ИСТРУТСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иструтский Воскресенский монастырь.  Фото кон XX-нач. XXI вв.
Иструтский Воскресенский монастырь. Фото кон XX-нач. XXI вв.
Мужской монастырь в честь Воскресения Христова в д. Иструти Челябинской епархии

Расположен на реке Иструть, у подножия Вишневой горы и хребта Чулкова.

Устроение обители

Устроителем и первым настоятелем монастыря был Иоанн (Гордеев), в прошлом начетчик-беглопоповец и основатель староверческих скитов под именем монаха Власия. В 1838 году вместе с насельниками скитов он был принят в Православную Церковь, в единоверие, и предложил Уфимскому епископу Иоанникию (Образцову) учредить в епархии единоверческий монастырь. Синодальным указом от 17 мая 1840 года пострижение Власия было подтверждено с новым именем Иоанн, ему дозволялось "отыскивать способы к устроению единоверческого монастыря." Посетив летом того же года Санкт-Петербург, он подал прошение императору об устроении обители.

Указом Синода от 28 февраля 1849 года монастырь был учрежден на землях казенных дач Кусинского завода площадью 110 десятин, в Уральских горах. 12 июня того же года иеромонах Иоанн и 8 насельников прибыли на новое место, а затем стали собирать средства для строительства по городам России. Московский святитель Филарет (Дроздов) подарил обители напрестольное Евангелие 1637 года. В 1850 году в обители были построены деревянные кельи и церковь в честь Воскресения Христова, освященная в марте 1851 года, но сгоревшая в 1897 году. В 1891 году в монастыре был заложен каменный, крытый железом, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Также была возведена колокольня с 6 колоколами.

Иструтский монастырь, продолжавший придерживаться старого обряда, стал миссионерским центром распространения Православия в округе. Насельники проповедовали среди беглопоповцев Белорецкого, Златоустовского и Саткинского заводов и примыкавших к ним деревень Челябинского уезда. Игумен Иоанн обратил в христианство 78 мусульман. Однако, правящие архиереи, опасаясь влияния единоверцев, ограничивали развитие единоверческих приходов и монастырей, не разрешали монашеские постриги, что подрывало действенность миссии.

Расцвет в начале XX века

Положение обители улучшилось в 1900-1902 годах при епископе Антонии (Храповицком), считавшем единоверие важной частью миссионерской деятельности. Владыка Антоний 30 июня 1901 года освятил новую Покровскую церковь обители. В начале XX века монастырь стал духовным центром уральского единоверия, его насельники назначались настоятелями единоверческих монастырей в других епархиях.

Расцвет монастыря в 1914-1917 годах связан с пребыванием на Уфимской кафедре епископа Андрея (Ухтомского), который рукоположил для монастыря 2 священников и 3 иеродиаконов, благословил совершить постриг 14 иноков и 2 монахов. Владыка также благословил построить в обители каменный Воскресенский храм "в память павших за величие и славу славянского народа воинов," освященный после 1917 года, а также каменную часовню при станции Бердяуш. В начале века в монастыре воспитывались несколько десятков мальчиков-сирот, существовала богадельня. В годы Первой мировой войны монастырь помогал семьям призванных на службу солдат и всем нуждающимся, предоставил помещения для лазарета. Среди подвижников монастыря был известен молчальник монах Макарий.

К 1917 году обитель владела несколькими мельницами на реке Иструть, в селах Сикияз, Озёрское и Леуза, вел обширное земледельческое и скотоводческое хозяйство. В соответствии с определением Собора Русской Православной Церкви от 22 февраля/7 марта 1918 об учреждении 5 единоверческих кафедр, монастырь должен был стать местом пребывания единоверческого Саткинского епископа, викария Уфимской епархии.

Поругание и возрождение

В 1920 году игумен был арестован, монастырь закрыт. На его территории было организовано подсобное хозяйство, в котором трудилась и часть насельников. В Воскресенском храме, ставшем приходским, богослужения продолжались до начала 1930-х годов. В 1935 году на территории обители открылся Саткинский дом инвалидов № 1, с 1955 года до 1980-х годов там разместилось подсобное хозяйство Саткинского психоневрологического интерната. После Великой Отечественной войны в зданиях монастыря разместили спецпереселенцев, в основном немцев, поляков, насильственно переселённых с западных территорий страны. На месте разрушенных монастырских корпусов были поставлены жилые дома и бараки, в ходе строительных работ были уничтожены Покровский храм, соборная колокольня, часовни. На 2-м этаже перестроенного Воскресенского собора разместился кинотеатр, на 1-м этаже - столовая.

В начале 1990-х годов началось возрождение монастыря под опекой Александро-Невского братства. В ноябре 1991 года члены братства обратились к епископу Челябинскому за разрешением о передаче монастыря епархии, что и последовало в декабре того же года. Возрождение монастыря возглавил отец Сергий (Ушаков). 11 июня 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил повторное открытие обители.

В 1994 году на нижнем этаже 2-этажного каменного здания 1970-х годов постройки была освящена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

Статистика

  • кон. XIX - 1 игумен и 5 монахов; при этом по штату полагалось 34 человек: настоятель, казначей, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 25 монахов [1]
  • нач. 2005 - 6 насельников [2]

Храмы, архитектура

Старое здание монастыря; церковь, имеющая пристрой-мастерскую; келейный корпус (здание бывшего магазина райпо)

Настоятели

Святыни

В предреволюционный период в монастыре почитались многие святыни, в частности икона благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей, древняя икона Нерукотворного образа Спасителя.

В Покровском храме хранились антиминс, освященный в 1652 году Вологодским архиепископом Маркеллом, Евангелие 1637 года, Служебник 1603 года, другие богослужебные книги издания 1-й половины XVII века.

Литература

  • ЦГИА РБ. Ф. И-16. Д. 4861. Л. 1-8 об.
  • ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10632. Л. 1 об.- 5.
  • Архив УФСБ по Республике Татарстан. Д. 2-8745-П.
  • Сенатские вед., 1849, № 24.
  • Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода, 1849, № 10.
  • 1-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев), СПб., 1912, 29, 48.
  • 2-й Всерос. Съезд правосл. старообрядцев (единоверцев) в Н. Новгороде 23-28 июля 1917 г., СПб., 1917, 69, 72, 118-120.
  • Собор, 1918. Определения, Вып. 1-4.
  • Игнатьев, Р. Г., "Мон-ри Уфимской епархии," Памятная кн. Уфимской губ., Уфа, 1873, ч. 2, 29.
  • "Поездка преосвящ. Антония для обозрения церквей Златоустовского у.," Уфимские ЕВ, 1901, № 14, 839-844.
  • Чернавский, Н., "Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем," Тр. Оренбургской учен. арх. комис., Оренбург, 1902, вып. 10, 409-416.
  • Шлеев, С., свящ., Единоверие в своем внутреннем развитии: В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев, СПб., 1910, 253-254.
  • Матвеев, С. И., Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого муж. мон-ря Уфимской губ. Златоустовского у., Уфа, 1913.
  • Сергеев, Ю. Н., Правосл. Церковь в Башкортостане: 2-я пол. XVI - сер. XIX в., Уфа, 1996, 60-61.

Использованные материалы



[1]  Статья "Православной энциклопедии"; страница официального сайта администрации Саткинского района, http://satadmin.ru/voskresenskiy-muzhskoy-edinovercheskiy-monastyr.

[2]  Статья "Православной энциклопедии".

Редакция текста от: 05.08.2016 15:20:58

"ИСТРУТСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google