Обсуждение статьи "СУХИЙ МЕСУКЕВИЙСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 753
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Казусы которые нужно исправить
28.01.2014 19:56:29 в ответ на "Re: Казусы которые нужно исправить" (Попов Алексей Александрович)

> Сукав искаж. от Σούκιου (Сухиева [гора, обитель и т.п.]), и далее Месукевийский от μέσα "в середине, внутри" и Σούκιου, т.е. "внутри Сухиевой горы"

Не хотелось лишний раз ворошить т.нз. "алано-арменские" связи, разработка которых началась в советское время в среде армянской историографии. В нач. 80-х это уже атавизм. Однако, Розалия Аршаковна Габриелян, начиная со своей кандидатской (1984), продолжает говорить о том. что такие связи существовали еще в древности. Через 15-20 лет эту тему подхватывают осетины (Габуев Т.А, Гутнов Ф.Х.и др.) Тема конечно интересная, но не однозначная.

Согласно Габриелян, святые мученики остались на горе Джрабашх или Сукавет. Сейчас это гора Кёсе-даг / Köse Dağ (высота вершины 3434 метра, координаты 39°53'17" N, 42°38'58 E) в Алашкертской долине. На склонах, обращённых в сторону города Алашкерта сохранилась древняя керепость ещё с урартских времён. Позднее, в (IV в.) на высоком склоне этой горы, на высоте 3284 м стоял монастырь Сукавет, считавщийся самым высокогорным поселением Армянского нагорья . Около основания горы разбросаны гиганские глыбы и валуны, которые в народе известны как "головы мучеников".

Если верить Арутюновой-Фиданян, во времена Василия II Болгаробойцы, севернее того же Валаршакерта находилась кафедра халкидонитской епархии Сукавет (Σακάμου или Σακάβου), где, возможно, располагался лагерь ромейских войск.

Литература по теме:

  • Арутюнова-Фиданян В. А., "Административные перемены на востоке Византии в X–XI вв. (К вопросу о “кризисе” фемного строя", Византийский временник, 1983. Т. 44 (69)., стр. 68-80:

Ответить