к литургическому возрождению»
15 ноября 1919 – 15 ноября 1921 года – сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда. С 3 мая 1920 года работал в Академии Материальной Культуры.
С 24 августа 1920 года - профессор кафедры литургики Петроградского Богословского института. Здесь он работал до закрытия института 6 мая 1923 года, который прекратил свою деятельность в связи с возрастающим в Петрограде движением обновленцев.
Являлся членом Правления православных приходов Петрограда, и с разгромом этого общества связан его первый арест.
Был арестован 29 мая 1922 года, проходил по статьям 62, 119 УК РСФСР в деле “о сопротивлении изъятию церковных ценностей”, по так называемому «делу митрополита Вениамина», и как многие содержался в Петроградской тюрьме на Шпалерной улице и был оправдан по суду. После судебного процесса, по воспоминаниям О.И. Карабиновой, примерно в 1923-1925 годах служил псаломщиком в Александро-Невской лавре, "где строго сам следил за правильностью, по уставу, ведения богослужения". Вместе с супругой он также посещал домовую церковь бывшего Стрелкового полка, где Олимпиада Ивановна пела в хоре. Когда ему предложили принять постриг и стать епископом, он ответил: "Мои ученики давно уже митрополиты, мог быть и я, но я не имею дара красноречия, я только узко-кабинетный ученый и люблю свою работу".
На Высших Богословских курсах составил отзыв на магистерскую работу прот. В.Рыбакова и отзыв на кандидатское сочинение Н.Д. Успенского.
В 1929 году был арестован ОГПУ, сидел в тюрьме около двух месяцев, после чего был освобожден.
20 мая 1929 года был уволен из Государственной академии истории материальной культуры. С 1930 года работал в архивах частных предприятий.
По некоторым сведениям, был арестован в 1930 году по делу "евлогиевцев". При одном из арестов у Ивана Алексеевича пропала уникальная библиотека и научный архив.
18 января 1931 года был принят штатным сотрудником на Балтийский судостроительный завод. Здесь он работал архивариусом (научный архивист) и заведовал личными делами рабочего состава.
22 декабря 1933 года был арестован по делу “евлогиевцев” вместе с епископами Рыбинским Сергием (Зенкевичем) и Кирилловским Валерианом (Рудичем) и большой группой клириков и мирян (в т. ч. из бывш. профессуры СПбДА). Обвинялся в участии в «контрреволюционной монархической организации церковников», которая, по версии ОГПУ, «ориентировалась» на экзарха русских приходов в Западной Европе митр. Евлогия (Георгиевского). На допросах он опровергал утверждения о существовании подобной организации, отказался давать показания против других обвиняемых.
По данным из архивно-следственного дела:
"На допросе от 9 февраля 1934 года показал, что ни о какой к/р организации в Ленинградской обл. не знает. Отрицает, что говорил о к/р организации с Соколовым И.И. и Соколовым М.Н. Епископа Рудича Валериана не знает, епископа Муравьева Николая знает по обучению в духовной академии, никаких разговоров с ним не имел. На очной ставке Соколов И.И. подтвердил участие Карабинова в к/р организации и его вхождение в состав политического центра, а Карабинов это отрицал".
25 февраля 1934 года Тройкой ПП ОГПУ ЛВО приговорен к пяти годам ссылки в ИТЛ. Приговор был заменён высылкой в Западную Сибирь. Проживал в Тобольске. Работал архивариусом при местном управлении ВЦСПС.
26 апреля 1937 года был арестован в ссылке и проходил по делу архиепископа Тобольского и Тюменского Артемия (Ильинского) и большой группы духовенства: вместе со священниками Василием Скосыревым, Николаем Русановым, Феодором Рождаев, Григорием Погореловым, Павлом Кугаевским, Вячеславом Дьяконовым и др. Обвинялся в том, что являлся "руководителем контрреволюционной повстанческой организации церковников".
На допросе 27 апреля 1937 года виновным в руководстве а/с и к/р организацией духовенства себя не признал.
На допросе 9 мая 1937 года виновным в предъявленном обвинении себя не признал.
На допросе 31 мая 1937 года показал,что "не помнит разговора с Минервиным о процессе троцкистов", на допросе 2 июня 1937 года признал возможность такого разговора с Минервиным".
На допросе 10 июня 1937 года показал, что в разговоре со священником о.Иоанном Минервиным обсуждал вопрос об открытии нового православного прихода в г. Тобольске.
Не признал себя виновным по предъявленным обвинениям. 23 августа 1937 года был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 30 августа 1937 года в Тобольске.
4 января 1958 года был реабилитирован Президиумом Тюменского областного суда, а 30 марта 1989 года — прокуратурой города Ленинграда.
Научные труды
Иван Алексеевич Карабинов был одним из крупнейших литургистов своего времени. Он занимался проблемами раннехристианского богослужения, богословием Евхаристии и таинств, историей Византии и древнерусской Триоди (и гимнографических сборников в целом), Типикона и лекционарной системы, вопросами церковной археологии. Он автор двух монографий и нескольких программных статей и докладов.
