ПЕТР (ЗИМОНИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский
Сщмч. Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский
Петр (Зимонич) [1] (1866-1941), митрополит Дабро-Боснийский, священномученик (Сербская Православная Церковь)

Память 4 сентября [2]

В миру Иоанн Зимонич (Јован Зимоњић), родился 24 июня 1866 года в Грахово (Герцеговина, тогда в составе Османской империи) в семье прославленного народного героя, воеводы и священника Богдана Зимонича. Его отец принял участие в знаменитом Герцеговинском восстании 1875-1878 годов против турок, после которого край отошёл к Австро-Венгерской империи. По примеру своего отца владыка Пётр всю свою жизнь был неразрывно связал с судьбой православного народа Боснии и Герцеговины.

Получив начальное образование в родном доме, он в 1883-1887 годах учился в духовной семинарии в Рельево, а в 1887 году поступил на Православный богословский факультет в Черновцах. В 1892 году он с успехом защищает диплом, после чего проводит год в Венском университете.

Преподаватель и администратор

С 27 октября 1893 года - доцент, а с 14 октября 1895 года - профессор в богословском училище в Рельеве. Неутомимый труженик и талантливый педагог, он пользовался особой любовью семинаристов. Его отличала особая скромность, любезность в обхождении и искренность.

6 сентября 1895 года был пострижен в монашество с именем Петр в монастыре Житомислич, на следующий день рукоположен в иеродиакона, а через день - в иеромонаха.

20 июля 1901 года получил назначение на место консисториального советника Дабро-Боснийской митрополии, в 1903 году был возведен в сан архимандрита.

Митрополит Захолмско-Герцеговинский

На должности советника консистории отца Петра застало избрание митрополитом Захолмско-Герцеговинским. Известие о его избрании было встречено в православной Герцеговине с особым воодушевлением. 27 мая 1903 года в кафедральном соборе Мостара состоялось хиротония нового владыки.

Ему предстояло восстанавливать запущенную епархию и одновременно вести с австрийскими властями борьбу за сербскую автономию в сфере образования. Борьба эта в известной мере закончилась к 1905 году, после чего митрополит Петр смог больше времени посвятить работе церковных органов, постройке храмов и организации сербских школ. Помимо многочисленных храмов, им был построен большой митрополичий двор в Мостаре, а в монастыре Житомислич открыто монашеское училище.

Но политические перемены тех лет ухудшили положение Православной Церкви и сербского народа в Боснии и Герцеговине. Имевшая до этого статус колонии, Босния была аннексирвана Австро-Венгрией в 1908 году и австрийско-сербское противостояние усугубилось. Череда Балканских войн обострила ситуацию на всем полуострове и наконец вспыхнула Первая мировая война. Её начало ознаменовалось террором в отношении православного духовенства. Несколько священников вверенной владыке Петру епархии были убиты или окончили дни в концентрационных лагерях. Сам он оставался на своей кафедре и делал всё чтобы облегчить положение паствы. Патриот, бесстрашный защитник народных и церковных интересов, он неоднократно проявлял готовность идти до конца. Еще накануне объявления Австро-Венгрией войны Сербии, митрополит Петр во время беседы в кафедральном соборе потребовал от австрийского генерала прекратить изгнание сербов, обещая в противном случае обратиться к императору или призвать сербский народ к восстанию. Во время разразившегося во время войны голода владыка собирал детей и отправлял их в более благополучные районы.

С 1918 года Босния и Герцеговина вошли в состав новообразованного Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия) и владыка Петр активно включился в работу по объединению некогда разрозненных частей Сербской Православной Церкви.

Митрополит Дабро-Боснийский

После смерти митрополита Дабро-Боснийского Евгения (Летицы), новым митрополитом на митрополичью Дабро-Боснийскую кафедру в Сараево был избран владыка Петр, продолжая при этом осуществлять административное управление Захолмско-Герцеговинской епархией. Он был утверждён на новом посту 7 ноября 1920 года указом югославского короля Александра Карагеоргиевича.

