Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГАВРИИЛ (БАНУЛЕСКО-БОДОНИ)

Перенаправлено со статьи "ГАВРИИЛ (БЭНУЛЕСКУ-БОДОНИ)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Кишиневский Гавриил (Банулеско-Бодони)
Митр. Кишиневский Гавриил (Банулеско-Бодони)
Гавриил (Банулеско-Бодони) [1] (1746 - 1821), митрополит Кишиневский и Хотинский, экзарх Святейшего Синода, святитель

Память 30 марта (Молд. [2]), 21 августа - прославление в 2016 году (Молд. [3]), а также в соборах Молдавских святых и святых покровителей Молдовы (Молд. [4])

В миру Банулеско-Бодони Григорий Григорьевич, родился в 1746 году в городе Быстрице в Трансильвании. Происходил из древней почетной молдавской фамилии, румын по национальности, по отцу - дворянин. Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки. Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов. Затем, в 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучил богословские науки. Получив образование, он отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу, но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим здесь, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину.

По возвращении он был определен учителем в городе Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность. Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в господарском училище. Спустя два года с рекомендацией митрополита Молдавского Гавриила (Каллимаха) Григорий отправился в Константинополь. Здесь он был лично принят патриархом Софронием II, в Константинопольском Успенском монастыре был пострижен в монашество с именем Гавриил, обучался на острове Патмос [5], где в совершенстве овладел греческим и французским языками. И в Яссах, и на Патмосе он трудился бок о бок с Никифором (Феотоки), греческим просветителем, с которым их связала близкая дружба.

Из-за эпидемии чумы он вернулся в Яссы и был назначен учителем греческого в господарском училище. 31 августа 1781 года Молдавский митрополит Гавриил рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября - во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясском митрополичьем соборе.

Вскоре, по приглашению архиепископа Славяно-Херсонского, переехавшего в Россию Никифора (Феотоки), иеромонах Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. Уже в 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.

Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом был возведен в сан архимандрита, затем переехал в Хушскую епархию, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру. Однако, господарь отклонил его назначение. С началом новой русско-турецкой войны в 1787 году, отец Гавриил отбыл в Россию вместе с Молдавским господарем Александром Маврокордатом. Некоторое время архимандрит Гавриил жил в Полтаве и служил домовым священником господаря, а затем обратился к епископу Екатеринославской епархии Амвросию с просьбой предоставить ему любую должность в семинарии. 17 января 1788 года, по разрешению Святейшего Синода, епископ Амвросий предоставил отцу Гавриилу должность ректора Екатеринославской духовной семинарии и преподавателя греческого языка.

В ходе русско-турецкой войны, на территории оккупированной русской дунайской армией была учреждена в 1789 году по указу императрицы Екатерины II для местного православного населения Молдовлахийская экзархия, возглавленная находившимся при армии в Яссах архиепископом Екатеринославским Амвросием с титулом «местоблюстителя Молдовлахийской экзархии». Отец Гавриил был призван обратно в Молдавию и в 1789 году назначен 1-м членом Ясской духовной консистории. 26 декабря 1791 года архмандрит Гавриил был хиротонисан архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами в Яссах во епископа Белоградского и Бендерского, викария этой Молдовлахийской митрополии военного времени. В 1792 году, в связи с заключением мира между Османской и Российской империями, Молдавия и Валахия должны были вернуться под светскую власть осман, а в церковном отношении – под управление Константинопольского патриарха. Однако, перед отходом русских сил, было решено хорошо известного и преданного владыку Гавриила поставить духовным главой Дунайских княжеств – по повелению Екатерины II 11 февраля 1792 года он был возведён в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Как русский ставленик владыка Гавриил встретил противостояние со стороны возвратившихся властей, духовных и мирских. Патриарх Константинопольский Неофит VII счел его назначение вторжением в свою юрисдикцию и побудил нового господаря, Александра Мурузи, потребовать отбытия Гавриила. Митрополит Гавриил отказался уезжать с кафедры без императорского указа из России, в ответ на что патриарх Неофит с собранием местных архиереев объявил Молдавскую кафедру вдовствующей. Одновременно, патриарх испросил у султана ордер на арест владыки Гавриила, который был взят 19 июня 1792 года и отправлен в Константинополь. Патриарх старался убедить митрополита Гавриила принять епископскую кафедру в Греции, но тот отказался отрекаться от русского подданства. После этого Синод Константинопольской Православной Церкви под председательством патриарха Неофита VII предал его анафеме [6]. После пребывания под стражей в течение четырех месяцев, Гавриил был освобожден лишь по требованию русского посла в Константинополе В. П. Кочубея после чего прибыл в Россию.

