Николай Дмитриевич Успенский |
Родился 3 января 1900 года в погосте Поле Демянского уезда Новгородской губернии в семье священника.
Начальное образование получил в местной земской школе, по окончании которой поступил в духовное училище в г. Старая Русса и затем - в Новгородскую духовную семинарию.
С 1920 по 1922 год служил в Красной армии.
С 1922 по 1925 год учился в Петроградском Богословском институте. Одновременно был регентом хора в храме своего отца в Окуловке Новгородской области.
10 марта 1926 года получил степень кандидата богословия за работу "Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения, и его составные части".
В 1925 - 1928 годах - профессорский стипендиат Высших Богословских курсов в Петрограде, с сентября 1927 по август 1928 года - секретарь Совета курсов.
В 1928 году поступил учиться в Государственную академическую капеллу, которую окончил в июне 1931 года с квалификацией дирижера хора и учителя пения.
В 1932 году поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, которую окончил в 1937 году по историко-теоретическому факультету с квалификацией музыковеда.
В 1937 - 1939 годах - помощник директора курсов музыкального образования им. Н.А. Римского-Корсакова, с сентября 1938 года - преподаватель полифонии, в 1939 - 1940 годах - помощник директора музыкального педагогического училища.
Во время Великой Отечественной войны принимал участие в защите осажденного Ленинграда. В 1941 году был тяжело контужен.
С 1941 по 25 августа 1942 года - директор и регент Троице-Измайловского, затем Князь-Владимирского соборов в Ленинграде.
Портрет Н. Д. Успенского работы Николая Чукова, 1977 год |
С 1944 по 13 сентября 1954 года вел в консерватории специальные курсы теоретических дисциплин на дирижерско-хоровом и теоретико-композиторском факультетах. 28 декабря 1946 года удостоен степени кандидата искусствоведения за работу "Лады русского Севера".
31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви от Ленинградской епархии.
В 1945 году - преподаватель церковного устава временных богословских курсов.
С 1 сентября 1946 года - доцент кафедры литургики Ленинградской духовной академии, преподаватель литургики и церковного устава Ленинградской духовной семинарии. С 12 июня 1947 года - профессор.
22 июня 1949 года удостоен степени магистра богословия за работу "Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах".
В 1956 - 1958 годах был членом богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде, где деятельно трудился над изданием "Богослужебных указаний". Являлся членом редколлегии "Богословских трудов" с самого начала их издания, членом Международной комиссии издания памятников славянской музыки при Международном комитете славистов.
С 10 апреля 1957 года получил степень доктора церковной истории за диссертацию "История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII века)".
25 февраля 1967 года удостоен степени почетного доктора в Фессалоникийском университете им. Аристотеля за научную богословскую деятельность.
18 октября 1968 года удостоен почетной степени доктора богословия в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке за научные труды в области истории русского церковного пения.
20 мая 1982 года избран почетным доктором Богословского факультета Сербской Православной Церкви.
Труды
- Происхождение чина агрипнии, или всенощного бдения, и его составные части. Диссертация на степень кандидата богословия. Рукопись (1925)
- Святая Четыредесятница. Историко-литургический очерк. «Журнал Московской Патриархии», 1945, № 3, и «One Church», 1945, № 3-4.
- Лады русского Севера. Диссертация на степень кандидата искусствоведения. Машинопись, 313 стр. (Ленинградская консерватория. 1946)
- Чин всенощного бдения (ἡ ἀγρυπνία) в Греческой и Русской Церкви. Диссертация на степень магистра богословия. Машинопись, LXXXII+902 стр. (Ленинградская духовная академия.)
- Значение ладовой основы для хорового исполнения народной песни. Машинопись. (Ленинградская консерватория (1948)
- К истории обряда Святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная в Ленинградской духовной академии.
- К вопросу изучения русской профессиональной полифонии по памятникам XVII—XVIII столетий. Машинопись. (Ленинградская консерватория (1949)
- Знаменный распев как продукт древнерусского профессионального искусства. Машинопись. (Ленинградская консерватория. 1950)
- Православная христианская вечерня. «Голос Православия» (Берлин), 1952, №№ 11 и 12.
