СЕРАФИМ (ГЛАГОЛЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Серафим (Глаголевский). Литография А. Ежова. 1828 г.
Митр. Серафим (Глаголевский). Литография А. Ежова. 1828 г.
Серафим (Глаголевский) (1757 - 1843), митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский.

В миру Глаголевский Стефан Васильевич, родился в 1757 г. (по другим данным в 1763) в г. Калуге в семье причетника Космодамиановской церкви.

Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской семинарии и в филологической семинарии ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Новиковым и Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете.

С марта 1785 г. начал педагогическую деятельность учителем Троицкой семинарии.

В 1787 г. определен учителем риторики в Московской духовной академии и академическим катехизатором.

2 декабря 1787 г. пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре.

С 21 августа 1790 г. - префект Славяно-Греко-Латинской академии.

С 1791 г. - цензор печатных книг.

12 февраля 1795 г. возведен в сан архимандрита Московского Лужецкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.

28 сентября 1798 г. назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.

25 декабря 1799 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии Московским митр. Платоном.

Еп. Серафим (Глаголевский)
Еп. Серафим (Глаголевский)
29 января 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским.

7 июля 1805 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским.

7 февраля 1812 г. переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Св. Синода.

С 30 августа 1814 г. - архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Св. Синода и член комиссии духовных училищ.

С 15 марта 1819 г. - митрополит Московский и Коломенский.

С 19 июня 1821 г. - митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.

Боролся с масонскими и мистическими идеями. Он в союзе с Аракчеевым добился от государя низложения министра духовных дел кн. Голицына, склонного к поощрению этих идей. В борьбе с мистическими обществами митрополит держался охранительного направления.

В мае 1824 г. был избран председателем Библейского общества. На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом показал несочувствие делу и после отчета заметил: "так могут рассуждать только люди, не понимающие православия". В декабре того же года, под сильным давлением Шишкова и Аракчеева, он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено.

Во время восстания декабристов 1825 г. не устрашился идти к ним на площадь в полном облачении и увещевать их.

11 августа 1839 г. в приемной зале с.-петербургского дома митрополита Серафима между другими просителями и жаждавшими благословения преосвященного стоял крестьянин, не обращавший на себя никакого внимания. Преосвященный, собравшийся ехать в Синод, вышел в свою залу, выслушивал просьбы, раздавал милостыню и благословение... Вдруг крестьянин (названные выше), к которому подошел митрополит, взмахнул рукой и закричав: "Еретик, сын антихриста!", - ударил его. Преосвященный в это время нагнул голову и удар пришелся более по клобуку, однако митрополит зашатался и был поддержан подбежавшими к нему служителями. Он сохранил все приличное его сану спокойствие. Отступив сначала спросил его: "За что ты меня ударил?" Но потом, как бы жалея, что сделал и этот вопрос, сказал: "Я тебя прощаю" и вышел из комнаты, не дав никакого приказания о крестьянине. Последний оказался сектантом-беспоповщиком.

К концу своего служения, слабый по силам и преклонный по летам, митрополит во всех делах имел помощников. В последние пять лет он уже не обладал ясностью ума, нигде не бывал, доступ к нему был почти невозможен. В самых крайних случаях его выводили под руки.

Скончался 17 января 1843 г. Погребен в Александро-Невской Лавре в церкви Св. Духа, перед местной иконой сошествия Св. Духа.

Усиленно заботился о поднятии дела проповедничества, наблюдал за чистотой и строгостью жизни монашествующих, за образом жизни учащих и учащихся в духовных учебных заведениях. Много внимания уделял просвещению, печатанию богослужебных книг.

Много заботы проявил святитель по устройству храмов, монастырей и духовно-учебных заведений. Стараниями митр. Серафима выстроен в г. Смоленске над Днепровскими воротами новый каменный храм, а чудотворная икона Божией Матери Одигитрии украшена им новою ризою.

Он сделал большие денежные пожертвования на храмы, монастыри и семинарии разных епархий.

Известен как духовный писатель. Пользовался большим уважением Московского митр. Филарета.

В то же время человек он был довольно своеобразный. Одевался обычно в три зипуна или полукафтанья, один короче другого. В комнатах его свободно летали канарейки, пение которых митрополит очень любил.

Труды

  • Исследование доказательств бытия Божия. М., 1789.
  • Пастырское увещание по случаю холеры. СПб, 1831.
  • Слово при вступлении в 1821 г. на СПб митрополию.
  • Слово, сказанное в Библейском обществе в 1826 г.
  • О младенчестве Иисуса (рукопись).
  • Предупреждение относительно опасности от мистицизма.
  • Слова и речи на разные случаи.
  • Письма к митр. Филарету. См. Письма дух. и светских лиц митр. Филарету.

