СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Смоленская духовная семинария, высшее профессиональное учебное заведение Смоленской епархии Русской Православной Церкви

Предполагается, что школа для подготовки духовенства была создана при архиерейском доме митрополитом Смоленским Сильвестром III (Крайским) в начале XVIII века. Однако если такая школа и была создана, то на первых порах она "существовала с самым элементарным курсом образования и при самом незначительном числе учащихся". Следующий Смоленский владыка, митрополит Дорофей (Короткевич), приложил много усилий для надлежащего существования духовной школы в Смоленске и преобразовал её из "училища элементарного" в школу "с учениями латинскими". Наконец, школьное духовное образование в Смоленске окончательно сформировалось при епископе Гедеоне (Вишневском) созданием семинарии в 1728 году в Смоленском Авраамиевском монастыре.

В 1728 году владыка Гедеон обратился с прошением к императору Петру II Алексеевичу, в ответ на что последовал именной указ императора об учреждении в Смоленске семинарии и о ежегодном выделении на ее содержание 500 рублей. Точной датой открытия семинарии указывают 15 марта 1728 года. Владыка Гедеон незамедлительно заложил в Авраамиевском монастыре два каменных двухэтажных здания - библиотеку и корпус для учителей, а вне монастырских стен купил довольно просторный участок земли, на котором построил ещё три каменных двухэтажных здания - учебные классы и корпус для учеников. Преосвященный Гедеон также составил семинарские правила - "Regulae tum communes, tum particulares collegii Smolencensis". Согласно этим правилам во главе семинарии стоял ректор, являющийся настоятелем Авраамиевского монастыря; помимо него начальствующими лицами в семинарии были также префект и иногда еще и вице-префект или супер-интендант. Правилами епископа Гедеона в течение определенного времени было установлено преподавание следующих дисциплин: богословие - четыре года, философия - два года, риторика и пиитика - по одному году каждая и грамматика - в трех низших школах - синтаксиме, грамматике и фаре; изучались ещё греческий, еврейский, французский и немецкий языки. Принимались в семинарию только дети клириков, шляхтичей, офицеров и купцов. Все ученики семинарии обязаны были говорить на латыни. Первыми руководителями и преподавателями Смоленской духовной семинарии были воспитанники Киевской духовной академии и, преимущественно, монашествующие. Ректор являлся настоятелем Авраамиевского монастыря и преподавателем богословия, а префект - настоятелем Смоленского Троицкого монастыря и преподавателем философии.

Вступление на Смоленскую кафедру нового владыки - епископа Парфения (Сопковского) в 1761 году - ознаменовалось переходом семинарии под непосредственное наблюдение и руководство архиерея. С 1763 года в семинарии начал действовать факультативный класс греческого языка; преподавался и польский язык. В 1768 году указом епископа Парфения были установлены обязательные чередные богослужения для учеников трёх высших классов, введено обучение нотному пению и преподавание в высших классах священной, церковной и гражданской истории. В целом епископ Парфений значительно расширил круг семинарских дисциплин, углубил изучение исторических и математических наук, а также языкознания. Некоторых лучших учеников семинарии владыка отправлял в Московский университет, где они обучались за его личные средства. В XVIII веке при семинарии существовал театр, в котором ставились пьесы на темы библейской истории и нравоучительного содержания. На рубеже веков, при епископе Димитрии (Устимовиче), преподавание стало вестись по методике Московской славяно-греко-латинской академии. C 19 октября 1802 года в семинарии начал действовать медицинский класс, а с 1804 года - класс еврейского языка. В последующий период епископства Серафима (Глаголевского) в богословском классе были введено преподавание церковной истории, учения о должностях приходского священника (подобие пастырского богословия), и изучение Кормчей книги; в воскресные дни семинаристы занимались толкованием по правилам герменевтики апостольских посланий. Согласно указу Святейшего Синода от 24 августа 1808 года, во всех духовных академиях и семинариях, в том числе и Смоленской, было упразднено ранее введённое преподавание медицины.

