МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Бывший Московский Никольский единоверческий мужской монастырь. Фото 17 июля 2014 г.
Бывший Московский Никольский единоверческий мужской монастырь. Фото 17 июля 2014 г.
Московский единоверческий монастырь во имя святителя Николая Чудотворца (недейств., ныне при б. монастырском Успенском (Никольском) храме одновременно действуют Никольский приход Московской епархии Русской Православной Церкви и старообрядческая поморская община)

Московское Преображенское кладбище. Иллюстрация 1-й пол. XIX в.
Московское Преображенское кладбище. Иллюстрация 1-й пол. XIX в.

Старообрадческое кладбище и обитель

Монастырь возник на месте старообрадческой обители, началом которой стало Преображенское кладбище. Кладбище возникло во время чумы в 1771 году. Одним из главных его организаторов был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин, перешедший в старообрядческий раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни.

В дальнейшем Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь расположилась Федосеевекая беспоповская контора - центр федосеевского толка старообрядчества - в которой производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране. При Преображенском кладбище под началом архитектора Фёдора Кирилловича Соколова был возведён целый ансамбль построек: соборная часовня (впоследствии храм) в честь Успения Пресвятой Богородицы (1784-1790) [1]; богаделенный корпус с моленной (1798-1801); надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм (1805-1808).

В 1806 году была построена женская обитель, также обнесённая каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская.

Возникновение единоверческой общины

В 1854 году община старообрядцев-федосеевцев распалась и часть её была принята в Православную Церковь, перейдя в единоверие. В Православие в то время перешли главные беспоповские прихожане Преображенского дома: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и другие, образовавшие новый приход. В этой связи, для ограничения своеволия раскольников, император Николай Павлович повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь, передав новообразованному Никольскому единоверческому приходу Успенскую часовню. В трапезной части часовни был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца, освящённый 3 апреля 1854 года. 19 декабря того же года надвратная часовня была освящена как Крестовоздвиженский зимний храм, также отошедший к единоверцам. В 1855 году на приходе была открыта церковно-приходская школа. Вскоре, после пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Алтарные пристройки и другие приспособления прихожане устроили на свои средства.

После перехода в православие из поповской раскольнической секты 3 епископов - Онуфрия, Пафнутия, Сергия, а также иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов, на месте мужского отделения беспоповского Преображенского богаделенного дома было решено создать единоверческий монастырь. Все беспоповцы ранее призреваемые на мужском дворе были переселены на женский двор. Никольский единоверческий мужской монастырь был открыт 16 мая 1866 года, по соизволению императора Александра Николаевича и по представлению митрополита Московского святителя Филарета.

Успенский храм стал собором для вновь учреждённого монастыря, но при этом прежний причт церкви не был упразднён и продолжал служить совместно с монастырским. Кроме соборной церкви над воротами при входе из бывшей молельни была устроена церковь Воздвижения Креста Господня. Под ней разместились помещения библиотеки и церковно-приходской школы на 100 человек. Келья настоятеля была в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма, а братские кельи (в бывшем богаделенном корпусе) - с его восточной стороны, в 2-х этажном каменном корпусе. В 1876-1879 годах архитектором Ф. И. Горностаевым на средства благотворителей - преимущественно Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова - была построена отдельно стоящая колокольня. В келейном корпусе планировалось устроить тёплую монастырскую церковь в помещении моленной, но осуществлено это не было.

Московский Никольский единоверческий монастырь. Фото 1890-х гг. (ГИМ).
Московский Никольский единоверческий монастырь. Фото 1890-х гг. (ГИМ).

Расцвет монастыря

Монастырь вскоре приобрёл особую значимость как центр подготовки единоверческих священников для всей Русской Церкви. В монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 года и 2-й в те же дни в 1891 году. Обитель также выделялась своим уникальным собранием книг и образов.

