Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЮБИМОВ НЕОФИТ ПОРФИРЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протоиерей Неофит Любимов
Протоиерей Неофит Любимов
Неофит Порфирьевич Любимов (1846 - 1918), протоиерей, настоятель московского храма святителя Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте, священномученик

Память 17 октября, в Соборах Московских и Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 12 января 1846 года в селе Липняги или Таборы Самарского уезда Самарской губернии в семье диакона.

Первоначально обучался в Самарском духовном училище и Самарской духовной семинарии. По окончании курса в 1870 году был послан на казённый счёт в Киевскую академию, которую окончил в 1874 году со степенью кандидата богословия и с правом соискания степени магистра, не подвергаясь поверочному испытанию.

27 июля 1874 года определён в Симбирскую духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Церкви. Совместно с этими предметами ему поручено было, за болезнью преподавателя, преподавание догматики и нравственного богословия в старших классах, а по приглашению начальника Военной гимназии, в течение восьми лет он вёл там занятия по русскому языку и гражданской истории. С 1876 года ему было поручено преподавание в семинарии теории словесности, истории литературы и логики.

С 1876 по 1882 год был преподавателем русского языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном женском училище.

С 1879 года в течение семи лет состоял преподавателем русской словесности и педагогики в Мариинской женской гимназии.

С 1882 года был членом педагогического и распорядительного собрания правления семинарии.

С 1885 года служил законоучителем и инспектором классов того же училища. Преподавал также в Симбирском кадетском корпусе.

В 1885 году был рукоположен во священника к Введенскому храму епархиального училища. До нас дошло восемь Слов, произнесенных во Введенском храме в дни престольных праздников. Во время его служебной деятельности ему поручалось исполнение строительных обязанностей: так он, в качестве председателя комиссии при епархиальном училище, строил здание для классов, общежитие для воспитанниц епархиального женского училища, больницу для него, баню и прочее.

В 1893-1895 годах, оставаясь в должности инспектора классов женского училища, преподавал гомилетику в Симбирской духовной семинарии.

С 14 апреля 1899 по 4 июня 1900 года работал преподавателем греческого языка в Симбирском духовном училище для выслуги пенсии. 14 апреля 1899 уволен с должности инспектора классов в епархиальном женском училище. Он исходатайствовал у Святейшего Синода преподавательский оклад пенсии для инспекторов классов в епархиальных училищах при содействии директора Хозяйственного управления П.И. Остроумова, но сам не воспользовался им вследствие запоздания отпечатания в «Церковных ведомостях» определения Св. Синода о назначении пенсий законоучителям и инспекторам классов при епархиальных училищах.

В начале 1900-х годов служил в церкви Всех святых города Симбирска.

В 1902 году был назначен настоятелем московского храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. В Москве он принимал активное участие в образовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих, читал лекции для рабочих в Московском епархиальном доме.

В 1906 году был возведен в сан протоиерея.

Ревностный проповедник и защитник православия, он основал собственное миссионерское издательство, в котором публиковались работы архиепископа Антония (Храповицкого) против пашковцев, Н.Ю. Варжанского – против различного вида сектантства, а также свои собственные работы. В 1914 году вторым, дополненным изданием вышли проповеднические труды протоиерея Неофита. Основанием к переизданию стали высокие отзывы о его проповедях.

Н. Раевский писал: «Многие “Слова” представляют недуги современного общества... и указывают средства для их врачевания. При обстоятельной полноте содержания они излагаются живою современною и вполне изящною речью».

В другой рецензии отмечалось:

«В “Словах” и речах отца Любимова надо отметить удивительный тон автора, его ясную, точную, всегда весьма рассудительно проводимую и отчетливо передаваемую раздельность мысли, логичность суждения и вместе с тем глубоко проникающую все содержание бесед и учений церковность. Спокойно, шаг за шагом, довод за доводом автор составляет из своих сжато высказанных, но всегда полно предмет исчерпывающих мыслей одну красивую и стильную, целесообразную речь».

