Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева, 1830 г.
Белобережская пустынь. Гравюра Ф. Алексеева, 1830 г.
Белобережская мужская пустынь в честь Рождества Иоанна Предтечи Брянской епархии

  • Адрес: Россия, 241043, г. Брянск, Брянский район, Белобережский детский санаторий (Белобережская пустынь)
  • Официальный сайт: http://belobereg.cerkov.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
    • Проезд: От Брянского автовокзала сообщением Брянск - Бело-Бережский санаторий (до конечной)

    Пустынь расположена на левом берегу реки Снежеть, у пос. Белые Берега г. Брянска и в 3 км к северу от железнодорожной платформы Белобережская. Со всех сторон окружена лесами.

    Основание монастыря

    В ходе Северной войны Петр I принял решение об укреплении Брянска. В марте 1706 года по распоряжению царя в городе было организовано строительство оборонительной засеки. В результате были снесены несколько городских зданий, в числе которых был Воскресенский девичий монастырь. Монахинь перевели в Белопесоцкий мужской монастырь, переселив оттуда монахов в Брянский Петропавловский монастырь, к которому их обитель была приписана еще при патриархе Иоакиме. Полтора десятка монахов отделились и обосновали на берегу реки Снежеть скит, первоначально назвав его Песоцким. Возможно, эти же монахи впоследствии и окрестили место Белыми Берегами. После постройки деревянной часовни братия стала служить вечерню, утреню, часы, монашеское правило, причащались же в Петропавловском монастыре. В 1712 г. белобережские иноки во главе с иером. Исаией испрашивали благословение на строительство вместо часовни храма, но разрешения не получили [1].

    Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда архимандрит Петропавловского монастыря Питирим вызвал из брянских лесов опытного в духовных делах старца Серапиона и поручил ему управлять белобережским скитом. Монах Серапион ввел в пустыни строгий устав, запретил братии употреблять мед, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжелой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пек на всех хлеб.

    В 1722 г. в скиту была возведена деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, строительство которой явилось поводом обособиться от Петропавловского монастыря. Старец Серапион подал прошение в Синод о предоставлении пустыни самостоятельности, что стало полной неожиданностью для настоятеля Петропавловского монастыря архим. Питирима. Одновременно строитель соседней Полпиной пустыни, насельником которой некогда был мон. Серапион, наблюдая в 6 км от своего монастыря возрастание новой обители, стал добиваться ее закрытия.

    Старец Серапион был оклеветан, отстранен от настоятельства и отправлен в Московский Спасо-Андроников монастырь. 24 марта 1724 года указом духовной дикастерии Белобережская пустынь была приписана к Петропавловскому монастырю. В деле белобережской братии принял участие настоятель Андроникова монастыря архим. Герасим. Разобравшись в возводимых на старца Серапиона жалобах, он сообщил 15 июня 1726 г. Духовной декастерии о его невиновности. Мон. Серапион был оправдан и направлен в Одрин монастырь Орловской губернии, а бывшие вкладчики Белобережской пустыни подали прошение о ее восстановлении.

    Указом Екатерины I от 6 февраля 1727 года Белобережская пустынь была восстановлена, Серапион утвержден в звании строителя, а Петропавловскому монастырю было предписано возвратить пустыни ее иноков и имущество.

    Указ о возрождении обители повлек пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 г. И. Алымов предоставил Белобережской пустни пустошь Полпино, в 1733 г. помещик Т. Д. Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царёво Займище Карачевского уезда. В 1732 г. Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 десятин «пустовой благовещенской земли». Впоследствии вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н. Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П. В. Хитрово, поручик В. Тютчев, сержант гвардейского Семёновского полка А. Алымов, полковник Г. Е. Замятин и др.

    Расцвет обители

    Белобережская пустынь. Святые врата с церковью Захарии и Елисаветы. Открытка начала XX века
    Белобережская пустынь. Святые врата с церковью Захарии и Елисаветы. Открытка начала XX века
    В 1732-1735 гг. в пустыни был возведен храм в честь Владимирской иконы Божей Матери. Главной его святыней стала икона Божией Матери "Троеручица", написанная в 1718 г. московскими иконописцами Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым для Белобережской пустыни. Почитались также икона Св. Троицы, Владимирская икона Божией Матери и икона Иоанна Предтечи, пожертвованные царицей Евдокией Федоровной.

    При новом наместнике обители иером. Антонии вместо прежнего Владимирского храма был выстроен двухэтажный каменный четырехпрестольный Троицкий собор с приделами Владимирской иконы Божией Матери (освящен в октябре 1755), свт. Николая и Рождества Иоанна Предтечи.