Его деятельность по-прежнему была направлена на евангельское благовестие, проповедь мира и добрососедства в многонациональной Боснии. Сохранились свидетельства о том, что многие боснийские мусульмане и римо-католики хорошо знали и уважали владыку. Когда он отправлялся на прогулку через мусульманский квартал Сараево, местные торговцы и ремесленники выходили, чтобы с почтением поприветствовать его. Каждое Рождество митрополит лично посещал и поздравлял местного католического архиепископа.

За время его управления митрополией было построено и освящено множество новых храмов. Перед Второй мировой войной в Новом Сараево по проекту архитектора Александра Декоро был воздвигнут великолепный храм Преображения Господня. В планах у митрополита было строительство семинарии в Сараево. В Дабро-Боснийской митрополии плодотворно действовало «Братство святого Саввы», занимавшееся распространением книг и журналов религиозно-нравственного содержания и организацией лекции. Под руководством Церкви осуществлялись благотворительные акции, действовали детский дом и столовая для сирот. Особое внимание владыка уделял преподаванию Закона Божьего, уроки которого сам нередко посещал. Владыка Петр установил в отношениях с духовенством и народом удивительную гармонию, им было рукоположено около 40 священников. За свои труды владыка получил несколько государственных наград. Когда после смерти патриарха Варнавы (Росича) в 1938 году проходили выборы нового предстоятеля Сербской Церкви, имя владыки Петра было в числе наиболее вероятных кандидатов на патриарший престол. Когда вопрос об избрании нового патриарха еще не был окончательно решен митрополит Петр, по воспоминаниям патриарха Гавриила (Дожича), сам лично пришел к нему и на коленях просил принять на себя этот нелегкий крест.

Сщмч. Петр Дабро-Боснийский
Сщмч. Петр Дабро-Боснийский

Оккупация и кончина

6 апреля 1941 года произошло нападение Германии и ее союзников на Югославию. В этот же день Сараево, наряду с Белградом и другими городами, подверглось сильной бомбардировке немецкой авиацией. Из-за сильных бомбардировок владыка по настоянию своих приближенных на некоторое время покинул Сараево, но уже 21 апреля снова вернулся. В Сараево уже орудовали отряды хорватских усташей, повсюду проходили аресты и погромы. Он уже знал о трагической гибели своего собрата – епископа Банялукского священномученика Платона (Йовановича), но отказался покинуть паству, говоря «Там где я делил с народом добро я делю с ним зло и поэтому должен разделить с народом судьбу и остаться на своем месте».

27 апреля 1941 года офицеры Гестапо провели обыск в здании митрополии. Во время обыска один из немецких офицеров спросил у владыки: «Вы ли тот самый митрополит, который хотел войны с немцами?» При этом он добавил, что владыку следовало бы убить. На оскорбительные обвинения в отношении сербских архиереев митрополит смело ответил: «Господин, вы жестоко ошибаетесь, мы не виноваты в войне, мы ни на кого не нападали, но мы не даем себя истребить: мы не капля воды которую легко проглотить, а народ, имеющий право на жизнь…». Владыка указал гестаповцу, что именно немцы виноваты в том, что хорватские усташи безнаказанно творят повсюду насилие.

Одним из первых официальных распоряжений властей «независимой» Хорватии стал запрет на употребление кириллицы. В начале мая 1941 года усташский комиссар Боснии, католический священник [3] Божидар Брале, позвонил митрополиту Петру и требовал дать распоряжение православному духовенству и церковным общинам не использовать кириллицу. Надписи на официальных документах и печатях должны были быть срочно заменены на латиницу. При этом Брале заявил, что в случае невыполнения приказа, ответственность ляжет непосредственно на владыку. Ответ митрополита Петра был краток: «Кириллица не может исчезнуть за 24 часа, а, кроме того, война еще не закончена». После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: "...По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимонича и угрожал ему...".

