СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, МОСКОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Священник Василий Соколов
Священник Василий Соколов
Соколов Василий Александрович (1868 - 1922), протоиерей, священномученик

Есть полный тезка, см. Соколов Василий Александрович

Память 13 мая, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе новомучеников и исповедников Радонежских

Родился 24 июля 1868 года в с. Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона.

В 1882 году окончил Переславское духовное училище, в 1888 году - Вифанскую духовную семинарию.

В 1888 году назначен учителем Закубежской церковно-приходской школы Александровского уезда Владимирской губернии.

16 декабря 1890 года рукоположен в сан священника.

С 1891 по 1906 гг. - священник Рождественского храма с. Пустое Переславского уезда Владимирской губернии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы.

Это был счастливый период жизни и служения о.Василия. Господь наградил его счастливым супружеством и служебными успехами и материальным достатком. Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

За 12 лет в семье о. Василия родилось шестеро детей.

В 1903 году от рака печени умерла супруга о. Василия, матушка Илария.

В 1906 году поступил В Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия. По окончанию академии о.Василия хотели оставить профессорским стипендиатом при Академии, но Святейший Синод не смог выделить ему казенной стипендии.

С 26 октября 1910 года служил в храме Николы Явленного на Арбате.

С августа 1911 г. состоял членом Совета Братства свт.Николая при Николо-Явленском храме; с 1 ноября 1912 г. - помощником благочинного Пречистенского сорока 1-го отделения; с 1 октября 1913 г. - законоучителем Николо-Явленской церковно-приходской школы и частной гимназии Ломоносовой. Его дочери, Нина и Антонина, стали его ближайшими помощницами, разделяя с отцом педагогические труды в Николо-Явленской церковно-приходской школе, где они были учителями.

7 мая 1915 г. указом Святейшего Синода о.Василий был назначен ректором одного из отделов журнала "Московские церковные ведомости". Отец Василий мечтал об обновлении издания, об участии в нем пастырей Московской и других епархий, иметь больше корреспондентов во всех местах епархии, расширить круг сотрудников по изданию с привлечением столичных и провинциальных лиц, чтобы обеспечить для журнала постоянный приток интересного материала о местной религиозной жизни.

В 1916 г. в Казанской духовной академии получил степень магистра богословия за работу "Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии". Помимо нее имел еще публикации в журналах на религиозно-нравственные темы.

В марте 1922 г. началось насильственное изъятие ценностей из храмов по всей стране.

4 апреля 1922 г. члены комиссии по изъятию ценностей пришли в храм Николы-Явленного; отец Василий просил их не изымать предметов, необходимых для богослужения, но ему в этом было категорически отказано.

На праздник Благовещения (25 марта/7 апреля) он сказал проповедь, касающуюся не только содержания праздника, но и недавних событий, чтобы утешить прихожан.

Мы "не должны скорбеть... о материальной потере, - сказал он в проповеди, - тем более, что вещи предназначены на нужды голодающих. Но прихожане не могут не скорбеть о том, что изъятые церковные сосуды могут быть превращены в предметы домашнего обихода... Положение верующих ныне подобно положению в Вавилонском плену. Иудеи обращались к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причиненное им зло, и прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это сделал".

Агент плохо расслышал и совсем не понял проповеди и для уточнения обратился к протодиакону храма. Тот, не придавая этому большого значения, свободно передал содержание проповеди, которую агент записал и подал в виде, нужном ему для выполнения задания. О. Василий был арестован. Всего было арестовано по этому делу и привлечено к суду 54 человека, и в их числе протоиереи Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергей Тихомиров. Проходили по групповому делу "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап), май 1922г."

С 26 апреля по 8 мая 1922 г. в зале Политехнического музея проходил суд московского Революционного Трибунала. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством, судьи пытались их соблазнить облегчением участи в обмен на показания против других, но безуспешно.

Клирики, проходившие по этому процессу обвинялись в том, что:

"состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по предварительному между собой соглашению... сознательно и умышленно из корыстных целей: а) тайно распространили заведомо ложные сведения о деятельности должностных лиц администрации советской власти... возбуждающие в мещанских слоях враждебное к ним отношение; б) призывали к противодействию изъятию церковных ценностей... в) открыто вручили подчиненному духовенству... воззвание, указывающее, что церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию..."

