МЕЛХИСЕДЕК (ПХАЛАДЗЕ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Католикос-Патриарх Мелхиседек III Грузинский
Католикос-Патриарх Мелхиседек III Грузинский
Мелхиседек III (Пхаладзе) (1876-1960), католикос-патриарх всея Грузии.

В миру Пхаладзе Михаил, родился в 1876 году в Тифлисской губернии в семье псаломщика и в крещении был наречен Михаилом. Его отец, будучи человеком небогатым, стремился, однако, дать своим детям образование. Когда Михаилу исполнилось девять лет, он был отдан в Телавское духовное училище, а затем продолжил свое образование в Тифлисской духовной семинарии. Уже здесь стало видно что он человек необыкновенных дарований - за всю историю Тбилисской семинарии он был единственным учеником, который никогда не получал другой оценки, кроме высшего балла [1].

Из семинарии Михаил вышел первым учеником и затем поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1900 году кандидатом богословия. Его способности отмечал известный богослов Несмелов, желавший, чтобы молодой человек остался при академии и занимался научной работой. Будучи студентом, Михаил настолько хорошо овладел греческим, что переводил на грузинский язык Геродота (эти переводы хранятся в библиотеке Тбилисского университета), а помимо того, самостоятельно изучил высшую математику. Он разработал оригинальный метод вычисления пасхалий, имеющий значение для исторической хронологии. Еще до принятия сана, являясь преподавателем математики, Михаил разрабатывал также математическую теорию шахмат. Будущий патриарх сохранил эту любовь к точным наукам и в последующие годы. Кроме того, Михаил проявил себя церковным композитором и оставил несколько музыкальных литургических произведений, в том числе Херувимскую песнь.

По завершении образования Михаил какое-то время был преподавателем в духовных школах.

В 1915 году, принял священство и служил в Подольской епархии, а позднее, когда Грузинская Православная Церковь объявила о восстановлении своей автокефалии, возвратился на родину.

Овдовев, отец Михаил в 1925 году принял монашество с именем Мелхиседек и в том же году был возведен сначала в сан архимандрита а затем хиротонисан во епископа Алавердского. В 1927 году был назначен на Сухумскую кафедру.

В эти годы жизнь его была полна скорбей. Власти преследовали его, не давали ему служить. Рассказывали, что будучи направлен в Сухуми, первую свою проповедь он начал словами псалмопевца: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога (Пс. 13, 1). В то время эти слова воспринимались как оскорбление атеистической власти, и, по словам архимадрита Рафаила (Карелина), "владыка оказался в положении человека, окруженного сворой разъяренных псов" [2]. Многие годы владыка оставался практически без средств пропитания - с детьми, которым надо было помогать. Наконец патриарх Каллистрат выпросил для него, как большую милость, место при кладбищенской церкви, где владыка Мелхиседек, в то время уже митрополит, служил панихиды на могилах. Затем трагически погибла его дочь, и он всецело посвятил себя Церкви.

Будучи Сухумским архиереем в 1927-1928 и 1935-1943 годах, с 1943 года владыка Мелхиседек стал митрополитом Урбнисским и настоятелем Дидубийской церкви в Тбилиси. С 1949 года, когда он возглавил делегацию Грузинской Церкви на I Всесоюзной конференции стронников мира и до конца жизни принимал участие в различных конференциях по защите мира.

В 1952 году был избран католикосом-патриархом всея Грузии.

При нем были восстановлены и открыты такие известные в Грузии храмы, как Бодбийская церковь святого великомученика Георгия, где находятся мощи святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, храм Моцамета, куда были вновь перенесены мощи святых великомучеников Давида и Константина, князей Арагветских, Илорский храм святого Георгия, а также другие храмы.

27 декабря 1959 года, в Неделю святых праотец, в день своего ангела, будучи уже чрезвычайно слабым, патриарх Мелхиседек принимал у себя тбилисское духовенство во главе с епископами Давидом и Зиновием, как бы прощаясь с ними.

Скончался 10 января 1960 года.

Гроб с телом почившего был установлен в Сионском кафедральном соборе. На другой день после кончины предстоятеля епископат Грузинской Церкви избрал патриаршим местоблюстителем митрополита Батумского, Шемокмедского и Чхондидского Ефрема. 17 января состоялось погребение в Сионском соборе.

О характере и духовном облике католикоса-патриарха Мелхиседека свидетельствовал знавший его архимандрит Рафаил (Карелин). По его словам, патриарх:

...часто присутствовал при богослужении в Сионском соборе в будничные дни и любил сам читать шестопсалмие, причем читал удивительно проникновенно и величественно: казалось, он приносит покаяние за народ.

Вид Патриарха Мелхиседека был спокойный и величественный. В нем чувствовалось истинное достоинство патриарха: даже во времена преследований и гонений, служа в полупустых храмах, он оставался духовным вождем своего народа.

В Патриархе Мелхиседеке сочетались строгость и милосердие. Он наказывал виновных вплоть до отлучения от Церкви, чтобы сохранить святость алтаря, но прощал, когда видел искреннее раскаяние человека. Говорил он немного, но чувствовалось, что каждое слово его продумано и как бы взвешено на весах.

Патриарх относился с одинаковой любовью к людям всех национальностей, никто не чувствовал себя под его святительским омофором пасынком. Но в то же время люди чувствовали, как любит он свою многострадальную отчизну, ее историю, традиции, которых не могли уничтожить и мутные волны революции. Можно сказать, что его первой любовью была Церковь, а второй - Грузия. Эта любовь была чужда гордости и кичливости... Напротив, любовь Патриарха Мелхиседека к Грузии имела ту благородную форму и ту внутреннюю красоту, которые помогали и другим лучше почувствовать и полюбить эту страну. Патриарх особенно почитал чудотворную Дидубийскую икону Божией Матери и перед решением тех или иных сложных вопросов приезжал в Дидубийский храм (обычно - поздно вечером, когда там не было народа) и подолгу молился Божией Матери, прося у Нее ответа и помощи. Патриарх Каллистрат был любимцем грузинского народа, а патриарх Мелхиседек - его достойным преемником [3].

Использованные материалы



[1]  Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Монастырь святой Ольги», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/37.html

[2]  Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Монастырь святой Ольги», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/37.html

[3]  Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Монастырь святой Ольги», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/37.html

Редакция текста от: 07.05.2011 20:11:20

"МЕЛХИСЕДЕК (ПХАЛАДЗЕ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google