Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИКОНА В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913). Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск
Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913). Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск
Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых

Написана в 1912 году в связи с торжественно отмечавшимся в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные периодические издания того времени ("Петербургская газета", "Церковные ведомости", "Правительственный вестник", "Русский паломник" и др.).

На иконе изображён образ Божией Матери "Феодоровской" [1], парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых - покровителей всех русских правителей рода Романовых: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Иоанна IV и Иоанна V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (императоров Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

Создание иконы осуществлялось с согласия и при личном участии царя Николая II, как об этом сообщила "Петербургская газета": "Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование «Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых»". 19 декабря Святейший Правительствующий Синод издал постановление под номером 11737 о повсеместном распространении этой иконы. Её предполагали установить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Она должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по приумножению благосостояния, просвещения и процветания России.

Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913). Фрагмент: блгв. вел. кн. Александр Невский, свт. Николай Мирликийский. Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск
Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913). Фрагмент: блгв. вел. кн. Александр Невский, свт. Николай Мирликийский. Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск
Согласно описанию иконы и её изображению, опубликованным в журнале "Русский паломник", образ был помещён в киот, увенчанный изображением державы царя Михаила Феодоровича Романова с большим крестом. Под державой был укреплён двуглавый орел с гербом Дома Романовых. Держава покоилась на верхней полукруглой части рамы киота, на которой золочеными буквами были написаны слова из Священного Писания: "Мною цари царствуют" и "Сердце царево в руце Божией". Боковые части киота были украшены пилястрами. Слева в раме были помещены слова из грамоты Всероссийского земского собора 1613 года о призвании на царство Михаила Романова: "Быти на Владимирском и Московском и на Новгородском Государствах, и на Царствах Казанском и Астраханском и Сибирском, и на всех великих и преславных Российских Государствах Государем, Царем и Великим Князем, всея Руссии Самодержцем, прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных Российских Государей Царей… Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву из иных Государств и из Московских родов на Московском Государстве Государем никак иному никому не быти". Справа на киоте был отрывок из Высочайшего манифеста от 20 октября 1894 года, возвещающий о кончине государя Александра III и о вступлении в права престолонаследия Николая II: "Божиею милостию Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский… Объявляем всем верным нашим подданным… Мы же в сей скорбный, но торжественный час вступления Нашего на прародительский Престол Российской Империи…. вспоминаем заветы усопшего Родителя Нашего и, проникшись ими, приемлем священный обет перед лицом Всевышнего всегда иметь единою целью мирное преуспеяние счастия всех Наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать Нас к сему великому служению, да поможет Нам. Дан в Ливадии, лета от рождества Христова в 1894-е, Царствования же Нашего в первое, октября 20-го дня".

В течение десятилетий, прошедших после уничтожения монархии в России, об иконе забыли. И только в 1972 году во время путешествия по Алтаю местные художники Владислав Тихонов и Михаил Манеев в селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, заметили стол необычной формы. Заглянув под столешницу, В. Тихонов обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Однако в данном случае превращение иконы в столешницу спасло её от окончательной гибели.

Договорившись с руководством школы, художники забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края. Два десятилетия икона пролежала в запасниках музея.

В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона не была отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа привлекали внимание. К иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты.

Е. Бычкова всегда имела с собой небольшой снимок иконы, показывала его различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог счастливый случай: в Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале и показал журнал из личного семейного архива - "Русский паломник" № 27 за 1913 год с подробным описанием, фотографией и историей возникновения иконы.

Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913, кивот реконструирован в 2004). Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск
Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913, кивот реконструирован в 2004). Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск
После того, как выяснили название и историю иконы, клирики Михаило-Архангельского храма г. Рубцовска, по согласованию с руководством музея, приняли решение о перенесении иконы из музея в храм. К удивлению служащих музея, оказалось, что за всё время нахождения в запасниках она не была должным образом оформлена и не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая поступление иконы в музей. Для музея это был случай уникальный, и его работники с недоумением разводили руками. Это также означало, что икону можно было передать церкви без каких бы то ни было затруднений, как объект, который никак не значится в музейных документах. В 2003 году торжественным крестным ходом состоялся перенос иконы из музея в церковь.

В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.

Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. После долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. На 2016 году в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено много, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом самодержавия.

Использованные материалы

  • Ермишина Ксения. История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II // Страница портала Православие.Ru, 14 июля 2016 года:



[1]  В материалах, посвящённых "Иконе в память 300-летия царствования Дома Романовых", её саму иногда ошибочно называют "Феодоровской иконой в память 300-летия царствования Дома Романовых", однако в приводимых цитатах из документов и статей слово "Феодоровская" в названии иконы не фигурирует.

Редакция текста от: 17.07.2016 07:44:27

"ИКОНА В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google