Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОНАТ (БАБИНСКИЙ-СОКОЛОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Донат (Бабинский-Соколов), архиеп. Рижский и Митавский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (РГИА)
Донат (Бабинский-Соколов), архиеп. Рижский и Митавский. Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в. (РГИА)
Донат (Бабинский-Соколов) (1828 - 1896), архиепископ б. Донской и Новочеркасский.

В миру Бабинский-Соколов Николай Ильич, родился 18 сентября 1828 года в селе Слободка Юхновского уезда Смоленской губернии в семье сельского священника Илии и Марии Ивановны Соколовых; фамилию Бабинский получил от деда по материнской линии - прот. Иоанна Бабинского. Родной брат Параскевы (1826), Марии (1831), Василия (1836), Евдокии (1838), Ивана (1843), прот. Михаила [1] и, возможно, свящ. Павла (1850) Соколовых.

С 1841 года обучался в Смоленском духовном училище (поступил сразу в 3-й класс), в 1845-1851 годах - в Смоленской духовной семинарии.

По окончании семинарии был домашним учителем у одного из местных помещиков.

14 декабря 1852 года рукоположен в сан священника, приписан к храму Всемилостивого Спаса Вяземского Аркадиевского монастыря.

После смерти жены, в 1853 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

23 апреля 1855 года пострижен в монашество.

В 1857 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по 1-му разряду.

Преподавательская деятельность

17 декабря 1857 года был направлен в Архангельскую духовную семинарию преподавателем физики и математики.

3 марта 1858 года ему была присвоена степень старшего кандидата с правом на получение степени магистра по выслуге 2 лет в духовно-училищном ведомстве, 28 марта 1860 г. получил степень магистра богословия.

С 10 января по 12 февраля 1858 г. временно преподавал древнееврейский и греческий языки. 12 февраля того же года назначен на должность инспектора семинарии с переводом на преподавание нравственного, пастырского, обличительного и собеседовательного богословия и учения о рус. старообрядчестве. С 1 апреля по 3 июня 1858 г., а затем с 16 мая по 18 июля 1861 г. временно исполнял должность ректора и по должности преподавал догматическое богословие. С 24 сентября 1864 по 26 февраля 1866 г. преподавал каноническое право, а с 1 мая по 18 ноября 1866 г.- педагогику.

4 сент. 1858 г. назначен членом Архангельской духовной консистории, главной сферой его деятельности была борьба со старообрядчеством. 20 сентября 1860 г. стал членом строительного комитета по перестройке одного из зданий при архиерейском доме для размещения там консистории. Впоследствии еще несколько раз состоял членом строительных комитетов (в частности, с 7 ноября по 31 декабря 1862 - комитета по исправлению зданий Архангельской духовной семинарии). С 14 июля 1861 по 1 мая 1879 г. был членом губернского статистического комитета.

С 21 марта 1863 по 18 марта 1864 г. был членом комитета по преобразованию духовных семинарий. С 1858 г. являлся цензором проповедей городского духовенства. С целью подготовки учителей для народных училищ Архангельской епархии учредил практические занятия для семинаристов в приюте св. Петра, которые в 1863-1869 гг. проходили под его наблюдением. С 15 января 1864 по 1 июля 1870 г. - наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Архангельска и сел. Соломбала.

21 октября 1863 г. по его инициативе было открыто Архангельское женское епархиальное училище, с 15 апреля 1865 по 1 июля 1870 г. являлся старшим членом совета этого уч-ща.

18 апреля 1864 г. возведен в сан архимандрита, одновременно Святейший Синод присвоил ему степень настоятеля 3-классного монастыря.

В 1865 г. содействовал открытию Ломоносовской приходской школы в Архангельске, приуроченному к 100-летию со дня смерти М. В. Ломоносова.

В 1866-1870 гг. - цензор проповедей наставников Архангельских духовных семинарии и училища.

12 августа 1866 г. стал ректором Архангельской духовной семинарии, профессором богословских наук и настоятелем Архангельского Михаило-Архангельского монастыря. В период ректорства с 18 ноября 1866 г. преподавал педагогику, с 1 сентября 1869 г. переведен в класс богословия, с 5 апреля 1871 по 15 июля 1875 г. преподавал догматическое богословие, а с 19 января 1878 г. одновременно читал курсы догматического и нравственного богословия и истории русского раскола.

