ИЗРАЗЦОВ КОНСТАНТИН ГАВРИЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протопр. Константин Изразцов
Протопр. Константин Изразцов
Константин Гавриилович Изразцов (1865 - 1953), протопресвитер

Родился 24 февраля 1865 года в семье священника села Задолье Кашинского уезда Тверской губернии, отца Гавриила Алексеевича Изразцова, и его жены Анны Петровны, урожденной Успенской. Первоначальное обучение русской грамоте получил дома под руководством родителей. В 1872 году был помещен в Краснохолмское духовное училище Весьегонского уезда той же губернии.

В 1878 году поступил в 1-й класс Тверской духовной семинарии. По окончании 6-летнего курса семинарии, в числе лучших студентов был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1888 года окончил академию со званием магистра богословия.

С 19 января 1889 года служил псаломщиком в православной церкви в Гааге [1], при Императорской Российской миссии в Голландии.

Еще будучи студентом академии, познакомился с девушкой – Еленой Иосифовной Бухэй, дочерью бельгийских родителей, которая родилась и воспитывалась в России. В 1891 году состоялось её присоединение к Православию и их брак. В том же году был рукоположен в сан диакона епископом Выборгским Антонием, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В это время освободилась священническая вакансия в Буэнос-Айресе, и в том же 1891 году туда был рукоположен и назначен молодой отец Константин. Он прибыл на место своего служения 30 августа (12 сентября) 1891 года.

Протопресвитер Константин Изразцов
Протопресвитер Константин Изразцов

Пастырь Южной Америки

Русских православных в то время в Аргентине было не более полдюжины, рассеянных по разным городам и православный приход в Буэнос-Айресе состоял исключительно из греков, сирийцев и югославян (сербов, черногорцев, далматинцев, герцеговинцев и босняков). Впоследствии к ним прибавились болгары и румыны. Большинство паствы проживало в провинции и отец Константин распространил свое попечение на многие города и веси.

Звание члена Российского дипломатического корпуса позволило о. Константину присутствовать на официальных президентских и министерских приёмах, ознакомить аргентинское правительство с Православием, войти в доверие. Это значительно облегчило дело налаживания церковной жизни.

Первоначально временный храм был устроен в наёмном доме, и отец Константин начал ходатайствовать о выделении средства на постройку подобающего храма. Министерство иностранных дел и епархиальное управление наотрез отказали за неимением средств, только обер-прокурор Синода, К. П. Победоносцев, прислал 18,100 рублей синодальных денег, которые почти целиком пошли на покупку земли. Позднее, на собранные о. Константином пожертвования, был куплен другой участок земли. Испросив на это разрешение духовного и светского начальства, он вернулся на родину и занялся сбором пожертвований в разных городах России. Святой император Николай II дал аудиенцию отцу Константину и пожертвовал на создание храма из своих средств 5000 рублей; также на церковь пожертвовали многие высокие лица империи. Возвратившись из России в 1898 году он приступил к постройке Троицкого храма, которая велась и была в 1901 году закончена единолично о. Константином исключительно на собранные им частные пожертвования.

При церкви открылась школа, где дети обучались Закону Божьему и молитвам, причём на своем языке: на греческом, на арабском или на славянском.

В начале XX века русская эмиграция в Южную Америку существенно возросла, тогда как греки и арабы устроили храмы под омофором иных поместных церквей. Отец Константин много трудился, поддерживая тех соотечественников, кому не удалось найти здесь достойного места, открыл для них приют, кормил, помогал вернуться на родину.

В составе Русской Православной Церкви Заграницей

В начале 1920-х годов протопресвитер Константин признал духовную власть Высшее Церковное Управление Заграницей, одновременно организовав в качестве юридического лица в Аргентине Русскую Православную Ассоциацию. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 23 июля 1926 года назначил его управляющим всеми приходами Южной Америки. Митрополит Антоний (Храповицкий) писал о. Константину, что ему, как апостолу Православия в этой земле, подобало бы стать епископом, но о. Константин это предложение с величайшей благодарностью отклонил.

Кроме Буэнос-Айресского храма, но при участии и материальной помощи отца Константина были созданы кафедральный собор в Сан-Пауло и храм в местечке Лос-Пратос в штате Рио-Гранде-до-Суль, Бразилия; церковь на Альпине; церковь в Монтевидео, Уругвай; храмы в Асунсьоне и Энкарнасионе, Парагвай; церковь в Сантьяго-де-Чили; приходы в Мисионесе и Чако в Мачагае в Аргентине.

В 1934 году Зарубежный Синод передал управление Южно-Американскими церквами епископу Сан-Паульскому Феодосию (Самойловичу), а в ведении отца Константина оставил только Аргентину [2].

После нападения Германии на СССР в 1941 году отец Константин высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом "освобождения России от большвизма". Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому Вениамину в ведении Московского Патриархата.

В 1947 году сообщил первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Анастасию, что он созывает общее собрание созданного им гражданского общества с аргентинским юридическим лицом "Русская Православная Ассоциация в Аргентине" (на чьё имя он сделал нотариальную передачу церковного имущества Русской Церкви в Аргентине), чтобы изменить её устав. Митрополит Анастасий не мог согласиться с реформами устава и запретил их. В ответ на это 30 октября того года из Буэнос-Айреса от имени о. Константина Изразцова была послана телеграмма Архиерейскому Синоду о его самовольном выходе из юрисдикции Синода. Через шесть дней после этого, 5 ноября, состоялось общее собрание членов "Русской Православной Ассоциации в Аргентине", на котором были приняты запрещённые митрополитом Анастасием изменения её устава, нарушающие церковную юрисдикцию над храмовым и церковным имуществом.