Кроме того о.Василий Соколов обвинялся в том, что:

"7 апреля в церкви Николы Явленного после изъятия церковных ценностей использовал религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица земли совершивших изъятие церковных ценностей, в данном случае Рабоче-Крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон... и это выразилось в словах: "...Дщи Вавилоня окаянная, блажен, кто имеет и разбивает младенцы твоя о камень".

8 мая 1922 года 11 подсудимых, проходящих по делу были приговорены к расстрелу по обвинению в том, что: "...они перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические цели, подобно "книжникам и фарисеям", оправдывая свое сопротивление "ложью о Боге и якобы установленным им законов, воспрещающих отдавать церковные предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасение жизни умирающих от голода... не смотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза из группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим христианскому учению..."

В своем последнем слове протоиерей Василий сказал:

"Проповедь, которая привела меня сюда, на скамью подсудимых, не заключала в себе ничего преступного, она была проповедью чисто религиозной... Я говорил свою проповедь к водворению мира и успокоению в душах моих слушателей, и думаю, что достиг этого... Еще раз и с полной искренностью свидетельствую перед революционным трибуналом, что я не сделал никакого вреда или зла моей проповедью ни моим слушателям, ни тем более советской власти".

После оглашения приговора было подано прошение о помиловании, но оно было отклонено.

В тот же день Сталин подал записку членам Политбюро: "Московский суд приговорил к расстрелу 11 человек, из них большинство попы... Каменев предлагает ограничиться расстрелом 2-х попов. Прошу голосовать "за" или "против" предложения... Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда". Cостоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев голосовали за смертный приговор.

9 мая 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) направил ходатайство председателю ВЦИКа Калинину о помиловании. 11 мая вновь состоялось заседание Политбюро относительно приговоренного духовенства, на котором Троцкий предложил:

"Всемерно использовать настоящий критический момент для опубликования воззвания от имени прогрессивной части духовенства... разбить тем временем приговоренных на 2 группы, как на основании обстоятельств...дела, так и на основании отзывов и ходатайств лояльных священников, которые подпишут воззвание".

Обновленцы написали характеристики на священников:

"По обстоятельствам дела и по характеру их личности не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора поскольку: ...Соколов Василий, не будучи даже благочинным, тем не менее самым активным и сознательным образом вел прямую... агитацию в храме, употребляя весь религиозный аппарат доводов...".

В тот же день лидеры обновленцев подали ходатайства во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу, при этом "считая приговор трибунала... в высшей степени справедливым". 14 мая председатель ревтрибунала при ближайшем участии Троцкого исключили из списка осужденных к высшей мере 6 человек, оставив остальным 5-ти приговор в силе. 18 мая Политбюро приняло окончательное решение о расстреле приговоренных. Постановление еще должен был утвердить ВЦИК, но он все не принимал решения, и 26 мая Политбюро приняло постановление: "Указать т.т.Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты..., предложить им выполнить его (решение) в течение сегодняшнего дня".

После утверждения приговора заключенных перевели в камеру смертников, где они пребывали до своей мученической кончины. Из тюрьмы о.Василий написал 15 писем своим кровным и духовным детям. Эти письма писались на протяжении двух недель, предшествующих казни, приговоренным к расстрелу священником, и являются драгоценнейшим памятником христианской письменности нового времени, вышедшим из-под пера великого пастыря и святого мученика. Письма были переданы сыну о.Василия через надзирателя из камеры смертников. Они хранились в семье как великая святыня.

26 мая 1922 года был расстрелян. Священников расстреливали вместе с другими приговоренными. Чтобы не узнали в них лиц духовного звания, их постригли и обрили. Могильщики рассказывали, что тела их были привезены на Калитниковское кладбище и здесь захоронены.

В 1997 году был реабилитирован.

Прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Награды

  • наперсный крест (6 мая 1916)

Литература

  • Московский журнал. 1994. N 1. С.34-40.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.54-81.
  • Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917-1922гг. М., 1999. С.86,89,94,95,98,99,108,109,110.
  • Крылова Т.О. История Дорогомиловской Ямской слободы и церкви Богоявления Господня. М., 1997. 160с. С.127.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  • Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь:"Булат", 2007. С.76-122.

Использованные материалы

Редакция текста от: 26.03.2015 14:10:28

"СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, МОСКОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google