| Геласий I, папа Римский |
Память 21 ноября (Зап. [1], Итал. [2], Фин. [3], Румын. [4])
Согласно Liber Pontificalis, родился в Риме, в семье, происходившей из римской провинции Африка.
До избрания папой Римским был архидиаконом и вёл переписку своего предшественника, папы Феликса III. В марте 492 года был избран на Римскую кафедру.
Во время понтификата Геласия Италия была завоёвана остготами под предводительством короля Теодориха Великого (493), что привело к хозяйственному упадку в стране и голоду. Папа Геласий активно заботился о пострадавшем от войны населении. Он предпринял попытку нормализовать отношения с Византией, нарушенные акакианской схизмой, продемонстрировав, однако, твёрдую позицию как в отношении вероучения, так и в вопросах церковной политики. Папа настаивал на соблюдении канонов IV Вселенского Собора, выступал против монофизитства, тогда как византийский император Анастасий I продолжал придерживаться "Энотикона" - эдикта императора Зинона (482), призванного примирить сторонников православия и монофизитов, не упоминавшего об оросе Халкидонского Собора и запрещавшего богословские споры.
Опытный политик и организатор, папа Геласий отстаивал первенство епископа Рима, а также превосходство Александрийской и Антиохийской кафедр перед Константинопольской. В сочинениях и письмах папы Геласия представлены аргументы в пользу примата Рима. В 494 году на Соборе 70 епископов в Риме Геласий первым среди Римских пап был назван "наместником Христа" (vicarius Christi).
Папа Геласий I выступил против празднования луперкалий, одного из римских праздников, введя празднование Сретения Господня. По другим данным, он попытался придать этому празднику благочестивый христианский характер и "назначил" ему покровителя - святого Валентина, память которого приходилась как раз на эту дату, учредив тем самым "день святого Валентина".
В послании императору Анастасию I (491) сформулировал учение "о двух властях" - священной власти духовенства и мирской власти государей, из которых первая представлялась ему более тяжким бременем, так как священники на Суде Господнем будут давать отчёт и за царей. Но власть земная и власть духовная, по мнению Геласия, были разделены: каждая из них получает свой авторитет от Бога и в своей сфере зависит только от Него. Так, государь подчиняется епископу в делах духовного порядка, а епископ - государю в делах мирских. Учение папы Геласия и его высказывания о том, что папа Римский как глава Церкви может по своему усмотрению назначать и смещать епископов, отменять их решения, впоследствии были активно использованы сторонниками папства во времена борьбы за инвеституру.
В полемике против монофизитов Геласий для объяснения соотношения Божественной и человеческой природы Спасителя в качестве сравнения использовал Евхаристию.
Издав декрет, обязывавший принятие Причастия и духовенством, и мирянами под обоими видами, папа Геласий способствовал выявлению многочисленных в то время манихеев. Поскольку, согласно учению манихейства, употребление вина считалось грехом, то при отказе принять Причастие можно было узнать сторонников ереси.
За короткий понтификат Геласий I много сделал для активизации церковной политики, упорядочения богослужебной практики и укрепления дисциплины среди духовенства. Большое количество декретов Геласия было включено в каноническое право католической Церкви. При нём также были установлены особые дни поста в начале каждого из времён года и деление всех церковных доходов, получаемых с состояний или от добровольных пожертвований, на четыре части (для бедных, на содержание храмов и проведение богослужений, на содержание епископа и духовенства).
Скончался 21 ноября 496 года в Риме. Похоронен в Римском соборе святого Петра.
Сочинения
Сохранилась лишь небольшая часть сочинений Геласия, хотя он был одним из самых плодовитых авторов из всех Римских пап первых пяти веков христианства. В сочинениях он затрагивал как общественно-политические проблемы того времени, так и теоретические богословские и догматические вопросы веры.
