Архиеп. Кирилл (Поспелов) |
В миру Поспелов Леонид Николаевич, родился 20 марта 1876 года в с. Можаровка Городищенского уезда Пензенской губернии в семье бедного псаломщика. В семье которого было пятеро детей. В 5 лет остался без отца. Окончил начальную школу в с. Селищи Краснослободского уезда.
Согласно автобиографическим сведениям, до революции учился на юридическом факультете Саратовского университета, но не окончил его [1].
В 1898 году окончил Пензенскую духовную семинарию. Во время выпускных экзаменов в семинарии привлек внимание бакинского протоиерея Александра Юницкого редким баритональным басом, и тот предложил ему место диакона в соборе г. Баку.
Женился, дети: Маргарита (1901 г.р.) и Борис (1903 г.р.)
1 октября 1898 года рукоположен во диакона и назначен в собор г. Баку. Также был назначен законоучителем 5-классного городского Михайловского училища.
В 1906 году рукоположен во иерея собора в г. Баку. Служил сначала на сверхштатной должности, с 1906 года - в штате Бакинского 5-классного городской училища. Одновременно был законоучителем во 2-й бакинской женской гимназии. Являлся благочинным 2-го округа церквей Бакинской губернии.
Просил о переводе для служения в более мягком климате из-за болезни жены, ездил для этого на прием к обер-прокурору В. К. Саблеру. Обер-прокурор предложил ему место настоятеля Кронштадтского Андреевского собора. Из смирения о.Леонид отказался и был назначен в Саратов.
С 10 декабря 1913 года - клирик Александро-Невского собора, с января 1914 года - законоучитель 1-й женской гимназии. Был назначен ключарем Александро-Невского собора.
В 1916 году был избран и назначен благочинным церквей 1-округа г. Саратова. В том же году был возведен в сан протоиерея.
В 1918 году был арестован, находился в заключении в течение 5 месяцев.
В 1919 году инициировал открытие при Александро-Невском соборе "Общества милосердия" для оказания помощи семьям и сиротам лиц духовного звания, служивших при соборе.
В 1919 году был арестован и находился в тюрьме в течение двух недель.
В 1921 году был арестован и находился в тюрьме в течение двух недель.
В 1921 году предпринял серьезный шаг для оказания помощи голодающим. Получив соответствующий мандат от ЦК Помгола, он выехал на Украину и в Белоруссию для сбора пожертвований мукой, а недели через две привез с собой целый поездной состав с мукой. Он был принят патриархом Тихоном и председателем ВЦИК М. И. Калининым, получил благодарственную грамоту от ЦК Помгола, а один вагон муки был выдан ему для распределения между нуждающимися по его собственному усмотрению.
В 1922 году после возникновения обновленческого раскола о.Леонид поначалу не признавал ВЦУ, но после того как управляющий Саратовской епархией епископ Иов (Рогожин) был за сопротивление обновленцам арестован, о.Леонид примкнул к обновленцам и некоторое время даже состоял членом обновленческого Саратовского епархиального управления.
Приблизительно в марте 1923 года о. Леонид принес покаяние и был принят в лоно Русской Православной Церкви и определен к Старо-Покровской церкви г. Саратова.
Был лишен избирательных прав.
В 1930-е годы, когда ввиду закрытия церквей многие священнослужители оказались без места, о. Леонид устраивал их на должности сторожей, дворников и т.д. при Старо-Покровской церкви, чем спасал их и их семьи от голода, и предоставлял им возможность участвовать в богослужении.
Ссылка и лагерное заключение
20 августа 1933 года был арестован по обвинению: "контрреволюционная деятельность среди верующих, инициатор и руководитель нелегальных контрреволюционных сборищ, активное участие в контрреволюционной группе, хранил и распространял контрреволюционную погромную литературу". В 1934 году особой тройкой при ПП ОГПУ был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. К 1934 году о.Леонид был вдов.
Срок отбывал в Казахстане, в лагере между Джамбулом и Алма-Атой.