- К вопросу о «православной литургии западного обряда». [Критический разбор труда архимандрита Алексия (Ван дер Менсбрюгге) «La Liturgie orthodoxe de rite occidental. Essai de restauration». Paris, 1948.]. «ЖМП», 1954, №№ 8 и 9. Чин воздвижения Креста. Историко-литургический очерк. «ЖМП», 1954, №9.
- Из религиозной жизни Англии. Историко-литургический обзор. «ЖМП», 1955, № 11, и затем в «Sobornost» (The journal of the Fellowship of S. Alban and S. Sergius). Series 3, N 19. London, 1956. Две недели в Англии. (Путевые заметки). «ЖМП», 1955, № 9.
- Венок на могилу протоиерея Петра Турчанинова. «ЖМП», 1956, № 4.
- О богослужении Англиканской Церкви. «ЖМП», 1956, № 8.
- История и значение праздника Рождества Христова в древней Церкви. «ЖМП», 1956, № 12, (1956) и в «Bibliotheca classica orientalis», Adademie-Verlag. Berlin. Heft 6, 1962.
- История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII века). Диссертация на степень доктора Церковной истории. Машинопись, 437 стр. (Московская духовная академия.) Докладная записка о необходимости учреждения в академии кафедры Истории церковного пения (1957).
- Два дня в Псково-Печерском монастыре. «ЖМП», 1958, № 2.
- Поездка на Ламбетскую конференцию. «ЖМП», 1958, № 8.
- Ламбетская конференция 1958 года. «ЖМП», 1959, № 3.
- Соборность Церкви. «ЖМП», 1959, № 7.
- Православная вечерня. Историко-литургический очерк // Богословские труды, сб. 1. М 1959.
- Поездка в Грецию. Путевые заметки и впечатления. «ЖМП», 1960, № 2.
- Богословские собеседования в Арнольдсхайне. «ЖМП», 1960, № 8. Спасение верой. Доклад на собеседовании с евангелическо-лютеранскими богословами в Арнольдсхайне. «ЖМП», 1960, № 9.
- Византийское пение в Киевской Руси. Actes des XI Internationalen Bysantinisten Kongresses. 1958. Verlag С. Н. Beck, Munchen, 1960
- Святые места в Иерусалиме на сегодня. «ЖМП», 1961, №№ 5, 6, 7.
- Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста (в чине православной литургии). «Богословские труды», сб. 2. М., 1961, и в Studia Patristica, V. edited by F. L. Cross (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Band 80). Akademie-Veriag, Berlin, 1962.
- Тропарь апостолу Луке в греческом его подлиннике. «Богословские труды», сб. 2. М., 1961
- К пребыванию делегации профессоров богословского факультета Афинского университета. «ЖМП», 1962, № 7
- Англиканская литургия («Вечеря Господня») с православной точки зрения. «ЖМП», 1962, №№ 8 и 9.
- Задачи православного богословия в современной жизни Церкви. «ЖМП». 1962, № 9.
- Богослужебные отпусты. «ЖМП», 1963, № 12
- Упсальские церковные торжества. «ЖМП», 1964, № 9.
- Литургическая работа IV Конференции департамента «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей. «ЖМП», 1964, №№ 9 и 11.
- Древнерусское певческое искусство. Издательство «Музыка». М., 1965, 216 с.
- Св. Роман Сладкопевец и его кондаки. Актовая речь 9 октября 1966 года. «ЖМП», 1966, № 11; 1967, № 1, и в сокращении: «Богословские труды», сб. 4. М., 1968.
- Русская литургика. Русское богослужение. Русское церковное пение. Написаны по предложению издательства ӨРНΣКЕΥТΙΚΗ KAI HӨIKH ЕГКΥКΛОПЕΔЕIА. ʼΑθῆναι
- Тайная вечеря и трапеза Господня. «ЖМП», 1967, №№ 3 и 4.
- О служении двух литургий. «ЖМП», 1967, № 10.
- Образцы древнерусского певческого искусства. Музыкальный материал с историко-теоретическими комментариями и иллюстрациями. Издательство «Музыка». Л., 1968, 264 с. (изд. 2 см. № 52).
- О Гоаре. «Богословские труды», сб. 4. М., 1968. Из личных воспоминаний об А. А. Дмитриевском. «Богословские труды», сб. 4. М., 1968.