10 мая 1793 года митрополит Гавриил был назначен Екатеринославским и Херсонесо-Таврическим с местопребыванием в Полтаве. В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринославля в Новороссийск, он стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским с местопребыванием в городе Новомиргороде. В период управления этой обширной епархией митрополит Гавриил заботился о построении церквей, благоустройстве семинарии, повышении умственного и нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии. Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание, по его благословению, города Одессы, и закладка в новом городе четырех церквей.

29 сентября 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру.

7 апреля 1801 года он определен членом Святейшего Синода и награжден орденом Андрея Первозванного.

Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны. В 1805 году митрополит из Одессы переехал в Дубоссары, где прожил еще четыре года на покое.

Во время следующей русско-турецкой войны русские войска вновь заняли Дунайские княжества и для духовного управления занятых территорий снова был призван владыка Гавриил. В 1808 году он был опять назначен членом Святейшего Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в Яссах. В то время была возможность аннексии Дунайских княжеств Российской империей и митрополит Гавриил стал также устраивать церковную жизнь ближе к порядкам существовавшим в Русской Православной Церкви. По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления. Одной из важных забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании указа Святейшего Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков. Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в Санкт-Петербург, где ему было оказано особое внимание. Он изложил Святейшему Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть - отклонены или изменены. Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как по заключенному 16 мая 1812 года миру России с Турцией Валахия и Молдавия вновь отошли к Турции, в то время как к России была присоединена только часть последней – Бессарабия.

Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в городе Кишиневе, где ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии. Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской и ей был присвоен титул митрополии и экзархии. 21 августа 1813 года Святейший Синод утвердил новую епархию, и митрополит Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для Кишиневской духовной семинарии. Недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами. Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение. Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митрополитом Гавриилом при семинарии был открыт «благородный пансион», который до 1834 года заменял областную гимназию.

Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы. Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов. При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения. Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, господствовавших среди молдавского духовенства. Решительно выступил митрополит Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь этим устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.

По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году была открыта Бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.

Занимаясь благоустройством церковным, митрополит Гавриил принимал участие и в гражданских делах. Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи направленные против России, а у русского правительства, в свою очередь, получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил как союз России с Бессарабией, так и самобытность последней. В 1818 году император Александр I впервые посетил Бессарабский край и встречался с митрополитом Гавриилом.

За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов. Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания. Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.

Митр. Кишиневский Гавриил (Банулеско-Бодони)
Митр. Кишиневский Гавриил (Банулеско-Бодони)
Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.

На 75 году жизни митрополит Гавриил почувствовал физическую слабость и почти все управление епархией передал своему викарию епископу Бендерскому Димитрию. Сам же он с 1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир. Он поспешил закончить в Каприяновском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения. Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных. 26 марта 1821 года митрополит Гавриил сильно заболел, а 30 марта в 8 часов утра скончался. Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Каприяновском монастыре, где покоится и поныне.

Как передают современники, митрополит Гавриил в обращении с подчиненными своими руководствовался "терпением", и, если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных. Он сам говорил приближенным своим: "Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление". Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони) был причислен к лику святых для местного почитания в Православной Церкви в Молдове [7]. Чин прославления был совершён 5 сентября 2016 года в Каприянском Успенском мужском монастыре за богослужением, которое возглавил предстоятель Православной Церкви Молдовы митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян) [8].