В 1935 году был арестован в ссылке, признан виновным по статье ст. 58–10 УК РСФСР и приговорен к 8 годам лагерей.
Отбывал наказание в Алма-Атинской сельскохозяйственной колонии №9 в с. Чемолган. сначала находился на общих работах, был лишен пайка, тяжело заболел и был переведен на должность статистика, что спасло ему жизнь.
20 июня 1943 года был освобожден из лагеря досрочно, но священствовать допущен не был. После освобождения проживал в г. Актюбинске. Работал конюхом при городской хирургической больнице. Вскоре ему было разрешено совершать богослужения по месту проживания. По другим данным, проживал в Оренбурге, работал уборщиком и кухонным работником городской больницы. Когда открылась возможность для архиерейской хиротонии был своим старым другом архиепископом Андреем (Комаровым) представлен патриарху Сергию как достойный кандидат для посвящения во епископа.
В марте 1944 года протоиерей Леонид был срочно вызван в Москву патриархом Московским и всея Руси Сергием.
Епископ Пензенский
23 марта 1944 года была образована Пензенская и Саратовская епархия на территории Пезенской обл. и Мордовской АССР. О. Леонид был назначен ее епископом с последующим постригом и хиротонией.
29 марта 1944 года он был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл.
1 апреля 1944 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. Хиротонию в Елоховском Богоявленском соборе совершили патриарх Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Саратовский Григорий (Чуков), архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев), епископ Дмитровский Иларий (Ильин).
К моменту прибытия епископа Кирилла в епархию в ней было только две действующие церкви - в Пензе и в Кузнецке. Клир, долгое время лишенный пастырского надзора, был вынужден дать отчет о состоянии дел епископу, но вступил с ним в конфликт. Особенно остро сложились отношения с двоюродным братом епископа Кирилла - протоиереем Виноградским. Протоиерей перешел в другую епархию, но перед отъездом послал уполномоченному Совета по делам РПЦ заявление, содержащее клеветнические сведения о епископе Кирилле.
Епископ Ташкентский
11 июля 1944 года еп. Кирилл был перемещен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру.
С 31 января по 2 февраля 1945 года участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви.
Епископ Кирилл начал дело восстановления приходов Среднеазиатской епархии, которая после ареста в 1937 году архиепископа Бориса (Шипулина) не имела своего возглавления. В Ташкенте епископ Кирилл стремился снизить влияние на паству обновленческого протоиерея Г. Брицкого.
Епископ Кирилл дважды ездил в Москву на совещания по подготовке Собора. По пути посещал г. Актюбинск. Благодаря влиянию епископа Кирилла актюбинский горсовет принял решение об открытии городского собора. Епископ Кирилл также ходатайствовал об открытии церквей в Алма-Ате.
За время управления епископа Кирилла была отремонтирована и освящена после реставрации Пантелеимоновская церковь. Он поднимал также вопрос о создании миссионерских кружков и сестричеств, а также просил разрешить обучение детей верующих родителей Закону Божию на частной квартире. Одобрения его инициатива не получила, но согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ по Узбекской ССР, епископ Кирилл направил в помощь благочинным троих священников для миссионерской работы [2].
В августе 1945 года епископ Кирилл хотел организовать певческую капеллу с правом давать духовные и светские концерты в крупных городах, а также проводить лекции "в пользу инвалидов войны, семей фронтовиков и других нужд нашей страны". Этот проект также не получил поддержки уполномоченного. В епархии по приглашению епископа Кирилла служили без согласия уполномоченного РПЦ три-четыре незарегистрированных священника.
В сентябре 1945 года епископ Кирилл просил патриарха Алексия I разрешить перенести в храм мощи свт. Митрофана Воронежского, которые находились в хранилище Ферганского краеведческого музея. Патриарх разрешил перенести мощи в Воронеж и поручил это дело епископу Кириллу с условием, что до перенесения мощи поместят временно в храме г. Ферганы.
Ивановский архиерей
С 20 июня 1946 года - епископ Ивановский и Шуйский.