В 1812-1813 годы, когда Смоленскую епархию возглавлял епископ Ириней (Фальковский), семинария, как и весь город, подверглась разорению французскими войсками. В семинарских зданиях были повреждены крыши, разломаны полы, двери, оконные рамы, разрушены печи и много другое, библиотека была разграблена, а многие документы оказались утрачены. Воспитанников распустили по домам, и в 1812/1813 учебном году Смоленская семинария не действовала. В корпусах, находившихся вне стен Авраамиева монастыря, вплоть до начала августа 1813 года размещались пленные французы.

Восстановление семинарии быстро пошло с 1813 года, при епископе Иоасафе (Сретенском). Не дожидаясь окончательного восстановления семинарских корпусов, он объявил о возобновлении занятий в самом начале сентября того года. Родители не спешили отправлять детей в разоренный город, книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, и явившиеся первыми воспитанники вынуждены были сидеть на полу. Но усилиями епископа Иоасафа, который нередко приходил в семинарию и добрым словом поддерживал учащих и учащихся, уже в 1814 году семинария осуществляла свою деятельность на должном уровне. Студенты богословия в этот период писали диссертации на латинском и русском языках, а также произносили собственные проповеди в Авраамиевом монастыре. Переустройство Смоленской семинарии по уставу предусмотренному реформой духовного образования 1814 года, последовало в 1817 году. Также с 1817 года стала значительно пополняться поредевшая библиотека семинарии. Семинария с подведомственными ей училищами вначале вошла в учебный округ Киевской духовной академии, но в 1819 году её перевели в Санкт-Петербургский округ.

В 1820-30-х годах система духовного образования в России активно развивалась, в связи с чем увеличилось число богословских предметов. Преподавание основных дисциплин по прежнему велось на латыни. В 1840 году последовало преобразование учебной части семинарий по новым правилам от Святейшего Синода: в семинариях прекращалось преподавание на латинском языке богословских, философских и словесных дисциплин; из курса философских наук были оставлены только логика и психология; французский, немецкий и еврейский языки стали необязательными. В то же время вводилось изучение некоторых других предметов - так, с 1845 года в семинариях ввели обучение практической геометрии применительно к нуждам сельского хозяйства, а в 1850 году - преподавание практического земледелия. В 1853 году по синодальному распоряжению при Смоленской семинарии был открыт миссионерский класс для подготовки некоторых лучших студентов высшего отделения для работы со старообрядцами. В 1857/1858 учебном году миссионерское отделение в семинарии упразднили, но вместо него для всех учащихся высшего отделения ввели преподавание учения о расколе.

Значительные изменения в семинарии произошли после назначения на Смоленскую кафедру епископа Антония (Амфитеатрова) в 1860 году. Он прикладывал много усилий для улучшения весьма плачевного материального обеспечения семинарии, благодаря чему к 1865 году поставил быт семинарии на надлежащий уровень. Епископ Антоний лично вникал и реформировал образовательный процесс: по его ходатайству из программы было исключено преподавание сельского хозяйства, естественной истории и медицины (кроме оспопрививания). Взамен, в 1861/1862 учебном году с разрешения Святейшего Синода при семинарии был открыт иконописный класс. В 1865 году епископ Антоний представил в Синод собственные предложения по организации образовательного процесса в семинарии и получил разрешение на их "исполнение в виде опыта". Из-за строгости преемника владыки Антония, епископа Иоанна (Соколова), смена правящего епископа в 1866 году в первую очередь проявилась в сильном сокращении числа учащихся (впоследствии всем уволенным тогда студентам было позволено вновь вернуться в семинарию).

В 1867 году система духовных школ вновь подверглась реформированию согласно с новым уставом. Устав духовных семинарий от 1884 года внёс дальнейшие изменения.