24 ноября 1947 года радиограммой митрополит Анастасия был запрещен в служении, но служить не перестал и даже продолжал поминать митрополита Анастасия. Однако, вскоре стали распространяться тексты докладов и заявлений о. Константина, в которых ему приписывались весьма непочтительные и оскорбительные выражения по отношению к владыке Анастасию, что вызывало немало недоумений, особенно в связи со старческим состоянием почти ослепшего о. Константина.

В ведении "Американской митрополии"

Несмотря на каноническое запрещение в священнослужении, через два месяца, актом обособившейся от Русской Зарубежной Церкви Северо-Американской митрополии митрополита Феофила (Пашковского) от 27 января 1948 года, был принят в эту юрисдикцию. При этом имущественный статус храма Святой Троицы и связанного с ним прочего церковного имущества по-прежнему числился собственностью частной гражданской ассоциации.

В апреле 1948 года архиепископ Сан-Паульский Феодосий обратился к протопресвитеру Константину Изразцову с письменным увещеванием, чтобы тот вернулся в лоно Русской Православной Церкви Заграницей. Архиепископ Феодосий тогда сообщил, что Архиерейский Синод РПЦЗ:

"готов восстановить за ним и сохранить пожизненное право Председателя Ассоциации и Настоятеля Троицкого Храма в Буэнос-Айресе, с разрешением Ассоциации владеть церковным имуществом, но кроме храмов и всех священных предметов, необходимых для совершения Богослужений, каковые должны оставаться в ведении епископа. При условии Вашего согласия будет снято и прещение с Вас" [3].

На это увещевание ответа не последовало.

После Второй мировой войны отец Константин организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 году по его просьбе президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан. Однако, большинство перемещенных лиц не пошли за отцом Константином, предпочтя остаться в составе Зарубежной Церкви.

Скончался 6 января 1953 года в Буэнос-Айресе и был погребен рядом со своей матушкой Еленой в построенном им первом православном храме Южной Америки, Троицком соборе.

Оценки

Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь) так оценивал его деятельность в Южной Америке:

"Именовать его "апостолом" не совсем верно, так как он не просвещал неверующих, а духовно обслуживал уже верующих. Действительно, отец Константин Изразцов был активен в храмостроительстве и создании церковных общин, но, по моему впечатлению, он относился к плодам своих трудов как к личной собственности. Он мог позволить себе не впускать архиереев в построенный им Свято-Троицкий собор и, когда ему было выгодно, перейти в Американскую митрополию, отколовшуюся от Зарубежной Церкви в 1947 году. Такие настроения наблюдаются и сегодня. Тот же самый Свято-Троицкий приход со своими священниками присоединился к одесским раскольникам. Устав, заведенный отцом Константином, это дозволяет. О его общественной деятельности я слышу много отрицательного. Например, говорят, что будто после революции 1917 года отец Константин просил аргентинские власти не принимать казаков-беженцев. После Второй мировой войны он помог так называемым перемещенным лицам получить разрешение на въезд в Аргентину, но, когда они прибыли, отнесся к ним прохладно" [4].

Использованные материалы

  • Ивашевич Александр, свящ., "«Апостол Южной Америки» – протопресвитер Константин Изразцов":
  • Соллогуб А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1180-1186.
  • Максимов Юрий, "Православие в Аргентине," 26 апреля 2007:
  • "Из истории Аргентинской епархии РПЦЗ (3). Церковь при Российской миссии", Под Южным Крестом (вестник Буэнос-Айресского Воскресенского кафедрального собора Русской Православной Церкви Заграницей), № 25, июль 2012 (перепечатка в портале Русская линия, 30 июня 2012):



[1]  Монахиня Вера. "История Русской Православной Церкви в Аргентине" - http://internetsobor.org/istoriia-rptc/istoriia/russkaia-pra...ine

[2]  Священник Александр Ивашевич в статье "«Апостол Южной Америки» – протопресвитер Константин Изразцов", http://ricolor.org/rz/latin_amerika/argentina/mp/2/, указывает что сам о. Константин, ввиду болезни глаз, просил Архиерейский Синод оставить в его ведении только Аргентину, что было уважено только в 1937 году.

[3]  Цит. по "Из истории Аргентинской епархии РПЦЗ (3). Церковь при Российской миссии", Под Южным Крестом (вестник Буэнос-Айресского Воскресенского кафедрального собора Русской Православной Церкви Заграницей), № 25, июль 2012 (перепечатка в портале Русская линия, 30 июня 2012), http://rusk.ru/st.php?idar=55705

[4]  "«Мы оказались в критическом положении» Беседа с епископом Каракасским Иоанном (Берзинем), управляющим приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке", портал Православие.Ru, 9 июля 2009, http://www.pravoslavie.ru/guest/print31111.htm

Редакция текста от: 28.01.2015 07:58:36

"ИЗРАЗЦОВ КОНСТАНТИН ГАВРИЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google