    11 августа 1759 года был освящен храм святых Захарии и Елисаветы на св. вратах.

    В результате учреждения штатов в 1764 г. Белобережская пустынь подлежала упразднению. Однако в это время в соседней Яменской Предтечевой пустыни сгорел храм, и еп. Севский и Брянский Тихон (Якубовский), ранее выбиравший, какую из пустыней назначить к закрытию, упразднил Яменскую. Белобережская пустынь была оставлена на своем содержании.

    Упразднение монастыря

    Но 6 июня 1770 г. еп. Севский Кирилл (Флоринский) предоставил Святейшему Синоду рапорт, в котором указывал, что Белобережская пустынь является «недостаточной», якобы за неимением своих земель. В 1774 г. пустынь была упразднена. Помещики Брянского и Карачевского уездов подали в Синод прошение о пересмотре этого решения, вынесенного на основании неправильного донесения еп. Кириллу игум. пустыни Арсения. Но обитель пришла в запустение: в 1766 г. братия насчитывала более 30 чел., в 1774 г. в пустыни проживали только настоятель и 8 монахов (4 штатных и 4 заштатных).

    19 сентября 1777 года указом синодального казенного приказа Белобережская пустынь была снова приписана к Петропавловскому монастырю и до начала XIX века находилась в ведении то Площанской пустыни Орловской губернии, то Петропавловского монастыря, что привело к ее окончательному запустению.

    Возрождение пустыни

    Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в.
    Белобережская пустынь. Фотография. Нач. XX в.
    В январе 1800 года настоятелем пустыни был назначен иеромонах Василий (Кишкин). Он ввел в обители афонский общежительный устав, возродил старчество. Постриженики пустыни стали настоятелями многих обителей.

    8 июля 1804 г. указом имп. Александра I Белобережская пустынь была включена в состав монастырей Орловской и Севской епархии.

    В 1804 г. с общего согласия настоятелем был избран постриженик иеромонаха Василия иеромонах Леонид (Наголкин). Он письменно изложил устав пустыни, в составлении которого участвовали иеромонах Мелхиседек, схимник Афанасий, схимник Феодор и иеросхимник Клеопа. Устав Белобережской пустыни стал образцом для многих монастырей России и впоследствии был издан архим. Мелхиседеком (Сокольниковым) при описании Пустынно-Рыхловского монастыря Черниговской епархии [2].

    При иером. Леониде (1804-1808) и последующих настоятелях игум. Мелхиседеке, иером. Моисее был сооружен больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Троеручица» (1809).

    К 1817 г. в монастыре проживало 30 насельников.

    В 1820-1824 гг., при строителях Амвросии и Серафиме, пустынь пришла в упадок, житницы опустели, капитал был издержан на содержание братии.

    К 1824 г. настоятелем был поставлен иеромонах Моисей, благодаря которому благосостояние обители улучшилось, в праздники пустынь принимала до 5 тыс. богомольцев.

    В 1824 г. была построена каменная двухэтажная трапезная на 200 человек, в 1828 г. — каменная ограда с башнями по углам и 3 воротами, в 1837 г. расширен Троицкий собор. В то же веремя были построены каменные корпуса гостиницы, братских келий, конного двора, столярной.

    В 18331837 годах соборный храм был расширен к югу. В новой пристройке, в верхнем этаже, был устроен придельный храм во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших", а в нижнем – в честь Трех святителей. Таким образом, общее количество престолов в этом храме достигло шести.

    В 1836 г. был построена колокольня, 22 сентября 1840 г. из-за непрочности грунта она рухнула, в 1847 г. была восстановлена.

    В 1861 г. вместо обветшавшего старого больничного корпуса построили новый, с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Прием пациентов вел постоянный фельдшер, тут же была и аптека.

    В июне 1878 г. освящен новый пятиглавый каменный собор в честь иконы Божией Матери "Троеручица", внешне напоминающий храм Христа Спасителя. Его первый этаж вмещал до трех тысяч молящихся, второй – свыше пяти тысяч. Близ пустыни находился скит с возведенной в 1856 г. двухэтажной церковью: нижней каменной - во имя Всех святых и верхней деревянной - в честь Печерской иконы Божией Матери. Около скита находилось монастырское кладбище.

    Белобережская пустынь, вид с юга. Открытка начала XX века
    Белобережская пустынь, вид с юга. Открытка начала XX века
    Обитель процветала. Слесарная, бондарная и иконописные мастерские приносили доход. К 1909 г. в пустыне было девять храмов, в которых стены, святые врата, надвратная церковь были расписаны сюжетами из Апокалипсиса. Циферблат часов, встроенных между третьим и четвертым ярусами колокольни, позволял страннику видеть время с расстояния в две версты.