Литература

  • Пархомович, И., Краткий очерк жизни и деят. высокопреосвященного Гавриила Банулеско-Бодони, экзарха Святейшего Синода, митрополита Кишиневского и Хотинского, Кишинев, 1910.
  • Стадницкий, А., Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский, Кишинев, 1894.
  • Чеховский, В., Киевский митрополит Гавриил Банулеско-Бодони, Киев, 1905.
  • Скворцов, В., "Гавриил Банулеско-Бодони, митр. Кишиневский, экзарх молдо-влахийский", ДНР, 1879, т. 2, № 7, 178 – 189.
  • Стадницкий, А., "О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдаво-Влахийским экхархатом", Кишинев. епархиальные ведомости, 1890, № 10-12.
  • Стадницкий, А., "Бессараб. экзарх. типограяи", Кишинев. епархиальные ведомости, 1892, № 1.
  • Зыков, Г., "Очерк деятельн. митрополита Гавриила по улучшению положения Церкви и правосл. Духов. в княжествах Молдавии, Валахии и Бессарабии с 1808 по 1812 гг.", Кишинев. епархиальные ведомости, 1879, № 14.
  • Щеглов, Д. В., "Новые данные о митрополите Гаврииле", Кишинев. епархиальные ведомости, 1899, № 18 и 19.
  • Пархомович, А. М., "Сведения о митрополите Гаврииле", Кишинев. епархиальные ведомости, 1871, № 4.
  • Гурий (Гроссу), иером., "Главнейшие моменты в ист. молдавск. книгопечат. в Бессарабии", Кишинев. епархиальные ведомости, 1907, № 2-5.
  • Петровский, С., прот., Одесский Преображен. ныне кафедр. собор., Одесса, 1908.
  • Ганицкий, М. А., "Сведения о Кишиневской епархии, собранные и редактир. архиепископом Димитрием", Кишинев. епархиальные ведомости, 1883, № 15.
  • Балцатеско, А. В., "Бессараб. отдел. Рос. Библ. общества", Кишинев. епархиальные ведомости, 1872, № 7, 8, 11.
  • Булгаков, 1400, 1402, 1403.
  • Толстой, Ю., № 163.
  • Строев, П., 8, 487, 553.
  • Денисов, 58, 676.
  • Списки архиереев, № 163.
  • Летопись Е. А., 762, 763, 766, 776.
  • Труды Бессараб. Церк. историко-археолог. общ-ва, вып. V, Кишинев, 1910, IX, 1, 2, 14, 19, 22, 24, 30, 33, 40, 51; прим. 5, 7, 21.
  • Исторический Вестник, 1882, апрель, 35; 1894, июль, 140-142; 1895, июнь, 891-892; 1890, декабрь, 790.
  • Русская Старина, 1872, ноябрь, 582; 1879, декабрь, 714.
  • Русский Архив, 1870, № 4 и 5, 797, п/с. 6, 801, 833-834, п/с. 1; 1895, кн. 1-я, № 3, 311; 1904, кн. 2-я, № 1, 428.
  • Н. Д., 16, 72.
  • БЭЛ, т. IV, 8; т. V, 357; т. X, 526, 607.
  • БЭС, т. I, 600, 851; т. II, 1320, 1329.
  • РБС, т. IV, 25-28.
  • Кишинев. епархиальные ведомости, 1907, № 14, 16, 17.
  • Istoria Basarabiei, Humanitas, 1991.
  • King, Charles, The Moldovans: Romania, Russia, and the Politics of Culture, 2000, Hoover Institution Press.
  • Batalden, Stephen K., “Metropolitan Gavriil (Banulesko-Bodoni) and Greek-Russian Conflict over Dedicated Monastic Estates, 1787-1812,” Church History, Vol. 52, No. 4. (Dec., 1983), 468-478.
  • Păcurariu, Mircea “Gavriil Bănulescu”, Dicţionarul Teologilor Români, Editura Univers Enciclopedic, Bucharest, 1996.

Использованные материалы



[1]  В современной румынской транскрипции - Бэнулеску-Бодони.

[2]  "Sfântul Ierarh Gavriil (Bănuescu-Bodoni), mitropolitul Chișinăului și Hotinului (1812)" // Страница календаря, используемого на официальном сайте Православной Церкви Молдовы, https://calendar.ortodox.md/calendar/entry/RO/ff68f6c6-3f21-...405.

[3]  "Proslăvirea Sfântului Ierarh Gavriil (Bănulescu-Bodoni), mitropolitul Chișinăului și al Hotinului (2016)"// Страница календаря, используемого на официальном сайте Православной Церкви Молдовы, https://calendar.ortodox.md/calendar/entry/RO/fb9519c2-c5c2-...c0d.

[4]  "Soborul Sfinților Ocrotitori ai Moldovei" // Страница календаря, используемого на официальном сайте Православной Церкви Молдовы, https://calendar.ortodox.md/calendar/entry/RO/2a294d9a-a948-...129.

[5]  В период между 1773 и 1786 есть сведения что отец Гавриил также учился в Смирне (ныне Измир) и в Афонском Ватопедском монастыре. См. http://en.wikipedia.org/wiki/Gavril_Bănulescu-Bodoni

[6]  Анафематствование упоминается в статье русской Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гавриил_(Бэнулеску-Бодони)

[7]  "Журнал № 68", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 15 июля 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 15 июля 2016, http://www.patriarchia.ru/db/text/4561903.html

[8]  "В Молдове причислили к лику святых первого митрополита Бессарабии", страница портала Православие и мир, 5 сентября 2016 года, http://www.pravmir.ru/v-moldove-prichislili-k-liku-svyatyih-...ii/.

Редакция текста от: 16.08.2023 17:45:09

"ГАВРИИЛ (БАНУЛЕСКО-БОДОНИ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google