ФЕОДОСИЙ ТЫРНОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Феодосий Тырновский
Прп. Феодосий Тырновский
Феодосий Тырновский, Болгарин [1] (+ 1363), монах, преподобный

Память 17 февраля (Болг.), 27 ноября (Болг.) и в Соборе Болгарских святых

Житие преподобного Феодосия начинает со слов: "Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал" [2]. Исследователи считают, что преподобный родился в конце XIII или начале XIV века, в районе Бдина (нынешнего города Видин в Северо-Западной Болгарии) [3]. Вполне возможно, что "святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи" [4].

Принятие монашества и странствование по болгарским монастырям

Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь свт. Николая, где принял монашество. Под наставничеством опытного игумена Иова молодой инок скоро преуспел в послушании, смирении, посте и воздержании и в стяжании всех остальных монашеских добродетелей. Он стал известен тем, что искусно выучил Псалтирь. Такое старание и усердие не остались незамеченными игуменом, который определил его руководителем монашеской братии. Немало времени преподобный Феодосий провел в этой обители, но кончина игумена Иова, как и стремление к духовному совершенствованию подтолкнули его покинуть Арчар и отправиться в столичный город Тырнов.

В окрестностях города располагалось множество монастырей. Преподобный Феодосий решил поселиться в одном из них - монастыре пресвятой Богородицы Одигитрии на холме Святая гора.

Однако вскоре преподобный отправился в монастырь, расположенный недалеко от города Червена [5]. Вероятно, это был монастырь архангела Михаила, высеченный в скалах недалеко от современной деревни Иваново.

Через некоторое время в этой обители, за которое он усвоил от игумена и братии все душеполезное, жаждущий духовного совершенства Феодосий покидает Червен и отправляется в Сливенские горы. В XIV веке город Сливен и его окрестности были важным религиозным и монашеским центром, который привлекал к себе паломников и аскетов со всех концов болгарской земли. Преподобный Феодосий поступил Эпикернский монастырь пресвятой Богородицы и подвизался там продолжительное время, но как только узнал, что в пограничной местности Парория поселился небезызвестный уже исихаст Григорий Синаит, сразу же отправился туда.

Пребывание в Парорийской пустыне под духовным наставничеством св. Григория Синаита

Прибытие преподобного Феодосия в Парорию относится ко времени второго поселения святого Григория Синаита в эту пустыню, т. е. к началу правления царя Иоанна-Александра (т.е. ок. 1331 года). С первых же дней Феодосий стал одним из самых ревностных учеников синайского безмолвника. Богатый духовный опыт и проницательность святого Григория помогли ему сразу ощутить, что "ту благодать, что живет в Феодосии", поэтому скоро он удостоил его своим специальным вниманием. Наблюдая с каким усердием болгарский инок выполняет свои монашеские обязанности и какое у него желание усвоить принципы созерцательной жизни, святой Григорий не пропускал случая наставлять его. Святой Григорий преподал преподобному Феодосию правила умной молитвы и духовной брани. Под его руководством Феодосий прошел все степени монашеской жизни, достигая высот Божественного созерцания. Ученик постепенно возрастал в добродетели и учитель безмолвия разрешил только ему безмолвствовать в полном уединении, "чтобы пережить бесовское искушение, как это бывает с теми, кто подвизается и всегда устремляется к Богу". Под наставничеством своего великого старца, "он пережил много сражений и сопротивлений отовсюду, но никак не был доволен, потому что не испытывал боязни ни когда слушал их голоса, ни когда являлись постоянно странные видения - ничто не смогло отвлечь его внимание от Бога".

Преподобный Феодосий дважды посещал город Тырново с целью выпросить помощь болгарского царя Иоанна-Александра против разбойников, орудовавших в окрестностях Парории. Во время своего второго прибытия в столицу он встретился с молодым иноком Романом, который подвизался в одном из тырновских монастырей. Можно предположить, что они были знакомы еще с того времени, когда Феодосий пребывал в обители пресвятой Богородицы Одигитрии. Роман “сам к нему пошел, много раз целовал ноги блаженного и напомнил о старой любви и о намерении зарезать себя или броситься, если тот его презрит”. Феодосий взял его с собой в Парорию. Святой Григорий встретил Романа с радостью и сразу причислил его к братии.

По кончине прп. Григория, братия единодушно выбрала преподобного Феодосия настоятелем монашеской общины, но по своему смирению преподобный Феодосий отказался. Через некоторое время он отправился в Сливенские горы, чтобы посетить тамошние монастыри и сообщить преподобному Роману, который тогда находился там, о кончине святого Григория. Желая посетить места, где подвизался их духовный отец и где оставались пребывать многие из его учеников, преподобные Феодосий и Роман направились к Афону.