Протоиерей Неофит церковные убеждения соединял с патриотической настроенностью и твердыми воззрениями на благодетельную силу царской власти, он издал специальный труд о духовной природе царской власти и об обязанности православных людей хранить и укреплять ее.

В 1914 году был назначен настоятелем храма святителя Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте.

Сщмч. Неофит Любимов
Сщмч. Неофит Любимов
В мае 1918 года был арестован зять протоиерея Неофита - православный миссионер Варжанский Николай Юрьевич. 13 июня отец Неофит написал письмо Ленину с просьбой освободить Николая Варжанского:

«В скорбные дни моей личной жизни имею смелость обратиться к Вам с покорнейшей просьбой. О своей личности имею долг сообщить следующее. Я служил в Симбирске вместе с Вашим родителем. Он был директором народных школ, а я преподавателем Мариинской женской гимназии, Кадетского корпуса и Духовной семинарии. Родитель Ваш мне хорошо известен и знаком, я с ним весьма нередко встречался в частных домах и на собраниях, где обсуждались дела педагогические. Скончался он при мне, я был молитвенником тогда, да и теперь молюсь за него... Во дни своей настоящей невзгоды я осмеливаюсь обратиться к Вам... с покорнейшей просьбой: мой сын (зять) Николай Юрьевич Варжанский совершенно случайно попал под арест: вошел в квартиру протоиерея Восторгова, где в это время производился обыск, и вместе с другими был арестован и отправлен сначала в следственное предварительное заключение, а потом переправили его в Бутырскую тюрьму. И в газетах было написано, и словесно слышал от лиц, заслуживающих доверия, что за Варжанским вины, за которую следовало бы посадить в тюрьму, не найдено. Невзгоды были в семье Вашего дорогого родителя, они касались и Вас, и Вы были дороги для своих родителей. Тяжело и мне переносить невзгоду моей дочери и своего сына (зятя). Покорнейше прошу принять участие в моем горе: благоволите отпустить моего зятя от всяких преследований и от тюрьмы или же отдать его мне на поруки. Он человек благонамеренный, советское правительство признает и подчиняется ему, каких-либо контрреволюционных выступлений нигде никогда не имел, он проповедник слова Божия – миссионер и только. Прошу Вас... ради памяти Вашего родителя, моих заслуг по отношению к Вашей родной сестре Марии Ильиничне в деле образования и воспитания помочь мне в моем горе: освободить Варжанского из тюрьмы и возвратить его в семью...»

Ответа на это письмо не последовало.

21 июля 1918 года протоиерей Неофит, по предложению Александра Дмитриевича Самарина, отслужил в храме панихиду по «убиенном новопреставленном бывшем царе Николае». Вечером того же дня сотрудники ВЧК арестовали священника. Протоиерей Неофит был обвинен в «агитации против советской власти», в том, что «служил панихиду по “помазаннике Божием” Николае Романове». 17 сентября 1918 года Президиум Коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией из трех человек приговорил протоиерея Неофита к расстрелу.

Приговор был приведен в исполнение. Протоиерей Неофит Любимов погребен на Калитниковском кладбище в могиле, ставшей ныне безвестной.

Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Сочинения

  • Влияние христианства на древне-русский богатырский эпос. (Киев, 1874. кандидатское сочинение)
  • О необходимости трудиться по учению Слова Божия и соображениям человеческого разума, 1894
  • О необходимости заниматься воспитанием детей самим матерям, 1894
  • О заслугах св. братьев Кирилла и Мефодия славянскому миру и нашему Отечеству, 1895
  • Слова и речи протоиерея Неофита Любимова, 1903
  • О разумном усвоении истин веры и о разумном познании Бога в природе, 1903
  • Русская народная литература в ее постепенном развитии под влиянием христианства (М., 1904)
  • Власть Самодержавия по учению Слова Божия и Православной Русской церкви

Использованные материалы

  • Священник Афанасий Гумеров. "Священномученик Неофит Любимов" // «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 165-172
  • Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф.И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 241 -244 (использовано частично):
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

Редакция текста от: 27.07.2017 07:38:13

"ЛЮБИМОВ НЕОФИТ ПОРФИРЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google