Его записки по основному и сравнительному богословию, по истории раскола долгое время служили учебниками для духовных семинарий. Впервые ввел в семинарии преподавание местных языков - карельского и зырянского. За время его инспекторства и ректорства из духовной семинарии за плохую успеваемость или поведение не был уволен ни один семинарист.

С 18 ноября 1866 по 1 июля 1870 г. - благочинный Троицкого кафедрального собора в Архангельске, Архангельского и Холмогорского Успенского женских монастырей.

С 19 мая 1858 г. являлся старшим членом попечительства о бедных духовного звания Архангельской епархии. С 18 марта по 31 дек. 1863 г. входил в состав епархиального комитета по улучшению быта правосл. белого духовенства. 28 июля 1865 г. назначен членом одноименного губ. комитета, в котором трудился до закрытия в 1871 г. В 1873 г. пожертвовал собственные средства в пользу пострадавших от неурожая лиц духовного звания.

В 1879 г. вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения.

Епископ Брестский

27 мая 1879 г. был хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии, по указу Святейшего Синода от 31 марта 1879 г. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил Новгородский и Санкт-Петербургский митр. Исидор (Никольский), который постоянно поддерживал общение с о.Донатом, помогал ему советами.

В Гродно по инициативе преосв. Доната было открыто православное братство. Вскоре еп. Донат стал известен и за пределами епархии благодаря обличительной проповеди на текст «Людие Мои, что сотворих вам?» по поводу убийства имп. Александра II, произнесенной 2 марта 1881 г. перед панихидой в Софийском кафедральном соборе в Гродно. Проповедь была перепечатана в крупнейших российских газетах и журналах, переведена на франц. и польск. языки, издана отдельно тиражом неск. тыс. экз. для раздачи по церквам (также опубликована во 2-м выпуске «Поучений...» еп. Доната).

Епископ Ковенский

4 мая 1881 г. назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, и управляющим Пожайского Успенского монастыря, где и жил. Затем переехал в Вильну.

Из-за болезни Литовского архиеп. Александра (Добрынина) фактически осуществлял управление епархией. В Литве боролся с попытками католич. духовенства обращать правосл. паству в свою веру.

Епископ Рижский

6 марта 1882 г. переведен на Рижскую и Митавскую кафедру.

Проявил активность в деле обращения в Православие латышей, эстонцев, а также литовцев и шведов, большую помощь ему оказал эстляндский губернатор кн. С. В. Шаховской. Всего при нем приняли Православие 15 652 чел., особенно массовым в этот период было обращение эстонцев (более 12 тыс.). По ходатайству епископа новоприсоединенные освобождались от повинностей на содержание лютеран. пасторов, для них было открыто 17 новых приходов, 51 церковноприходская школа. При Донате было завершено строительство Христорождественского кафедрального собора в Риге, который был освящен в 1884 г. В том же году был принят новый устав Рижской духовной семинарии, согласно которому расширялось преподавание истории католичества и лютеранства, практического руководства для пастырей, гомилетики, латышского и эстонского языков, преподавание немецкого языка стало обязательным.

Епископ Подольский

28 марта 1887 г. - переведен на Подольскую и Брацлавскую кафедру.

В 1888 г. построил в Каменце-Подольске свечной завод. В 1889 г. открыл в городе внебогослужебные собеседования с простым народом - в крестовой церкви, с интеллигенцией - в церкви Каменецкого духовного училища.

Для ослабления влияния католицизма 17 апреля 1890 г. учредил при Ушицком уездном отделении Подольского епархиального училищного совета православное братство в честь Иверской иконы Божией Матери. Одной из целей братства было ограждение народа от проникновения в его дома светских картин безнравственного содержания, изображений католических святых, а также неканонически написанных православных икон.

Боролся со штундизмом, напечатал «Послание к православным христианам Подольской епархии (проживающим в тех селах, где есть сектанты, именуемые штундисты)» [2].

16 октября 1890 г. открыл при Подольской духовной семинарии миссионерские курсы и миссионерский комитет для борьбы со штундизмом и другими религиозными течениями.

