Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913). Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск |
Написана в 1912 году в связи с торжественно отмечавшимся в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные периодические издания того времени ("Петербургская газета", "Церковные ведомости", "Правительственный вестник", "Русский паломник" и др.).
На иконе изображён образ Божией Матери "Феодоровской" [1], парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых - покровителей всех русских правителей рода Романовых: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Иоанна IV и Иоанна V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (императоров Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.
Создание иконы осуществлялось с согласия и при личном участии царя Николая II, как об этом сообщила "Петербургская газета": "Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование «Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых»". 19 декабря Святейший Правительствующий Синод издал постановление под номером 11737 о повсеместном распространении этой иконы. Её предполагали установить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Она должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по приумножению благосостояния, просвещения и процветания России.
Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913). Фрагмент: блгв. вел. кн. Александр Невский, свт. Николай Мирликийский. Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск |
В течение десятилетий, прошедших после уничтожения монархии в России, об иконе забыли. И только в 1972 году во время путешествия по Алтаю местные художники Владислав Тихонов и Михаил Манеев в селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, заметили стол необычной формы. Заглянув под столешницу, В. Тихонов обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Однако в данном случае превращение иконы в столешницу спасло её от окончательной гибели.
Договорившись с руководством школы, художники забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края. Два десятилетия икона пролежала в запасниках музея.
В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона не была отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа привлекали внимание. К иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты.
Е. Бычкова всегда имела с собой небольшой снимок иконы, показывала его различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог счастливый случай: в Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале и показал журнал из личного семейного архива - "Русский паломник" № 27 за 1913 год с подробным описанием, фотографией и историей возникновения иконы.
Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых (1913, кивот реконструирован в 2004). Михайло-Архангельский храм, г. Рубцовск |
В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.
Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. После долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. На 2016 году в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено много, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом самодержавия.
Использованные материалы
- Ермишина Ксения. История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II // Страница портала Православие.Ru, 14 июля 2016 года:
[1] В материалах, посвящённых "Иконе в память 300-летия царствования Дома Романовых", её саму иногда ошибочно называют "Феодоровской иконой в память 300-летия царствования Дома Романовых", однако в приводимых цитатах из документов и статей слово "Феодоровская" в названии иконы не фигурирует.