Преподобные Иоанн и Евфимий Иверские. Грузинская икона |
Память 13 мая (Греч. [1]; РПЦЗ [2]; ПЦА [3]; Румын. [4]), 12 июля с прп. Гавриилом Иверским и в Соборе Афонских преподобных.
В миру Абулхерит, происходил из Тао-Кларджети и принадлежал к знатному княжескому роду, приближенному ко двору груз. царя Давида III Куропалата (+ 1001). В Житии Иоанн Святогорец назван блистательным вельможей, прославленным в боях отважным воином, прекрасным внешне и "мудрым и разумным умом и разумением", богобоязненным, любимцем царя (в Сказании об Иверской иконе - первым советником царя).
В 960-х годах, "поскольку огонь любви Христовой сильно возгорелся в его сердце", в возрасте около 30 лет он оставил дом и семью (супруга происходила из княжеского рода Чордванели) и под видом простого странника пришел в монастырь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни, где открылся подвижникам Моисею и Геласию и принял постриг. Согласно Сказанию об Иверской иконе, Иоанн сначала подвизался в небольшой обители, где жили шесть монахов, а затем на горе Колпа.
Вскоре он прославился как аскет и отшельник и, стремясь избежать людской славы, удалился в монастырь на горе Олимп в Вифинии, где, также скрыв свое высокое происхождение, "взял на себя подвиг служения при мулах и другие презренные и низкие служения исполнял в смирении".
Узнав, что Тао-Кларджетское царство и Византия заключили союз, гарантом которого стали присланные в Константинополь дети грузинских вельмож, в т. ч. и его малолетний сын (впосл. прп. Евфимий Святогорец), Иоанн прибыл в византийскую столицу. В Житии уточняется, что, поскольку он был зятем Абухарба Чордванели, которого "цари знали", визант. имп. Роман II (959-963) встретил преподобного с большими почестями. Между Иоанном и Абухарбом (вероятно, также находившимся в то время в Константинополе) "случилось продолжительное словопрение": Иоанн обвинил тестя в том, что тот пожертвовал своим внуком, "как сиротой", и попросил у императора разрешения забрать сына с собой. В греч. повести вместо тестя ошибочно говорится об отце Иоанна, а также в повесть включен отрывок, в котором мальчик в присутствии царя выбирает, с кем он останется - с отцом или с дедом.
Вернувшись в Вифинию, Иоанн понял, что всем стало известно о его высоком происхождении - "воздавали ему почет и греки, и грузины". Взяв сына и несколько учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 году Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому. Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем многие исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что Иоанн Святогорец встречался с посещавшим Афон визант. имп. Никифором II Фокой, на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 годами (по мн. источникам, 965). Иоанн исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Груз. община росла, прп. Иоанн не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному Иоанном Святогорцем после 969 года от византийского имп. Иоанна I Цимисхия, годовой доход от острова Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 декабря 984 года [5].
В начале 970-х годов в обитель прибыл желавший последовать духовному примеру своего родственника груз. полководец Ксанский эристав Торникий Чорчанели (Чордванели). По одной версии, он приходился Иоанну Святогорцу шурином, по другой - супруга подвижника была его племянницей по материнской линии. Преподобный постриг Торникия в монашество с именем Иоанн. По благословению прп. Афанасия в полутора километрах от Лавры, "в благолепной пустыни", были построены "келлии Иоанна Ивера" (ныне келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря) и церковь во имя св. Иоанна Предтечи; подвизавшиеся там под духовным руководством Иоанна Святогорца грузинские монахи по-прежнему подчинялись игумену Великой Лавры. В колофоне рукописи Ath. Iver. georg. 16 упомянуты Иоанн Святогорец и семь грузинских монахов; к 979 году, возможно, они и составляли грузинскую общину, управляемую прп. Иоанном [6].
Жизнь грузинской общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, обратилась за военной помощью к грузинскому царю, отправив летом 978 года три письма преподобным Афанасию, Иоанну Святогорцу и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и Иоанн Святогорец с трудом смогли убедить его, сказав, что всю вину примут на себя. Прп. Иоанн-Торникий и груз. полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной грузинской армии и в составе войска Варды Фоки во второй битве при Панкалии 24 марта 979 года победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и раздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал Иоанну Святогорцу.
Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и "многие рясофорные и прославленные монахи... множество немалое", а также стремившиеся подвизаться на Св. Горе воины и другие светские лица, было решено на имеющиеся средства возвести грузинский монастырь. Иоанн Святогорец, по-прежнему тяготеющий к отшельнической жизни, был против основания обители, средоточия грузинской общины на Афоне. Однако ради прп. Иоанна-Торникия и "ради покоя грузин" он благословил строительство. Иоанн Святогорец был избран игуменом (979/80-1005) и духовником новооснованного монастыря. Средства, полученные в качестве военных трофеев, были потрачены на возведение в 980 году кафоликона монастыря, церковь Пресвятой Богородицы - одного из наиболее ранних зданий, появившихся на Афоне, а также на постройку монастырских помещений и освоение владений в Македонии. При Иоанне Святогорце Великой Лавре был отдан остров Неон вместе с подтверждающим право владения хрисовулом (979/80) имп. Василия II; в ответ в декабре 984 года Лавра предоставила Иверскому монастырю право иметь мореходное судно. В 985 году прп. Иоанн Святогорец и прп. Евфимий получили от Протата разрешение построить в Галеагре убежище для моряков, где позже намеревались устроить порт [7].
Значительную роль прп. Иоанн Святогорец сыграл в духовном развитии сына, прп. Евфимия. Мальчик получил хорошее грузинское и греческое образование. Прп. Иоанн, рано заметив у сына литературный талант, всячески развивал его способности. В середине 970-х годов прп. Евфимий тяжело заболел, "уже и речи не осталось при нем, ни голоса". Прп. Иоанн, потерявший надежду на выздоровление сына, горячо молился перед иконой Божией Матери о скором и безболезненном исходе его души, а священника попросил скорее причастить умирающего. Вернувшись в келью сына, Иоанн застал его здоровым. Юноша рассказал, что перед ним предстала Пресвятая Богородица, Она взяла его за руку и сказала: "Нет у тебя никакой болезни... по-грузински молви свободно". После исцеления Иоанн Святогорец стал замечать, что речь прп. Евфимия, который до этого с трудом говорил по-грузински, стала "безостановочно, как источник, изливаться чище, чем у всякого грузина". Преподобный понял замысел Божий и благословил юношу заняться переводом книг Священного Писания с греч. языка на грузинский, "ибо страна Картлийская в великом недостатке книг". Первые переводы прп. Евфимия относятся к периоду подвижничества груз. монахов в Великой Лавре. В колофоне 1-го переведенного прп. Евфимием гомилетического сборника, содержащего Поучения свт. Василия Великого [8], указано, что Иоанн Святогорец был заказчиком рукописи.
После кончины прп. Иоанна-Торникия (ок. 984) Иоанн Святогорец, решив, что теперь он может покинуть монастырь, взял сына и нескольких учеников и хотел отправиться в Испанию, поскольку слышал, что "грузин немалые роды и племена упокоены там". В портовом г. Авидос их увидел архонт (здесь - правитель города), друг Иоанна Святогорца, который, узнав о планах святого, сообщил о них в Константинополь. Император вызвал преподобного в столицу. Прп. Иоанн сказал ему: "Я был убогий мирской человек... и желал удалиться как-то на чужбину и спасать душу свою и пребывать в убожестве... Пришел родственник мой Торник, и через него впал я в великую борьбу и людские собрания, и желаю быть свободным от всего этого и позаботиться наконец о своей душе". Однако император убедил преподобного отказаться от своих намерений, указав на то, что без него грузинский монастырь придет в упадок. Преподобный был вынужден возвратиться на Афон и вновь принять управление обителью.
Некоторое время спустя Иоанн Святогорец заболел подагрой "и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли". Как сказано в Житии, он принял болезнь с радостью, как "сокровище весьма великое и дар царский", и передал управление делами монастыря сыну, который, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, "покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего". В Житии цитируется письмо Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа грузинским монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелидзе). Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп. Евфимию в переводах книг.