- Спасение через веру. «Богословские труды», сб. 4. М,, 1968.
- Еще несколько слов «О пении на утрени Недели Крестопоклонной ирмосов Пасхального канона», «ЖМП», 1969, № 2. Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерус¬ском певческом искусстве. Musica antiqua. Acta scientifica. Bydgoszcz, Polska, 1969.
- Амвросий. «Большая советская энциклопедия», изд. 3, (БСЭ3) т. I, M., 1970.
- Реалистические тенденции в новгородском певческом искусстве XVI века. Доклад, читанный на конференции Союза композиторов в Москве 1-3 июня 1971 года.
- Древнерусское певческое искусство. Изд. 2. «Советский композитор». М., 1971, 623 с. Образцы древнерусского певческого искусства. Музыкальный материал с историко-теоретическими комментариями и иллюстрациями. Изд. 2. дополненное. «Музыка». Л„ 1971, 354 с.
- Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве.
- Сборник «Мастерство музыканта-исполнителя», вып. 1-й, 1972.
- Демественное пение. БСЭ, т. 8. М., 1972
- Лады русского Севера. «Советский композитор». М., 1973, 134 с. [По материалам одноименной диссертации (см. № 3) и результатам последующих изысканий автора в области ладообразования мелодики знаменного распева.]
- Русский музыкальный фольклор и знаменный распев. Народно стваралаштво «Folclor». Сборник, посвященный академику Свиетко Ритману. Белград, окт. 1972 — март 1973.
- S. W. Rachmaninow - Schopfer anbetender Hymnen. «Stimme der Orthodoxies. 1973, N 8;
- Sergey Vasilievich Rakhmaninov. Composer’s birth centenary. «The Journal of the Moscow Patriarchate»‘, 1973, NN 8 и 9.
- The Taxis of Confession and the Revision of russian Liturgical books. «One Church». 1973, 5.
- Устав пения тропарей и кондаков по входе на литургии.- Православный церковный календарь, 1974, М., изд. Московской Патриархии, с. 76-80.
В «Музыкальной энциклопедии» (т. 1. М., 1973. издательство «Советская энциклопедия») опубликованы статьи:
- Азбука музыкальная,
- Акафист (в сокращении - БСЭ3, т. 1. М., 1970).
- Аллилуиа (в сокращении - БСЭ3, т. 1. М., 1970).
- Амвросианский гимн.
- Амвросианское пение.
- Аненайка.
- Богогласник.
- Болгарский распев.
- Большой распев.
- Всенощная.
- Глас (в сокращении - БСЭ3, т. 6. М., 1971).
В «Большой советской энциклопедии», т. 13, М., 1973, опубликованы статьи:
- Кондакарная нотация.
- Крюки.
В «Музыкальной энциклопедии» (т. 2, М., 1974) опубликованы статьи:
- Греческий распев.
- Двоезнаменник (в сокращении - БСЭ3, т. 7, 1972).
- Демествепный распев.
- Догматик.
- Знаменный распев (в сокращении - БСЭ3, т. 9, 1972).
- Ирмологий.
- Ирмос (в сокращении - БСЭ 3, т. 10, 1972).
- Истинноречие.
- Канон.
- Киевский распев.
- Кондак.
- Кондакарное пение.
- Кондакарь
Награды
Церковные:
- орден св. равноап. кн. Владимира III и II степени
- орден прп. Сергия Радонежского III и II степени
Светские:
- орден Отечественной войны I степени
- медаль "За оборону Ленинграда"
- медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Литература
- Иванов Н. Музыковедческая деятельность профессора Н.Д.Успенского // Богословский труды. Сб. 13. М., 1975. – С.27-39.
- Стойков В., засл. проф.- прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н.Д.Успенского (К 100-летию со дня рождения) // Христианское Чтение. 2000. №19. С.21-38. Уржумцев П. Профессор Николай Дмитриевич Успенский (К 50-летию научной деятельности) // Богословский труды. Сб. 13. М., 1975. – С. 8-19.
Использованные материалы
- Успенский Николай Дмитриевич, биография // архивный сайт Санкт-Петербургской духовной академии