    В начале XX века в Белобережской пустыни проживало около 200 монахов, к 1916 г. их численность возросла до 400 человек.

    С 1900 г. на монастырском хуторе при деревне Малое Полпино стала действовать школа, в 1901 г. преобразованная в церковноприходскую. В тяжелые годы в трапезной монастыря помимо братии ежедневно кормили по 300-400 человек. Пустынь отчисляла средства на содержание епархиальных училищ, брянского госпиталя Красного Креста и другие.

    К 1916 г. в монастыре было свыше 30 корпусов, до 400 насельников. Обитель владела 1895 дес. леса, 473 дес. пахотной и луговой земли.

    В годы Первой мировой войны на территории монастыря разместился лазарет для раненых.

    Уничтожение монастыря после революции

    В 1918 году началась конфискация имущества обители. Монастырь был лишен прав юридического лица; оставшаяся братия (около 150 монахов) вынужденно объединилась в трудовую коммуну «Белобережское трудовое братство» и продолжала совершать богослужения.

    В 1919 году на территории обители была устроена дачная колония Московского отдела народного образования. В декабре 1920 г. последние насельники обители были выселены, но в 1922 г. жители деревни Непряхино приняли в бесплатное пользование имущество монастырских храмов, и богослужения продолжали совершаться.

    17 июня 1924 г. заключенные прежде местными властями договоры с верующими были аннулированы, все храмы пустыни закрыли.

    Два года спустя началось целенаправленное разрушение обители. Вначале разобрали главный соборный храм; кирпич использовали для строительства «Дома Советов» в Брянске. Боем устилали дороги. В 1930–м та же судьба постигла собор во имя «Троеручицы». Детский городок в бывшем монастыре существовал до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году детей эвакуировали, а в стенах бывшего монастыря несколько месяцев, до оккупации, действовали курсы минеров–подрывников. Окончательная гибель обители произошла в военное и послевоенное время. Все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошел на восстановление Брянска, а территория бывшего монастыря была передана под детский санаторий.

    В 1950–1970-е годы на территории бывшего монастыря было построено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты.

    К 2002 г. сохранилось несколько жилых и хозяйственных зданий монастыря и часть ограды с юго-восточной башней. Ни один из храмов не уцелел.

    Новое возрождение пустыни

    Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь,  2008 г. Фотография с сайта sobory.ru
    Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь, 2008 г. Фотография с сайта sobory.ru
    В 2004 году часть пустыни была возвращена Брянской епархии.

    Первоначально предполагалось в стенах Белобережского монастыря разместить и Брянское духовное училище, однако ввиду удаленности от города оно не привлекло достаточного количества учащихся и в последующем было перенесено в Брянск. В настоящее время на территории Белобережской пустыни ведутся ремонтно–восстановительные работы, но из–за отсутствия должного финансирования современный вид монастыря по–прежнему не привлекателен для туристов и паломников.

    Для богослужений временно используется одно из бывших санаторных помещений.

    Храмы монастыря

    В начале XX века было 9 храмов, в том числе:

    • Всех святых (нижний) и в Печерской иконы Божией Матери (верхний), скитской храм (разрушен).
    • Захария и Елисаветы (надвратная) (1759, разрушен)
    • Рождества Иоанна Предтечи (1722, разрушен)
    • Троеручицы, иконы Пресвятой Богородицы (1878, разрушен)
    • Троицы Живоначальной, собор (разрушен)
    • Покрова Пресвятой Богородицы, больничный храм (разрушен)

    Настоятели, наместники

    Использованные материалы

    • Православная энциклопедия, "БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ", т. 4, с. 532-534
    • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М. Наука 1997
    • Владимир Борисович Панков. "Возрождение Белобережской пустыни". Русский дом, февраль 2007.
    • Страница монастыря в "Народном каталоге православной архитектуры"



    [1]  ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Д. 227. Л. 15

    [2]  ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Оп. 1. Д. 22. Л. 42

    [3]  Журнал № 42 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 // Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/1495813.html

    [4]  Указ № 58-Д от 10 декабря 2020 года митр. Брянского Александра (Агрикова), http://www.bryansk-eparhia.ru/eparhiya/ukazy/2020-god-1/1-uk...va/

    [5]  Журнал № 82 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23-24 сентября 2022 // Официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5966901.html

    Редакция текста от: 22.10.2022 16:07:00

    "БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ПУСТЫНЬ" еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
    в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
    в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google