В Греции и на Афоне

Прп. Феодосий Тырновский. Болгарская икона XIX в.
Прп. Феодосий Тырновский. Болгарская икона XIX в.
В житии святого Феодосия не говорится о том, какие монастыри и скиты посетили два подвижника на Святой горе. Там сказано только, что они встретили “божественных мужей, которые там жили монашеской жизнью и совершали разные подвиги” и что они прилежно собирали все слова, “которые относились к деянию и созерцанию”. Однако частые набеги турков заставили их покинуть Афон. Преподобный Роман вернулся в Болгарию, а преподобный Феодосий отправился в Салоники.

В Салониках преподобный наведался к монахам, которые были учениками святого Григория Паламы, после чего посетил и безмолствующих отцов скита святого Антония Нового, недалеко от города Бер (Вереи). Оттуда он отправился в Константинополь, где поклонился святыням.

Возвращение в Болгарию и основание Килифаревского монастыря

После недолгого пребывания в Константинополе, он возвратился в Парорию, чтобы свидеться со братией и поклониться могиле своего возлюбленного учителя. Потом отправился в Сливен, где встретился с “единонравным и единодушным” Романом. Они решили поселиться в горах Емона [6], недалеко от Месемврии (Несебра).

На этом пустынном месте оба подвижника “прилагали труды к трудам и пост к посту и совершенствовали себя душевно” [7]. Но скоро их безмолвие было нарушено, так как и там совершали набеги разбойники, называемые местным населением "хонсарами". Тогда исихасты решили поискать подходящее место, которые было бы далеко от мирского шума, но достаточно защищенным и под защитой царя. С такой целью они и отправились в Тырново к царю Иоанну-Александру.

Преподобный Феодосий прибыл в болгарскую столицу около 1349 г. Благочестивый владетель с готовностью отозвался на его просьбу предоставить ему пустынное место и оказать ему материальную помощь на построение монастыря наподобие Парорийскому. Место, которое было выбрано, находилось в Килифаревской горе, километров в 20 к югу от столицы. Там преподобные Феодосий и Роман построили себе кельи.

По прошествии трех лет небольшая монашеская обитель стала превращаться в духовный центр болгарского государства. К преподобному Феодосию потянулись с разных концов страны желающие проходить созерцательную жизнь под его мудрым руководством. Число монахов достигло до пятидесяти, при том немалое число из них были люди знатного происхождения и хорошего образования. Среди них: Евфимий, будущий патриарх Тырновский, Киприан, будущий митрополит Московский, Дионисий (переводчик сборника св. Иоанна Златоуста «Маргарит»), Младен, списавший в 1359 г. Апостол для царской Спасской церкви в Тырнове и др.

Борьба с еретическими учениями и участие в церковных соборах в Тырнове в 1350-х

Житие описывает преподобного Феодосия не только исихастом, стремящимся всегда к уединению и безмолвной жизни, но и неустанным воином против всякой ереси и антицерковных учений, появившихся в Тырнове во время его пребывания в Килифаревской обители. Не раз преподобный подталкивал царя на борьбу с еретиками и врагами Церкви, чье число значительно увеличилось во время его царствования. В этой связи П. А. Сырку пишет: “Ни в одно царствование не было принято столько мер против разного рода волновавших умы Болгарии в XIV веке еретиков и иноверцев, как в царствование Иоанна Александра” [8].

Преподобный Феодосий принял участие в церковном соборе 1355 года, на котором ему предоставили вести спор с подсудимыми еретиками, и в соборе 1359 года.

Уход из Килифаревского монастыря

Прп. Феодосий Тырновский. Болгарская икона XIX в.
Прп. Феодосий Тырновский. Болгарская икона XIX в.
По сведениям святителя Каллиста, нашествие османских турок захватило уже Македонию, а отдельные отряды начали достигать и Килифаревской обители и беспокоить ее насельников. Это и заставило преподобного Феодосия покинуть ее и искать другое место, которое защищено лучше. Царь Иоанн-Александр не хотел лишить себя присутствия дивного исихаста и поэтому предложил ему поселиться в почти недоступную пещеру в “двадцати поприщах” от Тырнова. Преподобный принял предложение царя и поселился в эту пещеру. Считается, что таким образом был основан монастырь Святой Троицы, в котором немного позже св. патриарх Евфимий создал свою книжную школу. В житии сказано: “Таким образом, построена была лестница, и достолепная и прекрасная церковь, и воздвигнуто было множество келий. Прочее, он пребывал в безмолвии, днем и ночью совершенствуясь душевно. Туда сходилось множество иноков и с наслаждением получало от него пользу всякую для души”.