Одним из важнейших благотворителей новой обители стал Алексей Иванович Хлудов, который завещал монастырю свою богатейшую библиотеку. Собрание книг открылась в обители в 1883 году, в особо устроенном для него помещении смежно с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Библиотека Хлудова содержала множество греческих и славянских рукописей, старопечатных богослужебных книг, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. Первое начало этой библиотеки было положено любителем книжной старины А. И. Озерским; по переходе ко Хлудову собрание росло и умножалось особенно памятниками полемики и истории раскола (так, в неё вошло собрание рукописей А. Ф. Гильфердинга, А. И. Лобкова). После перехода к монастырю к 361 рукописи собрания Хлудова была добавлена ещё 171 рукопись. В итоге обитель оказалась обладательницей богатейшего в мире собрания полемических сочинений о расколе (более 200 рукописей). Имелись тут и такие важные памятники для истории славяно-русской литературы как творения преподобного Иоанна Дамаскина в переводе князя А. М. Курбского с собственноручными заметками. Также, в Никольском монастыре разместился склад изданий противораскольнического братства святого Петра митрополита, куда иногородние обращались за книгами.

К началу XX века обитель называли богатейшей в России в отношении старой иконописи. Все образа обители относились к XIV-XVII векам. В храмах монастыря было много древних, замечательных по письму икон, перешедших из прежде бывших здесь федосеевских молелен (в приделе святителя Николая иконы происходили из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых) и ранее похищенных федосеевцами из московских церквей во время чумы 1771 года и занятия Москвы французами в 1812 году. Так, среди икон в Успенском храме были редчайшие образцы греческих, строгановских, новгородских, московских и других школ иконописи; имелись образа, писанные преподобным Андреем Рублёвым и Прокопием Чириным, писанные по заказу царей, принадлежавшие памятным по истории храмам. В монастыре находилась особо чтимая древняя икона святого Иоанна Предтечи, которая участвовала в московских крестных ходах вместе с другими высокочтимыми святынями города.

До конца синодального периода к монастырю прилегали тихие луга и сады, сама обитель имела уединённый вид. Крестные ходы вокруг монастыря совершались 9 мая и 15 августа. На братском кладбище монастыря были погребены немало видных деятелей единоверия, в частности - бывшие настоятели обители отцы Онуфрий (Парусов) и Павел (Леднев).

Бывший Никольский единоверческий монастырь. Вид с северо-запада, фото 1979 г.
Бывший Никольский единоверческий монастырь. Вид с северо-запада, фото 1979 г.

Приходская жизнь в закрытой обители

В 1922 [2] или 1923 году по распоряжению советской власти монастырь был закрыт. Большая часть библиотеки собрания рукописей А. И. Хлудова была изъята уже в 1917 году и поступила в Государственный исторический музей (ГИМ), а в 1923 году и весь архив с остатками рукописей Никольского монастыря в Москве оказался в ГИМ, где оставался на начало XXI века. Иконы монастрыря были переданы в Государственный Исторический музей. Такая же судьба постигла собрание Егора Егоровича Егорова, подаренное им в начале XX века Преображенскому богаделенному дому. В бывшей обители был устроен дом коммуны завода радио. Бывшие братские кельи были заняты советской трудовой школой Н. И. Якушева.

После закрытия монастыря, соборную церковь передали обновленцам, но единоверческая община осталась существовать в главной, Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части, в которой был сооружаён новый правый Успенский придел. К 1930 году единоверческая община практически перестала существовать, и власти, в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, передали Успенскую часть храма старообрядцам беспоповского новопоморского толка.

В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть бывшей обители заняло расширившееся кладбище. После исчезновения обновленческого прихода, занимаемая ими Никольская часть храма перешла к православным.

В 1977-1980 годах под руководством И. К. Русакомского были отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен. В последующее десятилетие постепенно шёл процесс реставрации строений бывшей обители. К 1990 году весь комплекс сохранившихся построек монастыря состоял под государственной охраной (охранный № 169А).

В конце 1989 года прошла встреча руководителей Куйбышевского райкома с тремя авторскими коллективами, представившими свои планы по Преображенской слободе: предлагалось устроить центр старообрядческой культуры или странноприимный комплекс. Однако, на деле по окончании советского периода старообрядцы-поморцы и православные продолжали делить главный Успенский (Никольский) храм как и прежде. Надвратный Крестовоздвиженский храм был передан Русской Православной Церкви, после чего были восстановлены его снесённые главы, а внутри обосновалась иконописная мастерская "Александрия". Бывший богаделенный (келейный) корпус отошёл к старообрядцам, и в нём была восстановлена моленная во имя Пресвятой Троицы и апостола Иоанна Богослова.

