Рувимово колено, одно из колен Израилевых, произошло от Рувима
Колено Рувима разделилось - в соответствии с происхождением от его сыновей - на четыре рода (в Синод. пер. - "поколения") (Чис. 26, 5-11). При первом исчислении народа в колене Рувима насчитывалось 46.500 годных для войны мужчин от 20 лет и старше (Чис. 1, 20, 21), при втором исчислении в конце странствования по пустыне - только 43.730 (Чис. 26, 7). Т.о., по своей численности колено Рувима переместилось с 7 на 9 место среди израильских колен. В походном порядке колено Рувима стояло во главе подразделения, которое в стане располагалось южнее скинии и при снятии с места выступало в поход вторым, как и Симеоново и Гадово колена.
В мятеже Корея против Моисея и Аарона участвовали и некоторые из потомков Рувима (Чис. 16, 1; Чис. 26, 9).
Колено Рувимово наряду с коленом Гадовым и полуколеном Манассии получило свой удел на вост. берегу Иордана, но было обязано оказывать вооруженную помощь другим коленам при покорении Ханаана (Чис. 32, 16-33; Нав. 4, 12). Земля Рувимова колена лежала восточее северного побережья Мертвого моря, ее южную границу образовывала река Арнон, вост. пределом была пустыня. С севера к ней примыкали территории Гада и аммонитян (Нав. 13, 15-23).
Четыре города в уделе Рувимовом были предназначены для левитов, и среди них Бецер как город-убежище (Нав. 20, 8; Нав. 21, 7, 36, 37).
После покорения Ханаана Рувим, Гад и полуколено Манассии в знак своей принадлежности к народу завета воздвигли у Иордана особый жертвенник. Сначала это деяние было встречено остальными коленами с неодобрением, но затем нашло у них понимание (Нав. 22, 1-6, 10-34).
Во времена порабощения Израиля Навином и Сисарой Рувим держался в стороне, за что его порицала пророчица и судья Девора (Суд. 5, 15 и след.). Затем, во времена Саула, заиорданские племена одержали убедительную победу над агарянами (1 Пар 5, 10, 18-22). Колено Рувимово испытывало притеснение со стороны моавитян, которые временами отторгали большую часть его территории (см. Нав. 13, 15-21 с Ис. 15, 2, 4; Ис. 16, 8 и след.; Иер. 48, 1 и след., 21-23 и названия городов на камне Меши), кроме того, это колено страдало от вторжений сирийцев с восточного берега Иордана (4 Цар. 10, 32 и след.). Это колено было уведено в плен ассирийцами при Феглаффелласаре (Тиглатпаласар III) (1 Пар. 5, 25, 26).
В пророчестве Иезекииля Рувим получает свой удел в земле обетованной между Ефремом и Иудой (Иез. 48, 6 и след.), а среди 144 тыс. запечатленных праведников упоминаются и 12 тыс. из колена Рувима (Откр. 7, 5).
Использованные материалы
- Библейская энциклопедия Брокгауза