Твердая позиция православного архипастыря проявилась и в отказе совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом.

12 мая 1941 года полицейские агенты увели владыку Петра из митрополии в свое управление. Через три дня владыку привели в митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъяты панагии, награды и ценные бумаги. 17 мая митрополит Петр был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными.

Дальнейшая судьба митрополита точно неизвестна. На протяжении 1941-1942 годов Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но это не принесло никаких результатов.

Существует несколько версий мученической кончины митрополита Петра. По одной из них он был переведен из Госпича в лагерь Ядовна, и здесь убит ударом молотком по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения отстанков священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин 10:11)

Почитание

Память о владыке Перте, народном герое и мученике, навсегда осталась в сердцах его верной паствы. В 1982 году, в связи с 40-летием мученической кончины владыки Петра, его наследник на Сараевской кафедре митрополит Дабро-Боснийский Владислав (Митрович) писал: «Благодаря своей доброте, благородному сердцу, митрополит Петр пользовался большим авторитетом у всех горожан, не взирая вероисповедание и национальность… Проповедуя любовь, всепрощение и милосердие, он мученически положил живот свой... Да будет вечная слава и хвала митрополиту Петру-мученику!»

Икона сщмч. Петра (Зимонича), митрополита Дабро-Боснийского
Икона сщмч. Петра (Зимонича), митрополита Дабро-Боснийского
В 1998 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил митрополита Петра в лике священномучеников. Сейчас в его честь построено уже несколько храмов.

27 декабря 2000 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви ммя сщмч. Петра (Зимонича) было внесено в месяцеслов Русской Церкви. День поминовения был определен "в соответствии с постановлением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви" [4].

Протоиерей Иван Гргур, священник из родного края священномученика Петра говорил о сщмч. Петре:

Всякое житие, не только святых, но и простых людей имеет две стороны - земную и небесную, телесную и духовную. Митрополит Петр шел путем герцеговинских людей и героев, подобно своему отцу воеводе Богдану, но неоспоримо, что к нему можно применить биографию святых людей. Он был и народный человек, и добрый пастырь стада Христова, добросовестный достойный добродетельный зодчий, строитель и труженик в винограде Господнем, соединивший в себе сущность православной веры с сущностью народной души... он был человеком мягкой природы, полный такта и ума: его труд был спокойным, монашеским, преданным Богу, Церкви и народу. Личность выразительно светлого характера, которая поэтому и заняла особое место в тяжелые времена. Человек, чье имя и дело глубоко врезалось в душу и сердце сербского народа. Старательный собиратель духовной и моральной силы в себе самом и лучший выразитель этой силы в широком церковно-народном плане. Всей своей жизнью и деятельностью митрополит Захолмско-Герцеговинский и Дабро-Боснийский Петр Зимонич принадлежит к числу наиболее значительных и заслуженных личностей Сербской Церкви и народа сербской Боснии и Герцеговины.

Награды

  • орден святого Саввы 1-й степени
  • звезда Карагеоргия
  • орден Белого Орла 4-й степени

Использованные материалы



[1]  Фамилия также пишется - Зимоньич.

[2]  Память 4 сентября указана в официальном календаре РПЦ - http://calendar.rop.ru/mes1/sep04.html, на сайте Черногорско-Приморской епархии Сербской Церкви - http://www.mitropolija.com/zitije-svetog-petra-dabrobosanskog/, в житии на сайте Православие.Ru - http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41377.htm. Однако в статье Православия.Ru "Торжественная канонизация святых сербских новомучеников" со ссылкой на информацию Информационной службы Сербской Православной Церкви от 22 мая 2000 г. память сщмч. Петра указана в третье воскресенье сентября. Другими источниками эта переходящая память пока не подтверждается.

[3]  По другим данным - епископ. См. http://www.pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.htm#petar.

[4]  Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 года: http://www.sedmitza.ru/text/429478.html

Редакция текста от: 24.10.2015 06:56:05

"ПЕТР (ЗИМОНИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google