Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЯРОСЛАВСКИЙ КИРИЛЛО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь.  Фото нач. XXI в.
Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото нач. XXI в.
Ярославский мужской монастырь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских Ярославской епархии

Основание

Древнейшее упоминание о монастыре говорит об игумене обители Вассиане под 1570 годом. Однако, других свидетельств о существовании монастыря до 1615 года нет. Основание - или возобновление - обители в том году связано с чудесным событием смутного времени [1].

В конце марта 1612 года для сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие умерли. Жители обратились к "бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье" с просьбой учинить крестный ход с Толгской иконой Богоматери. Но протопопу Илье во сне явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Когда отец Илья проснулся и нашел в часовне икону, он не увидел на ней ни пылинки. Он засомневался, но когда он уснул, ему опять явился Господь и повелел ему "без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии," что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время крестного хода произошло чудо - исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы обыденную церковь. После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке "других усердных ревнителей святого дела" обратился к Ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к устроению обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Монастырь открылся в том же году и с того времени управлялся игуменами.

В XVII веке

Царь Михаил Феодорович благосклонно относился к обители и дал ей во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В государевой грамоте от 1619 года, значилось:

"в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено."

Вдобавок с монастырских вотчин "никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела," монастырские крестьяне освобождались также от суда "опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным," право суда оставалось только за государем и за игуменом "с братьею." Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину "придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды."

По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и "пустыньку," где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и "пение уставити."

В ответ на челобитную 1627 года царь вдобавок даровал грамоту по которой впредь монастырских людей "в целовальники имать не велели."

Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Так, летописная запись говорит что в 1658 году "монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре."

Первую каменную церковь обители во имя святителей Афанасия и Кирилла возвели в 1664 году. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия.

Территория монастыря была небольшой, обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны. С других сторон ограду монастыря заменяли "надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская."

Синодальный период

В XVIII веке по парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

При секуляризационной реформе в 1764 году, указом императрицы от 31 марта, обитель была причислена к заштатным. В том же году в монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой.

25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, в котором от огня пострадали оба храма, игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда монастыря. А "всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб."

В 1773 году игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной Югской иконы Богоматери в Углич, Рыбную слободу (ныне Рыбинск) и Мологу.

В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: "в связи с северной стеной" были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; "в связи с восточной оградой" - две братские кельи; подновления коснулись и главного храма обители. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

12 декабря 1857 года император утвердил синодальное определение о возведении монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Его родичи и потомки продолжили покровительствовать обители.

Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь.  Фото ок. кон.  XIX-нач. XX вв.
Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.
С 1895 года монастырь стал резиденцией викарного епископа Угличского.

Вновь монастырь подвергался перестройкам на рубеже веков: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в начале XX века проводились работы в соборной церкви.

По сложившемуся к концу синодального периода обычаю каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из кафедрального Ярославского Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна, ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

Упразднение и запустение

В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 монастырь закрыли. При этом часть "ветхого культового имущества" передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

Восстановление

В 2006 году храм святителей Кирилла и Афанасия стал церковью возрожденной семинарии. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда сюда пришли семинаристы, они нашли храмы с выбитыми окнами и дверьми, заваленными грудами мусора. После нескольких месяцев труда Алексиевский придел стал вновь пригоден для богослужения.

В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

Собор Ярославского Кирилло-Афанасиевского монастыря.  Фото нач. XXI в.
Собор Ярославского Кирилло-Афанасиевского монастыря. Фото нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Кирилло-Афанасьевский собор

Каменный собор во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был "распространен и по местам украшен живописью," росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

Спасо-Пробоинский храм

Деревянный храм в честь образа Спаса Нерукотворного на Пробойной улице не раз горел и восстанавливался.

Настоятели

Святыни

К концу синодального периода

  • чудотворный образ Нерукотворного Спаса - явлен в 1612 году, оставался невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь: икону находили на пепелище не тронутую пламенем. В советское время икона была уничтожена.
  • частица мощей свт. Кирилла Александрийского - сохранялась в ризнице в серебряном ковчежце
  • икона митр. Московского свт. Алексия - в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году; находилась в теплом Алексиевском приделе
  • антиминс свт. Димитрия Ростовского - преподан святителем Димитрием во время освящения каменного храма в 1705 году; находился в Спасской церкви

Использованные материалы



[1]  Это событие изложено в "Сказании о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских".

Редакция текста от: 28.03.2018 22:59:45

"ЯРОСЛАВСКИЙ КИРИЛЛО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google