Прп. Иоанн Хахульский |
Память 10 марта
Монах Хахульского монастыря, был современником царя Баграта III (975-1014), глубоко образованным церковным деятелем, переводчиком и каллиграфом. Упомянут как заказчик рукописи в сборнике Поучений святителя Кирилла Александрийского [1]], как переписчик - в Минее на февраль [2]. За особый дар красноречия получил прозвание "Златоуста" (груз.: Окропири) - считается, что наименование это ему дал преподобный Георгий Святогорец.
Предполагают, что вместе с преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе), его духовным отцом, отправился в Иверский монастырь на Афонской Горе [3]. На Афоне преподобный Иоанн активно сотрудничал с преподобным Евфимием Святогорцем, настоятелем монастыря, трудясь над переводом духовных книг. Согласно "Житию Григория Святогорца" святой Иоанн преставился на Афоне.
Некоторые исследователи отождествляют преподобного с одноименным грузинским писателем и проповедником того же времени архиепископом Иоанном Болнисским [4] - исходя из этой точки зрения, Иоанн вначале занимал Болнисскую кафедру, затем был в Хахульской обители, а затем - на Афоне [5].
Память и почитание
Сведения о святом сохранились в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (Мтацмидели), написанном преподобным Георгием Святогорцем (Мтацмидели), а также в колофонах двух грузинских рукописей, хранящихся в Иерусалимской Патриаршей библиотеке рукописей.
Преподобный Иоанн был хорошо известен в позднее средневековье. Грузинский гимнограф католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони) писал о нем:
Литература
- Цагарели А., Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае, СПб., 1888, с. 164, 179.
- Blake R. P., "Catalogue des manuscrits géorgiens de la Bibliothèque patriarcale grecque à Jérusalem", ROC, 1922/1923, vol. 23.
- Менабде, Очаги, 1962, т. 1, ч. 2, с. 454-456.
- Антоний I (Багратиони), ред.: Р. Барамидзе, Мерное слово (на груз. яз.), Тбилиси, 1972, т. 1, с. 164, 700, 701.
- Мачитадзе Захария, прот., и др., Жития груз. святых, Тбилиси, 2002, с. 39.
- Габидзашвили Э., ред., Энциклопедический словарь Грузинской Православной Церкви, Тбилиси, 2007, с. 408.
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 118-120. См. также житие по книге прот. Захарии в русском переводе:
- Статьи Православной энциклопедии:
- http://www.pravenc.ru/text/471537.html - Габидзашвили Э., "Иоанн Хахулели", т. 24, с. 648
- http://www.pravenc.ru/text/638558.html - "ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I", т. 13, сс. 191-229
[1] Hieros. Patr. 123, XI в. Л. 2 [Цагарели]; Hieros. Patr. 151 [Блейк
[2] Hieros. Patr. 35, XI в. Л. 252-252 об. [Цагарели]. Текст известен по описанию А. Цагарели и по сведению исследовавшего ее архим. сщмч. Григория (Перадзе); позже рукопись была передана в одну из библиотек Вены. Предположительное отождествление сделано Цагерели (см. Цагарели А., Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае, СПб., 1888, с. 164, 179).
[3] Основанием для этого предположения служит упоминание преподобного Георгия Святогорца, который, говоря о преподобном Евфимии Святогорце, пишет: "Многие достойные и святые мужи приходили к нему [т. е. к прп. Евфимию] ... Арсений Ниноцмидели и Иоанн Хахулели и Окропири". См. ПДГАЛ, 1967, т. 2, с. 95. По кн. о. Захарии Мачитадзе - Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 118-120 (в русском переводе на сайте http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_calend&ii=0&jj=4) уход на Афон случился около 1019 года. Однако, если верно то что он отправился на Афон с преподобными Арсением и Иоанном, эта датировка ошибочна, т.к. святой Арсений скончался в 1018 году.
[4] Относительно личности Иоанэ Болнели в науке долгое время существуют разногласия. Ряд историков (А. Цагарели, М. Джанашвили и К.Кекелидзе и др.) считают что Иоанэ Болели и Иоанэ Хахулели - одно и то же лицо, бывшее вначале епископом в Болниси, а затем получившее кафедру в Хахули. Другие исследователи (П.Ингороква, Р.Барамидзе, И.Лолашвили, М.Тархнишвили и др.) отрицают соображение об идентичности Иоанэ Хахулели и Иоанэ Болнели и иначе датировали эпоху деятельности последнего. См., например, Чумбуридзе, Т. З., "Жизнь и деятельность Михаила Тархнишвили", автореферат диссертации по филологии, http://cheloveknauka.com/zhizn-i-deyatelnost-mihaila-tarhnishvili
[5] Так определяет последовательность В. Силогава в ст. "ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I", Православная энциклопедия, т. 13, сс. 191-229, http://www.pravenc.ru/text/638558.html
[6] НЦРГ. А 602; Н 192; S 1; РНБ. E 65; еще в 8 рукописях - Антоний I (Багратиони), ред.: Р. Барамидзе, Мерное слово (на груз. яз.), Тбилиси, 1972, т. 1, с. 164, 700, 701.