Полностью сохранились 42 письма и фрагменты 49 других писем, шесть трактатов, из которых три посвящены акакианской схизме ("Gesta de nomine Acacii vel Breviculus historiae Eutychianistarum", "De damnatione nominum Petri et Acacii", "De anathematis vinculo"), один - ереси пелагианства ("Dicta adversus Pelagianam haeresim"), ещё один - ересям несторианства и евтихианства ("De duabus naturis in Christo adversus Eutychem et Nestorium"), а шестой направлен против луперкалий ("Adversus Andromachum senatorem ceterosque Romanos, qui Lupercalia secundum morem pristinum colenda constituebant").
Папе Геласию приписывается составление "Декрета о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах". Окончательная редакция этого каталога, получившего имя Геласия, относится к началу VI века. Также Геласию ошибочно приписывается авторство "Sacramentarium Gelasianum" (см. Сакраментарий Геласия).
Публикации
- PL. 59. Col. 9-190;
- CSEL. Vol. 35. P. 357-468;
- Epistolae Romanorum Pontificum genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II / Ed. A. Thiel. Brunswick, 1868. T. 1. P. 285-613;
- Lettre contre les lupercales et dix-huit messes du sacramentaire léonien / Éd. G. Pomarès. P., 1959.
Литература
- LP. Vol. 1. P. 255-257;
- PL. 59. Col. 13-24;
- Jaffé. RPR. Bd. 1. P. 83-95;
- Löwenfeld S. Epistolae Pontificum Romanorum ineditae. Lpz., 1885. P. 1-38;
- Gönther O. Epistulae imperatorum pontificum aliorum // CSEL. Vol. 35. P. 218-233;
- Sacramentarium Gelasianum / Ed. A. H. Wilson. Oxf., 1894;
- Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis / Hrsg. v. Ernst v. Dobschötz. Lpz., 1912.
- Pichler A. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. Münch., 1864. Bd. 1. S. 74-80; 1865. Bd. 2. S. 639-650;
- Roux A. Le pape S. Gélase I: Étude sur sa vie et ses écrits. Bordeaux; P., 1880;
- Kissling W. Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Grossen bis Gelasius I. Paderborn, 1920. S. 123-150;
- Grzelak W. Nauka papie ża Gelazja I o Autorytecie Stolicy Apostolskiej: Przyczynek do historii prymatu i polityki papieskiej. Pozna ń, 1922;
- idem . Nauka chrystologiczna papie ża Gelazja. Lw ów, 1925;
- Koch H. Gelasius im kirchenpolitischen Dienste seiner Vorgänger, der Päpste Simplicius (468-483) und Felix III. (483-492): Ein Beitr. z. Sprache des Papstes Gelasius I. (492-496) und früherer Papstbriefe. Münch., 1935;
- Dvornik F. Pope Gelasius and Emperor Anastasius I // BZ. 1951. Bd. 44. S. 111-129;
- Ensslin W. Auctoritas und Potestas: Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I. // Hist. Jb. 1955. Bd. 74. S. 661-688;
- Ullman W. Gelasius I (492-496). L., 1979.
Использованные материалы
- А. В. Чупрасов. "Геласий I" // Православная энциклопедия, т. 10, с. 544-545
[1] "Saint GELASE Ier, pape et patriarche de Rome (492-496), confesseur de la foi orthodoxe face au monophysitisme (496)" // Laporte, Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008, p. 601, https://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=1061; "St Gélase I de Rome" // Calendrier liturgique 2025 на официальном сайте на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, с. 83, https://www.sagesse-orthodoxe.fr/wp-content/uploads/2024/11/...pdf.
[2] "21.11: memoria di san Gelasio, papa di Roma Antica", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...bre.
[3] "Pyhä Gelasius, Rooman paavi" // Календарь на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20251121/
[4] "Sfântul Ier. GHELASIE I, papă al Romei, mărturisitor al credinţei ortodoxe în faţa monofizismului (†496)" // Sinaxarul sfinţilor de pretutindeni: (Septembrizes - februarie) / monahul Valerian Dragoş şi rasofora Iustina. - Bucureşti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2010, p. 150.