Сохранилась дарственная от 10 ноября 996 года, которую на имя Иоанна Святогорца дал его духовный сын, бывший мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на острове Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот [9].
Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил Иоанна Святогорца эпитропом Великой Лавры [10].
К 1005 году братия монастыря насчитывала свыше 200 чел.
Прп. Иоанн Святогорец скончался 14 июня 1005 года. Погребен в кафоликоне Иверского монастыря: над его могилой прп. Евфимий выстроил церковь во имя св. Архангелов (ныне Всех святых).
По письменному завещанию преподобного (не сохр.), которое цитируется в Житии, настоятелем Иверского монастыря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель, с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась.
Почитание
В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея [11] прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни Иоанна Святогорца книг. Среди названий Иверского монастыря долгое время употреблялось и "Лавра Ивера" (Λαύρα τοῦ ῎Ιβηρος), т. е. Иоанна Святогорца Иверского.
Настоятель Иверского монастыря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в южную часть нартекса кафоликона мощи Иоанна Святогорца, прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелидзе) и распорядился, чтобы возле рак горели три неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и преподобных.
Сочинение "Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве" было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 годами. Наиболее ранний текст сохранился в Афонском сборнике 1074 года [12], в рукописи 1713 года [13] и в 7 других рукописях XVIII века [14]. Сведения об Иоанне Святогорце содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 годах "Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца" [15], в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия [16], послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, а также в сочинении греч. автора "Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах", дошедшем в двух рукописях первой половины XVIII века [17] и впоследствии включенном в сб. «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского монастыря собрание документов (актов) монастыря X-XV веков, изданное франц. византинистами при участии груз. ученых в 1985-1995 годах в 4 томах (Actes d'Iviron) и снабженное очерками по истории монастыря франц. византиниста Жака Лефора. Иоанн Святогорец неоднократно упоминается в актах [18]. Его имя также упомянуто в "Книге агап Афонского Иверского монастыря", содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII веков [19]. Некоторые сведения об Иоанне Святогорце, основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в других письменных памятниках, связанных с историей Иверского монастыря.
В Синаксаре прп. Георгия Святогорца и других средневековых грузинских календарях память Иоанна Святогорца отмечалась 14 июня, в день кончины преподобного [20]. Позже, вероятно ввиду ошибочного отождествления Иоанна Святогорца с прп. Иоанном-Торникием (пам. 12 июня), память перенесена на 12 июля, а годом кончины стал считаться 998-й.
Гимнография
Иоанну Святогорцу посвящены два гимнографических канона и несколько стихир, составленных Езрой Мтацминдели (XI в.), представителем афонской литературно-просветительской школы. Песнопения помещены в Афонском сборнике с агапами 1074 года [12] под 14 июня, днем памяти Иоанна Святогорца, впервые были опубликованы в 1901 году. В одном из канонов содержится акростих "Недостойный Езра ныне славит отца Иоанна".
По мнению акад. прот. К. Кекелидзе, гимнограф при составлении песнопений использовал Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанное прп. Георгием Святогорцем; заимствованы, по мнению ученого, "не только факты и некоторые мысли, но даже целые предложения и слова" [21]. На основании этого песнопения датируют периодом между 1044, конечной датой создания Жития, и 1074 годами.
