Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАВЛОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Павловско-Знаменская икона Божией Матери 2002 г. письма
Павловско-Знаменская икона Божией Матери 2002 г. письма
Павловская икона Божией Матери "Знамение"

Празднование 27 ноября, 9-я пятница по Пасхе

Чудотворный образ Божией Матери был обретен 19 июля 1696 года среди руин Азовской крепости после ее завоевания царем Петром I [1]. Царь передал обретенную икону в собор крепости [2].

После возврата Азова туркам в 1711 году икону перенесли в Петропавловский собор Осередской крепости (ныне Павловск). В XVIII веке был установлен обычай носить образ по домам павловчан для совершения пред ним молебнов [3]. Ежегодно в 9-ю пятницу по Пасхе с иконой устраивался крестный ход на расположенный в 10 км от города Студёный Колодец, там совершался молебен Божией Матери, после которого служилась панихида по императору Петру I.

Икона сохранилась после двух разрушений собора и обреталась в обновленном Павловском Преображенском соборе. По Киево-Печерской традиции [4], было введено почитание явленной иконы Знамения протоиереем Симеоном Донецким [5]. В 1825 году икона была помещена в большой золоченый лучеобразный киот и поставлена над царскими вратами собора. В конце богослужения икону на шнурах спускали для поклонения [6].

После наступления советской эпохи образ был утрачен.

17 марта 2002 году икона была освящена, воспроизведенная по описанию. Образ пребывает в главном иконостасе Павловского Покровского храма [7]. По благословению митрополита Воронежского Сергия (Фомина) традиция крестных ходов с иконой на Студёный Колодец была возрождена в 2004 году.

Описание

Павловская икона Знамения Божией Матери
Павловская икона Знамения Божией Матери
Обретённый образ был "начертан штрихами" [8] на внутренней стороне створки морской раковины величиной примерно 23 см [9]. По другому описанию икона была "вырезанная обронною работою... черты иконы Знамения выпуклы и подобно как бы наплыли, или наросли на раковине".

Эмаль раковины от времени пожелтела, а живописи на иконе совсем нет,- изображение Богородицы начертано штрихами. Все благолепие св. иконы составляет помятутое резное, обширное, позлащенное украшение в виде лучей, исходящих от светила, с небольшими живописно-резными фигурами двух ангелов по сторонам иконы [10].

Изображение относилось к типу икон Божией Матери "Знамение".

Вскоре по обретении икона была вставлена в большой деревянный киот с изображением в 6 сценах событий завоевания Азовской крепости и обретения иконы. На ней была надпись:

"Сей образ Знамения Матери Христовой, начертанный честно на матице перловой, егда град татарский Азов от бусурман взят, найден в земляном валу и обложен в злато, недостойно бо святыни быти в земной яме, но да светит во храме святем, иже в похвалу Ея претворен из мечету в честь Богу христианскому на погибель Махмета".

Образ созданный в 2002 году взамен утерянного был написан на раковине (точная копия) и оформлен как середник иконы, окруженный историческими сюжетами в клеймах.

Литература

  • Поселянин, Е., Богоматерь, 746.

Использованные материалы

  • Э. П. И., "«Знамение» Павловская," "ЗНАМЕНИЕ," Православная энциклопедия, т. 20, 271-277:
  • Страница сайта Санкт-Петербургского музея Богородицы:
  • Никонов Ф.А, свящ. О явленной иконе Знамения Божией Матери в городе Павловске // Воронежские епархиальные ведомости, 1866, Неофиц. часть, №20



[1]  Воронежские епархиальные ведомости, Воронеж, 1873, № 1, С. 99.

[2]  Из описания-надписи на иконе; Никонов Ф.А Любопытные черты делопроизводства по перемещению Донецкого Успенского монастыря // Воронежские епархиальные ведомости, 1866, №4, с. 95

[3]  По домам носили сделанную копию явленной чудотворной иконы (Никонов Ф.А Указ. соч., с. 468)

[4]  Преподобные Антоний и Феодосий Печерские поместили икону Успения Киево-Печерскую над Царскими вратами построенного храма в золотом круглом киоте, щедро украшенном бриллиантами. Весь этот круг с чудотворной иконой спускался ежедневно, по окончании утрени и литургии, на прочных шелковых шнурах для благоговейного прикладывания к образу богомольцев. См. Иконы Пресвятой Богородицы: Чудотворная икона Успения Божией Матери Киево-Печерская // Сайт прихода храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове, https://hram-vlad-butovo.ru/h_online_library/bmicons/?SECTIO...875

[5]  Никонов Ф.А О явленной иконе Знамения Божией Матери в городе Павловске // Воронежские епархиальные ведомости, 1866, неофиц. часть №20, с. 466 - 468.

[6]  Пред окончанием праздничной всенощной, когда священник стоит для отпуста на 1-й час пред царскими вратами, выходят с клиросов церковнослужители, становятся по обе стороны священника и поют: "Никто же притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит". В это время св. икона тихо спускается на шнуре. Когда нижние лучи сияния касаются пола и пение оканчивается словами: "Пресвятая Богородице, спаси нас", священно- и церковнослужители прикладываются к св. иконе, а за ними и весь народ. http://www.virginmuseum.narod.ru/n/3/9b/3956.html

[7]  Статья Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/199925.html, ошибочно указывает, что икона после этого "находится в Преображенском соборе Павловска (Воронежская обл.)"

[8]  Поселянин, 746.

[9]  220 мм, - данные Санкт-Петербургского музея Богородицы, - http://www.virginmuseum.narod.ru/n/3/9b/3956.html

[10]  Никонов Ф.А, свящ. О явленной иконе Знамения Божией Матери в городе Павловске // Воронежские епархиальные ведомости, 1866, неофиц. часть, №20, С. 465

Редакция текста от: 05.10.2023 13:35:09

"ПАВЛОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google