Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН ХАХУЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Иоанн Хахульский
Прп. Иоанн Хахульский
Иоанн Хахульский, Златоуст (Иоанэ Хахулели, Окропири; груз. იოანე ხახულელი, X-XI вв.), преподобный

Память 10 марта

Монах Хахульского монастыря, был современником царя Баграта III (975-1014), глубоко образованным церковным деятелем, переводчиком и каллиграфом. Упомянут как заказчик рукописи в сборнике Поучений святителя Кирилла Александрийского [1]], как переписчик - в Минее на февраль [2]. За особый дар красноречия получил прозвание "Златоуста" (груз.: Окропири) - считается, что наименование это ему дал преподобный Георгий Святогорец.

Предполагают, что вместе с преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе), его духовным отцом, отправился в Иверский монастырь на Афонской Горе [3]. На Афоне преподобный Иоанн активно сотрудничал с преподобным Евфимием Святогорцем, настоятелем монастыря, трудясь над переводом духовных книг. Согласно "Житию Григория Святогорца" святой Иоанн преставился на Афоне.

Некоторые исследователи отождествляют преподобного с одноименным грузинским писателем и проповедником того же времени архиепископом Иоанном Болнисским [4] - исходя из этой точки зрения, Иоанн вначале занимал Болнисскую кафедру, затем был в Хахульской обители, а затем - на Афоне [5].

Память и почитание

Сведения о святом сохранились в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (Мтацмидели), написанном преподобным Георгием Святогорцем (Мтацмидели), а также в колофонах двух грузинских рукописей, хранящихся в Иерусалимской Патриаршей библиотеке рукописей.

Преподобный Иоанн был хорошо известен в позднее средневековье. Грузинский гимнограф католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони) писал о нем:

"Окропири имя, золотой голос Иоане, взошел, как солнце, в Хахули, просветитель грузин и абхазов, любящий мудрость, фразу прекрасную, достойный похвалы" [6].

Литература

  • Цагарели А., Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае, СПб., 1888, с. 164, 179.
  • Blake R. P., "Catalogue des manuscrits géorgiens de la Bibliothèque patriarcale grecque à Jérusalem", ROC, 1922/1923, vol. 23.
  • Менабде, Очаги, 1962, т. 1, ч. 2, с. 454-456.
  • Антоний I (Багратиони), ред.: Р. Барамидзе, Мерное слово (на груз. яз.), Тбилиси, 1972, т. 1, с. 164, 700, 701.
  • Мачитадзе Захария, прот., и др., Жития груз. святых, Тбилиси, 2002, с. 39.
  • Габидзашвили Э., ред., Энциклопедический словарь Грузинской Православной Церкви, Тбилиси, 2007, с. 408.

Использованные материалы



[1]  Hieros. Patr. 123, XI в. Л. 2 [Цагарели]; Hieros. Patr. 151 [Блейк

[2]  Hieros. Patr. 35, XI в. Л. 252-252 об. [Цагарели]. Текст известен по описанию А. Цагарели и по сведению исследовавшего ее архим. сщмч. Григория (Перадзе); позже рукопись была передана в одну из библиотек Вены. Предположительное отождествление сделано Цагерели (см. Цагарели А., Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае, СПб., 1888, с. 164, 179).

[3]  Основанием для этого предположения служит упоминание преподобного Георгия Святогорца, который, говоря о преподобном Евфимии Святогорце, пишет: "Многие достойные и святые мужи приходили к нему [т. е. к прп. Евфимию] ... Арсений Ниноцмидели и Иоанн Хахулели и Окропири". См. ПДГАЛ, 1967, т. 2, с. 95. По кн. о. Захарии Мачитадзе - Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 118-120 (в русском переводе на сайте http://georgia.orthodoxy.ru/index.php?cat=_calend&ii=0&jj=4) уход на Афон случился около 1019 года. Однако, если верно то что он отправился на Афон с преподобными Арсением и Иоанном, эта датировка ошибочна, т.к. святой Арсений скончался в 1018 году.

[4]  Относительно личности Иоанэ Болнели в науке долгое время существуют разногласия. Ряд историков (А. Цагарели, М. Джанашвили и К.Кекелидзе и др.) считают что Иоанэ Болели и Иоанэ Хахулели - одно и то же лицо, бывшее вначале епископом в Болниси, а затем получившее кафедру в Хахули. Другие исследователи (П.Ингороква, Р.Барамидзе, И.Лолашвили, М.Тархнишвили и др.) отрицают соображение об идентичности Иоанэ Хахулели и Иоанэ Болнели и иначе датировали эпоху деятельности последнего. См., например, Чумбуридзе, Т. З., "Жизнь и деятельность Михаила Тархнишвили", автореферат диссертации по филологии, http://cheloveknauka.com/zhizn-i-deyatelnost-mihaila-tarhnishvili

[5]  Так определяет последовательность В. Силогава в ст. "ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I", Православная энциклопедия, т. 13, сс. 191-229, http://www.pravenc.ru/text/638558.html

[6]  НЦРГ. А 602; Н 192; S 1; РНБ. E 65; еще в 8 рукописях - Антоний I (Багратиони), ред.: Р. Барамидзе, Мерное слово (на груз. яз.), Тбилиси, 1972, т. 1, с. 164, 700, 701.

Редакция текста от: 25.07.2021 16:00:43

"ИОАНН ХАХУЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google