БОДБИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Бодбийский монастырь, август 2008 г.
Бодбийский монастырь, август 2008 г.
Женский монастырь во имя святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии в Бодбе, ставропигия Грузинской Православной Церкви. Территориально расположен в пределах Бодбийской епархии.

По сведению грузинской летописи «Обращение Картли», постройка церкви над могилой святой равноапостольной Нины относится ко времени царствования св. блгв. царя Мириана: основав здесь женский монастырь, царь пожертвовал ему много селений и земель.

Царская династия Кахети и Картли особо заботилась о материальном обеспечении и благосостоянии монастыря. Можно полагать, что до 1230-х гг. Бодбийский монастырь оставался значительным христианским центром Грузии. С 1230-х гг. по XV в. сведений о монастыре не сохранилось, что связано с вторжениями монголов и сильным разрушением как епархии, так и монастыря. В XV в., с образованием самостоятельного царства Кахети, Бодбе вновь обрел былую славу религиозного центра. Однако, уже в XVI в. положение вновь резко ухудшилось в связи с иранской экспансией, что привело к упразднению женского монастыря.

Но правящая династия всегда проявляла особую заботу о Бодбе - своим попечением известны цари Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648), Арчил II (1664-1675), Теймураз II (1709-1715, 1733-1744, 1744-1762), Ираклий II (1744-1762, 1762-1798), Георгий XII (1688-1703), а также другие члены царской семьи – царевич Теймураз, внук царя Левана, царевна Елена (сестра Ираклия II) и царица Кетеван (жена Георгия XII), что проявлялось в пожаловании драгоценной церковной утвари, рукописей и книг, укреплении и возобновлении монастырских церквей и помещений, в освобождении от государственного налогообложения, даровании сел и значительных земельных владений.

По сведению немецкого ученого и путешественника Иоганна Гюлдендштедта, ко времени посещения им Бодбе в 1772 г. здесь уже действовала мужская обитель, упраздненная после кончины последнего бодбели Иоанна (Макашвили) в 1837 г.

Начиная с XV-XVII столетия и до 1837 г. при бодбийской церкви жили епископы и митрополиты кахетинские, и на содержание ее были отведены обширные земли с церковными крестьянами. Бодбийские преосвященные имели значительное влияние на политические и общественные дела Кахетии. С 1837 г. по смерти последнего митрополита кахетинского Иоанна Бодбийская епархия была присоединена к общему управлению экзарха Грузии, а в бодбийской церкви были оставлены только несколько монахов. Вскоре крестьяне были освобождены, и многие земли отошли к ним и в казну... После этого церковь обеднела и в последнее время была до того запущена, что требовала постоянной казенной поддержки на ремонт зданий и содержание монахов.

7 мая 1889 г., по ходатайству населения Кахети, российский император Александр III Александрович издал указ о возобновлении женской обители св. Нины, которая была торжественно освящена архимандритом Николаем (Микеладзе) по особому благословению Экзарха Грузии Палладия (Раева). По свидетельству еп. Кириона (Садзаглишвили), активная деятельность игумении Ювеналии вскоре вывела монастырь в число самых крупных монастырей Грузии: на возобновление монастырского комплекса было истрачено 110.300 рублей, пожертвованных населением Кахети, в распоряжение монастыря было предоставлено 150 десятин пахотной земли и рыбная ловля по р. Алазани на 25-верстном расстоянии. Были восстановлены церковь, училищный корпус, настоятельский дом, дом монастырского духовенства, здания для сестер, странноприимница, ограда, разные хозяйственные постройки и подворье в Тифлисе. Первоначально в обители числилось 6 или 7 насельниц из России, но в скором времени число подвизающихся возросло до 200.

