ПАЛЕХСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Палехский Крестовоздвиженский собор
Палехский Крестовоздвиженский собор
Палехский кафедральный собор в честь Воздвижения креста Господня (Кинешемская епархия)

Храм был построен в 1762 - 1774 годах мастером Егором Дубовым на средства жителей Палеха и окрестных деревень. Средства на постройку нового каменного храма палешане изыскали если не с легкостью, то, во всяком случае, без существенных затруднений. Храм получился просторный, с островерхой колокольней.

Храм был расписан в начале XIX века в смешанной технике известным московским художником А. П. Сапожниковым (по другим сведениям, работали местные мастера).

В 1870-x годах была проведена довольно неудачная реставрация росписей.

В 1903 году лучшими представителями иконописного искусства, палешанами Н. М. Сафоновым и И. В. Белоусовым, была проведена последняя успешная реставрация фресок, а также иконостасов и икон в них.

Вскоре после революционных событий 1917 года храм был закрыт, а затем превращен в музей, а его последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был арестован и расстрелян.

Палехский Крестовоздвиженский собор
Палехский Крестовоздвиженский собор
В 1950-1960-е годы осуществлялась реставрация собора.

В 1993 году храм был передан Русской Православной Церкви и стал подворьем Николо-Шартомского монастыря, взявшего под свою опеку едва ли не большинство полуразрушенных храмов Шуйской округи.

В 2012 году храм перешел в ведение Кинешемской епархии и получил статус кафедрального собора.

Приписные храмы

Святыни

Настоятели

Архитектура и убранство

Крестовоздвиженский собор Палеха. Внутреннее убранство
Крестовоздвиженский собор Палеха. Внутреннее убранство
Здание храма выполнено в византийском стиле. Крестовоздвиженский храм имеет достаточно сложную структуру, внутри него - как бы несколько перетекающих друг в друга, но в то же время отдельных пространств - главного четверика, нижнего яруса трапезной, соединенной с четвериком арочным проемом, и верхнего яруса трапезной, попасть в который можно из нижнего по чугунной винтовой лестнице. При этом верхний придел организован по принципу лоджии: в центре оставлен огороженный перилами проем в нижнюю часть трапезной. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарная часть - коробовым, который переходит в конху. В трапезной - коробовые своды с распалубкой.

Внутреннее убранство довольно хорошо сохранилось до наших дней. Особого внимания заслуживают росписи стен и иконостасы. Иконографической основной для росписей храма послужила Библия с гравюрами Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в конце XVII века. Однако русские мастера переработали композиции, взятые за образец, в традиционной иконописной стилистике, что, вкупе с традиционным же использованием графьи и несколько блеклыми, «фресковыми» тонами, придало им интересную двойственность. В результате реставрации 1903 года практически все фрески были переписаны заново во фряжском стиле палехской иконописной традиции с использованием в композиции библейских сюжетов с гравюр немецких авторов. Тогда же установлен великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле рококо. Четырехъярусный иконостас имеет "завороты" на боковые стены четверика, как бы охватывая их.

Иконостасы приделов современны главному, однако иконостас северного придела трапезной включает в себя уникальные царские врата, выполненные в XVI веке, - едва ли не самый древний на территории Ивановской области памятник декоративно-прикладного храмового искусства. Врата сохранились без больших утрат и послужили образцом для царских врат южного придела.

Использованные материалы

Редакция текста от: 06.01.2018 21:26:04

"ПАЛЕХСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google