Статистика

  • 1907 - 1 игумен, 22 монаха, 41 послушник
  • 1917 - 2 храма (с 3 престолами)
  • 1990 - 1 храм (с 2 престолами) действует; 1 храм (с 1 престолом) закрыт

Успенский (Никольский) храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.
Успенский (Никольский) храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Храмы, архитектура

Сохранившийся ансамбль бывшего монастыря включает Успенский (Никольский) соборный храм; братский корпус (больничную палату, в восточной части монастыря); надвратный корпус с Крестовоздвиженским храмом; служебный корпус (два одноэтажных здания с севера-запада и с юго-запада от келейного корпуса, по архитектурной обработке сходны с настоятельской кельей); колокольню; фрагмент западной стены (к северу от надвратной Крестовоздвиженской церкви). Две одноэтажных каменных кельи к северу от Успенской церкви были отремонтированы и обращены в церковные сторожки к 1990 году. В восточном углу - ещё один двухэтажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й - деревянный). К югу от Успенской церкви - три новых двухэтажных сараеобразных строения. В северо-западном углу - одноэтажное строение (корпус № 4). В юго-западном углу - огороженный забором хозяйственно-строительный участок.

Успенский (Никольский) соборный храм

Кирпичный храм темно-красного цвета с желтыми украшениями был воздвигнут в 1784-1790 годах как соборная часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1854 году часовня перешла к православным единоверцам в качестве приходской церкви, в связи с чем для служения Литургии понадобился алтарь и в трапезной части был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца. Затем была сооружена апсида для главного алтаря и в 1857 году был освящен центральный Успенский престол. В 1920-х годах Успенская (основная) и Никольская (трапезная) части были разделены глухой кирпичной стеной, в связи с совместным пользованием храма двумя общинами; тогда же в Никольской части был сооружен новый Успенский придел.

На звоннице в западной части Никольского храма сохранились старые колокола.

Надвратная Крестовоздвиженская церковь

Была возведена как надвратная часовня в 1805-1808 годах. В 1854 году в ней был освящён престол в честь Воздвижения Креста Господня. Храм увенчан луковичным пятиглавием.

Больничные палаты (Братские кельи) с Троицкой и Иоанно-Богословской моленной

Кирпичный двухэтажный корпус мужской богадельни с домовой старообрядческой моленной был построен в 1801 году. По обеим боковым сторонам моленной находились каменные палаты и двухэтажные круглые "ретирады" с каменными переходами к ним.

Колокольня бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.
Колокольня бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Колокольня

Отдельно стоящая колокольня из красного кирпича была выстроена в 1876-1879 годы в готическом стиле. К 1960-м годам крыша колокольни провалилась, всё здание сильно почернело. В конце 1970-х годов колокольню отремонтировали, крест вызолотили. По состоянию на 1990-е годы колоколов на колокольне не было, а проход был закрыт забором.

Настоятели

Монастырские

Приходские

Крестовоздвиженский надвратный храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.
Крестовоздвиженский надвратный храм бывшего Московского Никольского единоверческого монастыря. Фото 17 июля 2014 г.

Святыни

В интерьере Никольской части Успенского (Никольского) храма по ныне сохраняются иконы XV-XVII веков. На 1913 год главным образом в алтаре храма была икона Божией Матери называемая "Голубицей": на Её руках восседал Младенец Христос в белой одежде, держащий на руках белого голубя.

Ныне несколько икон прежде бывших в Никольском единоверческом монастыре находятся в Третьяковской галерее. Среди них:

Использованные материалы

  • "№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь", Паламарчук П. Г., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей. В 4 тт., т. 1: "Кремль и монастыри":
  • "Москва. Никольский единоверческий мужской монастырь", Народный каталог православной архитектуры Соборы.ру:
  • Страница приходского сайта Московского Никольского храма на Преображенском кладбище, сеть православных сайтов Приход.Ру:
  • "МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015", Живой журнал "hramy_msk" (взято у пользователя "rostovetz"), 12 мая 2015:



[1]  Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.

[2]  Миролюбов Иоанн, свящ., Саранча Евгений, свящ., "Единоверие", Православная энциклопедия, т. 18, с. 42-50, http://www.pravenc.ru/text/189549.html

Редакция текста от: 30.10.2016 13:17:52

"МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ЕДИНОВЕРЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google