АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Акакианская схизма (484 - 519), церковный раскол между Востоком и Западом, названный по имени Константинопольского патриарха Акакия. Раскол возник на почве отношения к «Генотикону» императора Зинона.

После IV Вселенского Собора (451) созвавший его император Маркиан был уверен, что отныне не будет более повода для церковной вражды. Действительно, в его правление позиции Православия казались незыблемы; однако сразу же после смерти Маркиана (457) монофизитская партия в Египте, надеясь на изменение церковно-политической ситуации в свою пользу, свергла православного Александрийского Патриарха Протерия и поставила на его место Тимофея II Элура. Впрочем, новый император Лев I показал себя не менее ревностным сторонником Православия, и Элур вскоре был отстранен и заменен Тимофеем Салофакиолом.

Положение изменилось через 15 лет, когда император Зинон был свергнут с престола Василиском, который принял сторону монофизитов и возвратил на Александрийскую кафедру Тимофея Элура (475). На его имя Василиск издал окружное послание «Энкиклион», в котором признавались два Эфесских Собора - III Вселенский (431) и «Разбойничий» (449),- но решительно осуждались все «нововведения» Халкидонского Собора и предавались анафеме как его вероопределения, так и томос папы Льва I. «Энкиклион», хотя и был подписан 500 епископами, натолкнулся на решительное противоборство столичного монашества и патриарха Акакия, не согласившегося подписать его. Из страха перед поднявшимся в столице в защиту Православия волнением Василиск издал «Антиэнкиклион», перечеркивавший основные положения «Энкиклиона», но это уже не помогло: в столице произошел переворот и на престол вернулся Зинон (476).

В Сирии и Палестине позиции Православия ослабевали и уступали место несторианским и монофизитским воззрениям. В Александрии монофизиты избрали преемником умершего Элура Петра Монга, которому тут же пришлось скрыться от угрожавших ему преследований со стороны властей; кафедру вновь занял Тимофей Салофакиол, однако ему не удалось распространить свою власть даже на всю Александрию. Православный преемник Тимофея, патриарх Иоанн I Талайя, был не в ладах с Константинопольским патриархом Акакием, и тот способствовал его устранению. Талайе пришлось бежать в Рим, и на Александрийской кафедре вновь оказался Петр Монг (482).

Патриарх Акакий вступил с ним в переговоры с целью выработать приемлемое для обеих сторон соглашение, в результате чего появилось подписанное имп. Зиноном и, вероятно, созданное при участии Акакия объединительное послание («Генотикон») к Александрийской Церкви. Этот документ, не столько вероучительный, сколько церковно-политический, ставил своей целью укрепление государства через установление церковного мира путем некоторых уступок монофизитскому Востоку. Петр Монг признал «Генотикон» и был принят в общение Константинопольским патриархом, однако в самой Александрии у него возникли трудности: крайние монофизиты, не вполне доверявшие ему, требовали от него решительного осуждения Халкидонского Собора. Принят был «Генотикон» также в Антиохии и Иерусалиме. В то же время Антиохийский патриарх Петр Кнафей (485-489), противопоставляя себя халкидонатам, ввел чтение Символа веры в чин литургии и пение монофизитского добавления к Трисвятому «Распныйся за ны».

Папа Симплиций, к которому уехал свергнутый православный Александрийский патриарх Иоанн Талайя, узнав о восстановлении общения патриарха Акакия с Петром Монгом, потребовал от Константинополя разъяснений: Рим отказывался признавать Петра Монга из-за его общения с Петром Кнафеем. Патриарх Акакий не ответил. Новый папа Римский Феликс III отправил посольство в Константинополь, но Акакию удалось привлечь послов на свою сторону, и в их присутствии имя Александрийского патриарха Петра Монга было внесено в диптихи. Папа был разгневан, результатов посольства не признал и объявил Константинопольского патриарха Акакия низложенным. В ответ Акакий вычеркнул имя папы Римского Феликса из диптихов (484).

После смерти патриарха Акакия (489) и императора Зинона (491) новый император Анастасий I оказался сторонником status quo в рамках «Генотикона» и попытался провести на Римский престол своего ставленника, но это в полной мере не удалось, и Рим до конца его правления оставался верен своим требованиям открытого признания Халкидонского Собора и анафемы патриарху Акакию. Патриарх Евфимий, подозревавший императора в монофизитских симпатиях, был отстранен и сослан; такая же судьба постигла и его преемника патриарха Македония II, хотя и принявшего поначалу «Генотикон», но отказавшегося потакать монофизитской партии Севира, имевшей огромное влияние при дворе.

При папе Гормизде попытки Константинополя преодолеть раскол с Римом оставались безрезультатными: папа стоял на прежних позициях - признания Халкидонского Собора и томоса Льва, анафематствования патриархов Нестория, Евтихия, Тимофея Элура, Петра Кнафея, Петра Монга и Акакия. Преемник патриарха Тимофея Иоанн II поддержал требование православных об анафеме Севиру, а смерть покровительствовавшего последнему императора сделала торжество православной партии неминуемым. Сразу по воцарении Юстина I Севир бежал из Константинополя. От патриарха Иоанна требовали восстановить авторитет Халкидона и предшествующих патриархов, и вскоре на литургии стали поминать 4 святых Вселенских Собора, патриархов Евфимия и Македония, а также Римского папу Льва.

В столице был созван Собор, провозгласивший примирение с Римом. В 519 г. в Константинополь прибыли папские легаты, имевшие с собой составленное в ультимативной форме послание (libellus) папы для безусловного подписания патриархом: от него требовалось анафематствовать его предшественников по кафедре, среди которых были не только Несторий с Акакием, но и Евфимий, и Тимофей, почитавшиеся восточными православными почти как святые. Под нажимом властей патриарх Иоанн был вынужден пойти и на это, что привело к повсеместным волнениям на православном Востоке и осложнило отношения с Римом. Однако формально раскол был преодолен.

Литература

  • Евагрий. Церк. ист. II 8-11, III 4-23, 30-34, 44;
  • Theodorus Anagnostus. Hist. eccl. I 27-36.
  • Болотов. Лекции. Т. 4. С. 310-332;
  • Кулаковский. История. Т. 1. С. 357-423;
  • Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum akazianischen Schisma. Münch., 1934;
  • Карташев. Соборы. С. 305-315;
  • Handbuch für Kirchengeschichte. Bd. 2/2. 1975. S. 3-15;
  • Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen. B., 1980. S. 99;
  • Beck. Kirche und Literatur. S. 9f.

Использованные материалы

Редакция текста от: 07.03.2014 01:49:30

"АКАКИАНСКАЯ СХИЗМА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google