Бодбийский монастырь владел богатой библиотекой. По сведению Д. Пурцеладзе, из Бодбийского книгохранилища по распоряжению Грузино-Имеретинской Синодальной конторы Тифлисской духовной семинарии было передано (прибл. 1870-е гг.) 40 древних рукописей, а 12 были оставлены в монастырском книгохранилище. П. Иосселиани и Д. Пурцеладзе перечисляют особо примечательные из них: «Чин освящения церкви» (XVI в.), «Месячная минея» (XVI в.), «Требник» (XVII в.), «Шестоднев» Василия Великого (XVII в.), «Типикон» 1756 г., миниатюрное грузинское «Четвероевангелие», вероятно, редакции св. Евфимия Святогорца, в золотом переплете, пожертвованное царевичем Георгием (сыном Ираклия II) в 1776 г. (а само Евангелие какой древности?- вероятно, редакции Георгия Святогорца), «Евангелие» на грузинском языке, напечатанное в Москве и богато украшенное (XVIII в.), краткий «Требник» (XVIII в.), «Толкования» Евангелия от Матфея (2 экз.) и Евангелия от Иоанна, пожертвованные бодбели Онуфрием, «Слова» Григория Богослова и «Мартирика» Католикоса-Патриарха Антония I, подаренные монастырю Иоанном (Макашвили). Помимо церковной литературы, библиотека обладала такими трудами, как «Грузинская грамматика» Католикоса-Патриарха Антония I, «Гузинский лексикон», «Риторика» и др. (все утеряно в советские годы после национализации церковного имущества).

Общий вид Бодбийского женского монастыря св.Нины. Гравюра М. Рашевского  с фотографии Н. Сильдерьянца
Общий вид Бодбийского женского монастыря св.Нины. Гравюра М. Рашевского с фотографии Н. Сильдерьянца
В журнале "Нива" №33 от 1898 года помещено красочное описание:
"Монастырь этот находится в одном из самых красивых уголков Кавказа — в Кахетии, близ г. Сигнаха, Тифлисской губернии. Он расположен на горном склоне, на высоте около 3,000 футов над уровнем моря. С одной стороны возвышаются небольшие отроги гамбороцивского хребта, на которых приютились кахетинские деревни и г. Сигнах, а с другой тысячи на две футов ниже монастыря раскинута громадная Алазанская долина, окаймленная с противоположной, северной стороны главным хребтом кавказских гор, с его крутыми снежными вершинами. Долина эта близ Бодбибиского монастыря достигает наибольшей своей ширины — около 40 верст, видна в длину (с высоты 2,000 футов) на протяжении более 150 верст и в общем дает грандиозный, красивый вид, пред которым невольно останавливаешься. Покойный государь Александр III, будучи в Сигнахе в 1888 г., любуясь этим видом воскликнул: "Видели ли мы что-нибудь подобное в Швейцарии!?".

В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (Вачнадзе). Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати.

С 1991 года началось возрождение монастыря.

В 1995 г. Священный Синод Грузинской Церкви принял решение об обновлении церкви св. Нины, в связи с чем католикос-патриарх Грузии Илия II благословил начать археологические раскопки, во время которых были обнаружены важные исторические реликвии. Археологические раскопки также выявили, что предание, рассказанное в 1920 г. игуменией монастыря Вачнадзе о перенесении мощей св. Нины из придела под престол главной церкви, предпринятое из боязни осквернения их лезгинами, не соответствует действительности. Также была обнаружена старая трапезная, состоящая из двух частей и схожая по форме с нижней трапезной, характерной для грузинского зодчества IX-X вв., что позволяет предположить о ее современности основанию церкви. Археологические исследования не завершены и в дальнейшем будут продолжаться.

На 2009 год в монастыре подвизалось около 30 сестёр. Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги.

В ущелье на северо-востоке от монастыря находится источник св. Нины («Нинос цкаро») с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя родителей св. Нины, святых Завулона и Сусанны.

Храмы монастыря

Настоятельницы

Использованные материалы



[1]  Сергей В. Фомин, "Свете Тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)", Комментарии: Иночествующие. Схиигумения Фамарь (Марджанова), материалы к жизнеописанию еп. Арсения. Т. 3. - М.: Изд-во "Паломник", 2002, с. 570, 732.

[2]  Настоящая фамилия Марджанишвили, http://www.pemptousia.ru/2011/11/%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0...8C/

[3]  Сергей В. Фомин, "Свете Тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)", Комментарии: Иночествующие. Схиигумения Фамарь (Марджанова), материалы к жизнеописанию еп. Арсения. Т. 3. - М.: Изд-во "Паломник", 2002, с. 577.

[4]  В статье Юлии Маковейчук "Бодби: дом святой Нины в Грузии" - неверная информация, http://www.pravmir.ru/bodbi-dom-svyatoj-niny-fotoreport/

[5]   Игумения Бодбийского монастыря Теодора (Махвиладзе), http://azbyka.ru/fiction/diadema-starca-vospominaniya-o-gruz...n18

Редакция текста от: 31.07.2015 14:09:26

"БОДБИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google