Литература

  • Санковский А. Краткое описание церквей Смол. еп., вып. 1, с. 15, 19.
  • Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 861, 862.
  • Его же Русская церковь XIX в., с. 63-67, 132, 133.
  • Его же Краткое историч. опис. столетия Минской епархии. Минск, 1893, с. 53-56.
  • Его же История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, с. 514, 516-519, 524, 527, 540, 543.
  • Чистович И. А. Руководящие деятели в России в 1-й половине XIX в., с. 116, 212-242.
  • Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 107.
  • Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 11, 12.
  • Пимемский А. Ф. Собрание сочинений, т. 8, с. 187.
  • Розанов Н. История Моск. епарх. управл. М., 1870.
  • Булгаков, с. 1398, 1404, 1405, 1411, 1413, 1414.
  • Толстой Ю., № 184.
  • Строев П., с. 132, 133, 160, 180, 266, 445, 534, 592, 800.
  • Денисов, с. 403, 479.
  • Никанор (Бровкович) Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 29, 105, 106, 108.
  • Списки архиереев, № 184.
  • Ист.-стат. опис. СПб епархии, т. VIII.
  • Пб. Нкр., т. IV, с. 60.
  • Труды К. Д. А., 1875, июнь, с. 734, 769-770, 776, 777, 782-794, 1884, июль, с. 439.
  • Рус. старина, 1870, т. 1, с. 258, 291-293, 424, 574; т. 2, с. 223, 224, 574-576, 1872, март, с. 471; апрель, с. 539, 1874, сентябрь, с. 68, 1875, март, с. 641; август, с. 468, 470, 476; сентябрь, с. 204-207, 1876, февраль, с. 321, 323; июнь, с. 299; октябрь, с. 304, 1878, август, с. 571, 1879, апрель, с. 659, 660, 1880, февраль, с. 281; март, с. 510, 706; апрель, с. 714; май, с. 117, 224; ноябрь, с. 605, 1881, январь, с. 207, 208; март, с. 497, 498; сентябрь, с. 188, 1883, июнь, с. 565; август, с. 441; октябрь, с. 166, 1885, январь, с. 119-126; апрель, с. 189, 190; июнь, с. 577, 579, 1886, март, с. 592, 1888, август, с. 304, 1904, январь, с. 97, 233; июль, с. 11; сентябрь, с. 659-663.
  • Прав. собес., 1899, февраль, с. 198; май, с. 612, 1902, июль-август, с. 150, 1907, сентябрь, с. 36, 1910, март, с. 343, 1914, январь, с. 83.
  • Истор. вестн., 1882, апрель, с. 33, 35; май, с. 242, 243, 248, 249, 266, 1884, январь, с. 96; февраль, с. 428, 1890, октябрь, с. 189, 190, 1895, февраль, с. 639, 1896, апрель, с. 157, 159, 163, 164, 1900, июль, с. 282; октябрь, с. 248, 1905, апрель, с. 89-98, 1908, январь, с. 271.
  • Сборник для люб. дух. чтен. М., 1888, с. 345.
  • Христ. чтен., 1872, апрель, с. 648-709; май, с. 71-150; июнь, с. 183-229, 1900, март, с. 389-395.
  • Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 431.
  • Церк. вестн., 1891, № 25, с. 395.
  • Ж. М. П., 1954, № 4, с. 47, 1959, № 11, с. 37.
  • Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 844 п/с. 3, 1872, № 3, с. 456, 1887, кн. 3-я, с. 71 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1888, кн. 2-я, с. 312 (Рассказы о Пушкине); кн. 3-я, с. 395, 587, 593 (Рассказы митр. Филарета), 1889, кн. 2-я, № 11, с. 80, 185, 578; кн. 3-я, с. 105, 1893, кн. 1-я, с. 141, 227 (Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву); с. 419 (Письма кн. А. Н. Голицына к С. Д. Нечаеву), 1895, кн. 2-я, № 6, с. 189; № 12, с. 486, 1897, кн. 1-я, с. 236 (Записки гр. М. Д. Бутурлина), 1898, кн. 1-я, с. 301 п/с. 14 (Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Фаладельфу Пузыне); кн. 3-я, с. 85 (Пам. записки игум. Евгении Озеровой), 1899, кн. 2-я, № 6, с. 187-194, 203, 209, 217, 1900, кн. 3-я, № 9, с. 136, 367; № 11, с. 427, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 306, 1903, кн. 1-я, № 1, с. 59, 76; № 3, с. 335; кн. 3-я, № 9, с. 126, 1910, кн. 1-я, № 4, с. 492.
  • БЭЛ, т. III, с. 1182.
  • БЭС, т. I, с. 593; т. II, с. 1569, 1602, 1676, 2040.
  • ЭС, т. XXIX-а, с. 590, 591.
  • РБС, т. XVIII, с. 344-346.
  • Н. Д., с. 14, 15, 19, 21, 33, 42, 56, 67.

Использованные материалы

Редакция текста от: 11.07.2010 14:58:29

"СЕРАФИМ (ГЛАГОЛЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google