Монография «Евхаристическая молитва (анафора): Опыт историко-литургического анализа» (1908) посвящена одной из ключевых проблем христианской литургики - причинам возникновения различных типов евхаристических молитв и установлению механизмов их дальнейшего развития, вплоть до классических образцов восточных анафор и западного канона мессы. На основании знаний раннехристианских источников и современной Карабинову научной литературы, он выдвинул ряд смелых предположений, предвосхищавших аналогичные идеи более поздних исследователей. Для своего времени эта работа Карабинова представляла собой безусловный научный прорыв. На Западе она была едва замечена прежде всего по причине незнания большинством западных специалистов, работавших в области раннехристианских литургических исследований, русского языка. В России исследования в этой области после 1917 года прервались на долгие годы. В результате некоторые из гипотез, впервые выдвинутых Карабиновым, впоследствии были независимо разработаны др. учеными и связываются в историографии с их именами. В связи с тем что в XX в. было опубликовано много исследований в области раннехристианской евхаристической практики и происхождения анафоры, эта монография Карабинова утратила научную актуальность.
О второй монографии, "Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов" (1910), этого сказать нельзя. Карабинов реконструировал историю формирования системы памятей цикла Великого поста и подготовительных к нему недель, подробно описал как уже известные, так и впервые обнаруженные им самим при работе с рукописями сведения о гимнографах, создававших песнопения для Постной Триоди, и их произведения, а также подробно разбирал вопросы происхождения славянских переводов Триоди. Работа имеет приложение, которое представляет собой инципитарий множества песнопений Постной Триоди, сохранившихся в рукописях, но не вошедших в позднейшие печатные издания. В отличие от первой монографии Карабинова эта книга известна западным исследователям несколько лучше во многом благодаря диссертации Н. Каппёйнса [2], значительная часть которой представляет собой аккуратный конспект книги Карабинова. Поскольку вопросам формирования и развития великопостного цикла в византийском богослужении и рукописной традиции Постной Триоди в мировой историографии посвящено совсем небольшое число работ, монография Карабинова, содержащая ряд ярких гипотез и вводящая в научный оборот большое количество рукописных данных, с академической точки зрения вполне востребована и в настоящее время.
Тему монографии продолжают статьи «К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне» (1911) и «К истории Иерусалимского устава» (1912). Первая описывает процесс формирования совр. стандартного текста русской Постной Триоди, вторая вопреки названию в основном посвящена не Иерусалимскому уставу, визант. монастырскому Типикону, возникшему в XI в., а особенностям богослужения Иерусалимской Церкви в I тыс. по Р. Х. и вопросу формирования иерусалимского и константинопольского лекционариев (систем литургических чтений) как для триодного периода, так и для остального года.
Блестящее знание истории Типикона Карабинов продемонстрировал в подробнейшем «Отзыве о труде прот. Михаила Лисицына «Первоначальный славяно-русский типикон…»» (1916), имеющем едва ли не большее научное значение, чем рецензируемая работа Лисицына.
В докладе на Поместном Соборе 1917-1918 годов «О происхождении и истории богослужебного устава» К. представил ясную и продуманную реконструкцию истории формирования Типикона и, исходя из нее, предложил решение некоторых вопросов современной богослужебной практики [3].
Вопросам истории богослужебного устава и его практического применения Карабинов посвятил доклад, прочитанный на том же Соборе, «Правило о поклонах» [4].
Еще в одном докладе, сделанном Карабиновым на Поместном Соборе 1918 г., «О евхаристическом хлебе и вине» [5], затрагивается тема качества хлеба и вина, предназначенных для Евхаристии, очевидно весьма важная сама по себе, но редко упоминаемая в источниках.
Другая сложная и малоизученная тема евхаристического богословия - смысл и содержание литургии Преждеосвященных Даров - исследована Карабиновым в ст. «Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров» (1915). Здесь он ввел в научный оборот забытые свидетельства византийских авторов, доказавших ошибочность тех представлений некоторых украинских и русских богословов XVII века, которые привели к ряду изменений в русской практике совершения этой литургии. Статья Карабинова имеет решающее значение для дальнейшего исследования чина литургии Преждеосвященных Даров, однако авторам двух основных монографий по этой теме - Димитрию Мораитису и прот. Стефану Алексопулосу - она осталась неизвестной из-за отсутствия перевода на западные языки; впрочем, второй из упомянутых авторов все же знаком с выводами Карабинова опосредованно, благодаря английскому переводу статьи Н. Д. Успенского «Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII в.» [6], в которой резюмируется текст Карабинова [7].
Трагические события 1917 и последующих годов не дали осуществиться другим исследовательским планам Карабинова, о содержании которых в настоящее время по причине гибели архива ученого можно судить лишь отчасти [8].
Публикации
- «Происхождение и состав Постной Триоди» (кандидатское сочинение, СПб. 1902)
- Литургика: Лекции И. А. Карабинова, 1905/6 уч. г. СПб., 1906. Литогр.; Лекции по литургике проф. И. А. Карабинова. СПб., 1907. Литогр.
