Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2230
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: О преподобном Порфирии
30.11.2013 23:26:33 в ответ на "Re: О преподобном Порфирии" (Александр Иванов)

> И сейчас неважно, по небрежности ли переводчика, или по злому умыслу составителя попала эта и подобные ей цитаты в книгу, или же старец на самом деле говорил это. Важно, что от имени православного святого распространяются такие мысли.

Но в тексте Вашей "КРИТИКИ" не говорится что старец допустил какую-то богословскую некорректность по простоте или переводчик неудачно перевел слова старца. А прямо вешаются ярлыки. В обличительных цитатах слова вырываются из контекста. И делаются выводы. Хорошо, раз источником выводов есть книга, заглянем в нее.

Вывод Первый. Осипов пишет: "КАК ВИДИМ, ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН УКЛОНЕНИЯ ОТ ИСТИНЫ УЧЕНИЯ ЦЕРКВИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗНАНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО АСКЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА."

Начну отсюда. Порфирий пишет:

" Старцы … дали мне четки и сказали:- Говори молитву... Они не позволяли мне читать ничего из великих отцов, где даны были слишком строгие правила. То есть они не позволяли мне читать преподобных Ефрема, Исаака, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, читать Эвергетинос и многое другое. Мне это было запрещено. Поэтому, выполняя послушание, я читал лишь жития святых, Псалтирь, Октоих, Минею … Для чистоты ума я начал заучивать Священное Писание наизусть. Начал с начала, с Евангелиста Матфея. Однажды представился случай, и я рассказал старцам первую главу от Иоанна. Услышав это, они отругали меня за то, что я выучил без благословения." _". (стр.47) http://www.isihazm.ru/?id=764

Немного о афонском послушании со слов о. Порфирия:

"Старец играет очень важную роль в нашей жизни. Старец – это наставник. Это не просто образованный человек, который стал старцем, потому что получил образование и имеет диплом богословия. Надо понять, кто такой старец. Старец может быть и неграмотным и может не обладать обширными знаниями, даром слова, может быть, он не читал различные духовные книги. Но он может быть выше образованного, если сам жил как послушник и стяжал благодать Божию. Такой старец может оказать своим послушникам великую помощь, если они послушны ему."

"Конечно, старец говорит тоже самое, что написано и в книгах. Но это не одно и тоже. Старец, сам имевший духовный опыт, не будет говорить тебе: "Такой-то отец говорит то-то, а в такой-то книге написано так-то". Он, проводящий сам жизнь во Христе, будет говорить тебе из своего опыта, будет передавать его тебе и влагать в твою душу, а ты рядом с ним научишься привлекать благодать Божию" http://www.isihazm.ru/?id=1259

Вывод второй. Осипов пишет: "ОТСЮДА МОЖНО ПОНЯТЬ, ИЗ КАКОГО ИСТОЧНИКА ПОЛУЧИЛ О. ПОРФИРИЙ СВОИ ПОТРЯСАЮЩИЕ «ОТКРОВЕНИЯ» НЕ БОРОТЬСЯ, НЕ ВОЕВАТЬ, НЕ ДЕЛАТЬ НИКАКИХ УСИЛИЙ ПРОТИВ ИСКУШЕНИЙ, СТРАСТЕЙ, НЕМОЩЕЙ, ТЬМЫ, ЗЛА, НО ИДТИ ЛЕГКИМ ПУТЕМ. ЭТОТ ИСТОЧНИК — МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕЛЕСТЬ"

Однако, если Порфирий с детства сохранил горячую любовь к Богу и в юности его душа не была замутнёна интеллигентскими рефлексиями, то ничего невозможного нет в даровании ему даров:

" Своему старцу я рассказывал все! … открывал все помыслы, и он иногда, когда видел крайности, предостерегал меня: —Это прелесть, детка…Я преклонился под иго послушания и углубился в изучение его. Все остальное, что Бог принес в мою жизнь, пришло само собою. И дар прозорливости дан был мне Богом за послушание. Послушание показывает любовь ко Христу. Христос особенно любит послушных. Поэтому Он говорит: Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня (Притч. 8, 17). В Священном Писании все открыто, но прикровенно." http://www.isihazm.ru/?id=763

И НИЧЕГО ПЛОХОГО ОН НЕ ИМЕЛ ВВИДУ, КОГДА ГОВОРИЛ О БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ, А ДЕЛИЛСЯ, ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЭТО БЫЛО ПОЛЕЗНО, СВОИМ И НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ:

"Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас, парализовывать и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них. Подвизайтесь со спокойствием и простотой, без нажима и напряжения. Все пусть совершается мягко, без насилия, свободно… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: "Убери его, Боже мой!"- Тогда вы придаете значение искушению, и оно душит вас. Потому что, несмотря на то что вы говорите: "Убери его, Боже мой!" - несмотря на это, вы помните о нем и подогреваете его еще больше. Желание освободиться от искушения, конечно, будет, но оно будет в глубокой тайне, оно будет тонким, незаметным. Это будет происходить тайно. Вспомните, что говорит Священное Писание: Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3). Вся ваша сила пусть обратится к любви Божией, к Его служению, пусть прилепится к Нему. Таким образом, освобождение от зла и немощей произойдет таинственно, без вашего ведома, без труда." (Стр. 206) http://www.isihazm.ru/?id=1356

Повторюсь, в статье, на настоящий момент нет предупреждения, а есть обличение. Чувствуете разницу? Тема действительно не праздная, даже изъезженная. Многие даже разделились в этом вопросе на два лагеря. Стоит ли подливать огонь необдуманными формулировками?

Ответить