Литература
- Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.);
- Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца // Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.);
- То же // Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 180-214;
- То же // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207;
- Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 313-331;
- Георгий Мтацмидели (Святогорец), прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105;
- он же. То же, загл. изм.: Житие Блаженных Отцов наших Иоване и Эптвиме и известие достойного жительства их, написанное убогим Гиорги иеромонахом / Пер. с древнегруз.: свящ. И. Зетеишвили // Символ. 1995. № 34. С. 357-374;
- 1996. № 35. С. 281-301;
- Василий Багратисдзе. Житие Евфимия Святогорца [синаксарная ред.] // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340;
- Аристакeс Ластиверци. Повествование вардапета Аристакeса Ластиверци / Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67;
- Actes de Lavra. Р., 1970. Vol. 1. P. 19, 41-45;
- Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев / Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.);
- Acte de donation [N 6] // Actes d'Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle / Ed. J. Lefort, H. Métrévéli et al. P. 135-140;
- Acte de donation [N 11] // Ibid. P. 172-175;
- Описание груз. рукописей: Афонская коллекция / Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.);
- La vie de Jean et Euthyme / Trad. B. Martin-Hisard // Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monastère des ibères sur l'Athos // REB. 1991. Vol. 49. P. 85-142;
- Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.);
- Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. P. 147;
- Lefort J. Histoire du monastère d'Iviron des origines jusqúau milieu du XIe siècle // Actes d'Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle / Ed. J. Lefort, H. Métrévéli et al. P. 5-10, 15-23, 30, 32-38;
- Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monastère des ibères sur l'Athos // REB. 1991. N 49. P. 67-142.
- Хаханов А. С. Рукопись с агапами 1074 г. афонского Иверского мон-ря. Тифлис, 1901. С. 187-201 (на груз. яз.);
- Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 355-357.
- Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 234-235;
- Метревели Е. Очерки из истории афонского культурно-просветительного центра. Тбилиси, 1996. С. 107-145 (на груз. яз.).
Использованные материалы
- Н. Т.-М. Н. Сулава. "Иоанн Святогорец" // Православная энциклопедия, т. 24, с. 605-608
[1] "Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Ἴβηρας", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/3151/sxsaintinfo.aspx
[2] "Преп. Евѳимиiя, основателя Иверскаго монастыря на Аѳоне (1028) и его сподвижниковъ: Иоанна (998), Георгiя (1065) и Гаврiила (X)." // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/May-2019.pdf
[3] "Monastic Martyr John of the Ivḗron Monastery on Mount Athos", страница календаря на официальном сайте Православной Церкви в Америке, - https://www.oca.org/saints/lives/2021/05/13
[4] "Cuv. Ioan Ivirul, Eftimie Ivirul, Gheorghie Ivirul și Gavriil Ivirul", сайт Calendar Creştin Ortodox (Православный христианский календарь), - https://admd.info/calendar_anual.php#luna5
[5] ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21
[6] Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17, 21-22; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54
[7] Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 152; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21-23, 37
[8] Ath. Iver. georg. 32, 977 г.
[9] Actes d'Iviron. 1985. Vol. 1. N 11
[10] Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243
[11] Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.
[12] НЦРГ. А 558
[13] НЦРГ. А 130
[14] ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105
[15] НЦРГ. S 353, XI в.; А 130, 1713 г.; 9 рукописей XVIII в.- Георгий Мцире. 1901. С. 279-351; Он же. 1946. C. 180-214; Он же // ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207
[16] НЦРГ. A 97, A 193, H 2211; Hieros. Patr. 24; Sinait. iber. 4; 11 рукописей XII-XIII вв.- ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340
[17] Ath. Iver. gr. 453 - Lambros. 1900. P. 147; Vat. gr. 2613 - BHG, N 2143; Греч. «Житие» Иоанна. 1982. С. 74-120
[18] № 3 от 16 апр. 982 г.; № 4 и № 5 от 10 июля 982 г.; № 6 от 13 дек. 984 г.; № 7 от 13 янв. 985 г.; № 8 от 9 сент. 995 г.; № 9 от 9 дек. 995 г.; № 10 и № 11 от 10 нояб. 996 г.; № 12 от 14 апр. 1001 г.; № 15 от 22 мая 1008 г.; № 16 от 9 сент. 1010 г.; № 17 от 10 апр. 1012 г.; № 20 от 19 апр. 1015 г.; № 24 от 9 дек. 1020 г.; № 25 от 20 нояб. 1036 г.
[19] записи № 13 от 7 дек.; № 16 от 16 дек.; № 83 от 14 июня - Хаханашвили. 1901; Натроев. 1909. С. 313-331; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1; Бердзенишвили. 2007
[20] Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497
[21] Кекелидзе. 1980. Т. 1. С. 235