Попытки епископа Кирилла требовать с настоятелей храмов дополнительные взносы на строительство архиерейского дома вызвали недовольство духовенства и верующих.
Вновь на Пензенской кафедре
С 27 января 1947 года, согласно прошению, снова назначен епископом Пензенским и Саранским.
Епископ Кирилл, ссылаясь на преклонный возраст, создал при Епархиальном управлении епархиальный совет, председателем которого назначил прот. П. И. Иванисова.
3 августа 1947 года епископ Кирилл освятил епархиальный дом.
Весной 1947 года были открыты церкви вмц. Параскевы Пятницы в Кузнецке и церковь во имя Архистратига Божия Михаила в с. Лермонтове Пензенской обл. Зимой 1947/48 года был открыт молитвенный дом в Чембаре. Впоследствии были открыты еще несколько храмов.
В 1948 году по его инициативе был создан миссионерский совет епархии.
Большое внимание епископ Кирилл уделял организации церковных хоров, пел сам и любил церковное пение.
8 февраля 1949 года по его предложению в Пензе были организованы двухнедельные пастырские курсы, на которых обучалось по 5 человек за учебный период.
25 февраля 1951 года возведен в сан архиепископа.
В последние годы жизни соблюдал чрезвычайно строгий пост и даже на Пасху, как говорят, употреблял пищу только с растительным маслом. Он часто устраивал ночные службы с поклонами и с чтением акафистов.
Неустанно проводил беседы с паствой о вере и христианской жизни. Проповеди в эти годы он говорил не особенно ясно и возникало опасение, что его мысли могут быть поняты превратно, но это недостаток вполне возмещался тем чувством, которым дышали эти проповеди. Каждую проповедь он обычно начинал словом "Возлюбленные!" это обычное для него слово не оставалось простой формой, необходимой для вступления. Этим словом архиеп. Кирилл как бы включал себя во внутренний мир своих слушателей и устанавливал прямую связь между своим сердцем и сердцами присутствующих. В самом голосе высокопреосвященного была любовь, расположение к людям, и ответное чувство, возникавшее в сердцах слушателей, дополняло все то, что осталось неясным для ума.
Архиепископ Кирилл очень любил благословлять народ и нередко после всенощной задерживался в храме, чтобы благословить каждого из стоящих на его пути к выходу. Многие не понимали, как тяжела для старика такая дополнительная задержка и не учитывали того, что ему предстоит еще читать вечернее правило, для которого ему требовалось не менее двух часов, так как он читал его медленно, не торопясь. Несмотря на физическую усталость, архиепископ Кирилл просил окружающих не препятствовать подходящим за благословением, так как он находил, что этим путем укрепляется его внутренняя духовная связь с народом и эта связь доставляла ему радость.
За богослужением он нередко умилялся до слез, особенно во время чтения Евангелия "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы".
В августе 1953 года он ушел в длительный отпуск по болезни
Скончался 18 декабря 1953 года. Погребен под алтарем северного придела Пензенского Митрофановского кладбищенского храма.
31 июля 1989 года был реабилитирован Саратовской облпрокуратурой.
Награды
- набедренник (1904)
- скуфья (1907)
- камилавка (1915)
- наперсный крест (1916, от Святейшего Синода "по обстоятельствам военного времени")
- митра (1916)
Литература: "ЖМП" 1944, № 4, с. 10, 11. -"- 1944, № 8, с. 3. -"- 1946, № 7, с. 3. -"- 1949, № 2, с. 48. -"- 1951, № 3, с. 3. -"- 1954, № 2, с. 18-19. ФПС I, № 304, с. 13. ФПС IV, с. 4. "Журнал Засед. Св. Синода" № 2 от 27.01.1947 г. Тимаков Вл., прот. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Пензенский и Казанский // «Альфа и Омега». 2000. № 3, 4; 2001. № 1.
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] ГА РФ. Ф.6991. Оп.7. Д.68. Л.4
[2] ГА РФ. Ф.Р-6991. Оп.7. Д.68. Л.9