К началу 1870-х годов помещения семинарии уже не отвечали потребностям и встал вопрос о строительстве нового здания. Дело это продвинулось лишь после посещения семинарии обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым в 1886 году. В декабре 1887 года Святейший Синод утвердил план и смету и выделил необходимую сумму на строительство нового здания семинарии и ремонт двух старых корпусов. С началом 1888 года приступили к подготовке материалов, а весной началось строительство. К сентябрю 1891 года новое здание на Спасской улице (ныне ул. Реввоенсовета) было готово. Внутри нового корпуса была устроена домовая семинарская церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В XIX-начале XX века Смоленская семинария по-прежнему активно участвовала в культурной жизни города. Хор учащихся семинарии регулярно выступал с концертами в зале Дворянского собрания - лучшем зале Смоленска того времени.

На основании постановления Наркомата юстиции от 25 августа 1918 года, по которому помещения семинарий передавались в распоряжение местных советов, в России были ликвидированы все духовные семинарии. Постановлением Отдела народного образования Смоленского губернского Исполнительного комитета Смоленская духовная семинария, как и все духовные учебные заведения Смоленска, была закрыта 1 октября 1918 года. Учащимся, желавшим продолжить свое образование, было предложено поступить в другие учебные заведения Смоленской губернии. Позже многие преподаватели и воспитанники семинарии подверглись гонениям и репрессиям.

Попыткой возродить традиции богословского образования в Смоленске стало открытие там пастырских курсов в июне 1943 года, в период немецкой оккупации. Курсы, целью которых являлась подготовка священно- и церковнослужителей, были организованы благодаря активной деятельности епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо) и епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению. Однако с освобождением Смоленщины в сентябре 1943 года пастырские курсы прекратили свою работу.

Богословское образование в Смоленске удалось возродить лишь на исходе советского периода с созданием Смоленского духовного училища 30 ноября 1988 года. 5 мая 1995 года оно было преобразовано в Смоленскую духовную семинарию. На выпускном акте семинарии 24 июня 2012 года впервые в истории российского духовного образования выпускники получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации "бакалавр теологии". Историческое семинарское здание 1891 года постройки сохранилось до наших дней.

Статистика

  • 1741 - 515 воспитанников
  • 1747 - 667 воспитанников
  • рубеж XVIII-XIX вв. - в библиотеке 2157 томов
  • 1802 - 685 воспитанников
  • 1806 - 716 воспитанников
  • 1808 - 578 воспитанников
  • 1813 - 500 воспитанников
  • 1814 - 499 воспитанников
  • 1815 - 529 воспитанников
  • 1816 - 559 воспитанников
  • 1821 - 242 студента
  • 1831 - 395 студентов
  • 1839 - с 1817 года состоялось 11 выпусков, за это время полный семинарский курс окончил 381 человек
  • 1840 - 458 студентов
  • 1841 - 545 студентов
  • 1847 - 524 студента
  • 1840-е - в библиотеке до 3 тыс. томов (из них до тысячи богословских)
  • 1853 - 602 студента
  • 1859 - 571 студент
  • 1860 - 571 студент
  • 1863 - 461 студент
  • 1866 - 415 студентов
  • сентябрь 1867 - 260 студентов

Ректоры

Известные выпускники

Литература

  • Вишневский Д., "Драматическое произведение XVIII века, найденное в рукописях Смоленской духовной семинарии", Смоленские епархиальные ведомости, № 3, 1-15 февраля 1897.
  • Красноперов И., "Никифор Адрианович Мурзакевич (Биографический очерк) (1769-1834)", Дореволюционная печать об историке Смоленска Никифоре Мурзакевиче, Смоленск, 2007.
  • Сперанский И., Очерк истории Смоленской духовной семинарии и подведомых ей училищ со времени основания семинарии до ее преобразования по уставу 1867 года (1728-1868 г.), Смоленск, 1892.
  • Смоленские епархиальные ведомости, № 9, 1-15 мая 1899.
  • Новый путь, № 46 (168), 13 июня 1943.
  • Известия Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Западной коммуны, № 225, 24 сентября 1918.

Использованные материалы

Редакция текста от: 16.02.2017 18:10:14

"СМОЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google