- Евхаристическая молитва (анафора): Опыт ист.-литург. анализа. СПб., 1908.
- Лекции по литургике, чит. студентам 4-го курса СПбДА в 1909/1910 уч. г. СПб., 1910. Литогр.
- «Постная триодь. Исторический обзор ее плана, состава редакции и славянских переводов» (магистерское сочинение, СПб. 1910)
- Лекции по литургике, чит. студентам СПбДА в 1910/1911 уч. г. СПб., 1911. Литогр.; Лекции по литургике, чит. студентам СПбДА в 1911/1912 уч. г. СПб., 1912. Литогр.; Лекции по литургике, чит. студентам 3-го курса СПбДА в 1914/1915 уч. г. СПб., 1915. Литогр.;
- Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. М., 2004р;
- К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне // ХЧ. 1911. № 5/6. С. 627-643
- К истории Иерусалимского устава // Там же. 1912. № 3. С. 360-382; № 4. С. 483-494.
- [Рец. на кн.:] Кекелидзе К. С., прот. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1911 // Там же. № 5. С. 646-651;
- Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров // Там же. 1915. № 6. С. 737-753; № 7/8. С. 953-964
- Студийский типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава: (Речь на годич. акте СПбДА 8 марта 1915 г.) // Там же. № 9. С. 1051-1062;
- Отзыв о труде прот. М. Лисицына: «Первоначальный славяно-русский типикон: Ист.-археол. исслед.». СПб., 1911 // Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых имп. АН за 1912 г. Пг., 1916. С. 312-368
- «Наместная» икона древнего Киево-Печерского монастыря // Сообщ. ГАИМК. 1927. Т. 5. С. 102-113.
- Полузабытый опыт реставрации древнерусских икон // ИзвГАИМК. 1929. Вып. 2. С. 328-329;
- «Тураев как литургист»: Слово, произ. 31 авг. 1920 г. в сороковой день по кончине Б. А. Тураева // ХВ. Н. с. 2001. Т. 2(8). С. 376-385.
Литература
- Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305.
- Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-66773.
- Архив УФСБ по Тюменской обл. Д.Р-2377.
- Покровский Н.В. [Отзыв] о соч. Карабинова И. «Постная Триодь: ее состав и происхождение» // Журналы заседаний Совета СПбДА за 1902/3 уч.г. 1903. С. 300-301.
- он же. [Отзыв] об отчете и занятиях проф. стипендиата И. Карабинова // Там же, за 1904/5 уч. г. 1905. С. 217-218
- он же. Отзыв… о представленном на соискание степени магистра богословия соч. И. А. Карабинова… «Постная Триодь» // Там же, за 1909/10 уч. г. 1910. С. 334-340.
- Магистерский коллоквиум И. А. Карабинова // ЦВ. 1910. № 21. Стб. 649-650
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.8.
- Карабинова О.И. Жизнь И.А. Карабинова. Пярну. 1977. Машинопись в библиотеке Санкт-Петербургской ДА.
- "Дело" митрополита Вениамина: (Петроград, 1922г.). М.: Студия "ТРИТЭ": Российский архив, 1991. С.12, 39, 87.
- Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.72.
- Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С. 88, 618
- Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института // Минувшее: Ист. альм. СПб., 1998. Вып. 24. С. 485, 530.
- Священный Собор Православной Российской Церкви: Из материалов Отдела о богослужении, проповедничестве и храме // БТ. 1998. Сб. 34. С. 379.
- Бовкало А.А. Последний год существования Петроградского Богословского института // Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб.1998. С. 503
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.56.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.120
- Ленинградский мартиролог, 1937–1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.5. 1937 год. СПб., 2002. С.86.
- Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.120
- Пивоварова Н. В. Забытые имена в рус. церк. археологии: И. А. Карабинов и Н. В. Малицкий // ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 426-437.
Использованные материалы
- Иоанн Тарасов, свящ., Жизненный путь профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Алексеевича Карабинова (1878–1937): Журнал СПб духовной академии "Христианское Чтение", 2014, № 4:
- Э.П.Р., свящ. Михаил Желтов. "Карабинов Иван Алексеевич" // Православная энциклопедия, т. 30, с. 614-615 (от 7 августа 2017 года):
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
[1] Малицкий Н.В., История Владимирской духовной семинарии. Вып. 1. М.: Печатня Снегиревой А.И., 1900. С. 123.
[2] Cappuyns N. Le Triodion: Étude historique sur sa constitution et sa formation. R., 1935
[3] БТ. 1998. Сб. 34. С. 290-297
[4] БТ. 1998. Сб. 34. С. 338-344
[5] БТ. 1998. Сб. 34. С. 324-329
[6] БТ. 1975. Сб. 13. С. 148-171
[7] БТ. 1975. Сб. 13. С. 157-160
[8] см.: Пивоварова. 2004. С. 428