Архиепископ Виленский

13 декабря 1890 г. назначен на Литовскую и Виленскую кафедру с возведением в сан архиепископа и священноархимандритом Свято-Духова Виленского монастыря.

Много внимания уделял миссионерской деятельности среди евреев. Активно участвовал в организации IX археологического съезда в 1893 г. в Вильне и был его председателем.

Архиепископ Донской

30 апреля 1894 г. был переведен на Донскую и Новочеркасскую кафедру.

Прибыл в Новочеркасск 26 мая того же года, уже будучи больным, и сразу объявил пастве, что просил Святейший Синод дать ему отпуск на 2 месяца, а вместо себя оставил управлять епархией викария, Аксайского еп. Иоанна (Митропольского).

На покое

Из-за прогрессирующей болезни 12 ноября 1894 г. по прошению был уволен на покой, жил в Угрешском Никольском монастыре.

16 апреля 1896 г. скончался и погребен в Николо-Угрешском монастыре под жертвенником Преображенского собора.

По душевным качествам был замечательным человеком. Отличался неослабной ревностью в деле обращения в православие латышей и эстонцев. Всегда с любовью относился к питомцам духовных школ, к братии монастырей и к своей пастве, а также пользовался любовью с их стороны.

Награды

  • орден св. Анны 2-й степени (1868),
  • орден св. Анны 2-й степени, украшенный имп. короной (1871),
  • орден св. Владимира 4-й степени (1878),
  • орден св. Владимира 3-й степени (1881),
  • орден св. Анны 1-й степени (1884).

Труды

  • "О чинах погребения умерших в Православной Церкви". (Курсовое сочинение).
  • Проповеди и речи. "Подол. Еп. Вед.".
  • "Мнимый великомученик в расколе". "Дух. Христ." 1862-1863, с. 230.
  • "О свободе мысли и слова". "Странник", 1881, сентябрь.
  • "Люди Мои, что сотворих вам?" Проповедь по поводу цареубийства 1881 г. 1 марта. "Голос Пастыря". По поводу современных событий в отечестве. Гродно, 1882.
  • Поучения, сказанные в г. Гродне. Гродна, 1882-1883. 4 вып.

Литература

  • "Церк. Вед." 1890, № 52, с. 473, 1894, № 19, с. 179, № 47, с. 376.
  • "Приб. к "ЦВ" 1888, № 27, с. 735, 1889, № 2, с. 40-41.
  • "Прав. Обозр." 1884, т. III, с. 625-629 (сентябрь-декабрь), 1885, т. III, с. 399-402 (сентябрь-декабрь).
  • "Церк. Вестн." 1885, № 40, с. 1279.
  • "Изв. Каз. Еп." 1881, № 13, с. 325, 1882, № 8, с. 162, 1887, № 9, с. 205.
  • "Симб. Еп. Вед." 1901, № 12, с. 424-427.
  • "ЖМП" 1959, № 11, с. 43.
  • "Истор. Вестн." 1885, апрель, с. 88, 1900, сентябрь, с. , 1908, сентябрь, с. 889.
  • "Труды Киев. Дух. Акад." 1888, сентябрь, с. 173-175.
  • Булгаков, с. 1400, 1404, 1408, 1410.
  • Родосский А. "Словарь СПБ Дух. Акад.", с. 144, 145.
  • Извеков Н.Д. "Состояние Православной Церкви в Литовской епархии 1839-1889 гг.". Исторический очерк. М., 1889.
  • Здравомыслов, с. 64.
  • "Прав. Собес." 1900, ноябрь, с. 479.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. иерархии на 1894 г., с. 26, 1896 г., с. 108.
  • "Списки архиереев Иерархии Всерос." СПБ, 1896, с. 67.
  • БЭС т. I, с. 763, т. II, с. 1528, 1824, 1955.
  • БЭЛ т. V, с. 9.
  • НЭС дополн. т. I, с. 699.

Использованные материалы



[1]  ГАКО. Ф. 435 Оп.4 Д. 1333

[2]  Подольские епархиальные ведомости. 1890. № 1. С. 2-17

Редакция текста от: 24.08.2024 15:31:59

"ДОНАТ (БАБИНСКИЙ-СОКОЛОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google