Здесь житие вступает в противоречие со сведениями, приводимыми Григорием (Цамблаком), который приписывает патр. Евфимию основание Троицкого монастыря и указывает на то, что прп. Феодосий отправился в Константинополь прямо из Килифаревской обители [9]. Многие историки, однако, полагают, что данные жития святого Феодосия соответствуют исторической правде, в отличии от данных Григория Цамблака, так как свт. Каллист)), автор жития, был современником килифаревского исихаста и его соучеником в Парории, а Григорий (Цамблак) создавал свой текст лет 40–50 после рассматриваемых событий.

Вследствие тяжести возраста и суровой монашеской жизни преподобный Феодосий заболел. Предвидя приближающийся конец своей земной жизни, он написал письмо Константинопольскому патриарху Каллисту, в котором описал свое желание посетить его и “получить дар и духовное благословление святейшей Божьей церкви и ее священнейшего синода”. Когда святитель Каллист получил письмо килифаревского исихаста, он сразу же созвал священный синод, вместе с ним рассмотрел вопрос и дал свое согласие. Несмотря на сопротивление Тырновского патриарха Феодосия II, после того как был получен патриарший и синодальный ответ, летом или осенью 1363 года преподобный Феодосий в сопровождении своих четырех учеников, среди которых один Евфимий, другой - Киприан, отправился по морю в Константинополь.

Среди историков нет единого мнения о причинах, побудивших престарелого и больного подвижника к этому путешествию. Еще в конце ХIХ в. К. Радченко работал над ответом на этот вопрос и приходит к выводу, что преподобный Феодосий доносил перед Константинопольским патриархом о непорядках, совершаемых Тырновским патриархом Феодосием II [10]. П. А. Сырку пытался объяснить поведение килифаревского отшельника наличием двух церковных партий в Болгарии – прогреческой или «ортодоксальной», которая возглавлялась Феодосием, и проболгарской, или «национальной», во главе с Тырновским первоиерархом. П. А. Сырку развивает идею о том, что сторонники преподобного Феодосия стремились добиться политического сближения с Византией и укрепления духовных связей между двумя государствами, ввиду нарастающей угрозы турецкого завоевания [11]. В. Киселков, однако, противопоставляется мнениям К. Радченко и П. А. Сырку, считая их ошибочными, "потому что они построены на одних безосновательных предположениях, в связи с славянским переводом грамоты Каллиста 1355 г. и противоречат общему духу жития Феодосия” [12]. В упомянутом послании патриарха Каллиста тырновскому клиру 1355 года, преподобный Феодосий противопоставлялся некоторым действиям в Болгарской Церкви во главе с ее предстоятелем. Вероятно, это вызывало гнев патриарха Феодосия II и его приближенных. Житие же преподобного дает такой ответ:

"…блаженный исповедует святейшему и вселенскому патриарху, что был удостоен святейшим крещением, но совсем не и великим миропомазанием, из-за отдаленности места и недостатка великого и божественного мира; поэтому он и попросил доброго пастыря помазать (его) божественным миром, которое дает просветление. Когда увидел, что патриарх согласен, сам он и его ученики были помазаны патриархом, каков обычай святой Божьей церкви помазания".

Приезд в Константинополь и кончина

В Константинополе преподобного Феодосия радушно встретил патриарх Каллист и все столичное духовенство. Первоначально его разместили в самой патриархии, где ежедневно беседовал со святителем Каллистом по разным вопросам богословского и общецерковного характера. Впоследствии его перевели в монастырь святого Маманта, где он полностью предал себя безмолвию и созерцанию до самой своей смерти.

Предчувствуя свою кончину, преподобный Феодосий собрал своих учеников и дал им свое последнее отеческое напутствие, в котором он им наказывал: "соблюдать строго и непоколебимо благочестивую веру соборной и апостольской Церкви и ее православные догматы; избегать, как и подобает, богомильскую, т. е. мессалианскую ересь, а также и варлаамитскую, акиндиновскую… ереси; <…> также соблюдать святые Божественные заповеди, потому что кто бережно соблюдает эти два (положения), он действительно и назовется христианином". Он не упустил случая напомнить им то, чему научился от святого Григория Синаита: “любить отречение от воли своей, жизнь бескорыстную и скромную, пост и воздержание, привыкнуть усыпать страсти, укрощать гнев, обуздывать плотские побуждения и прогонять душевный мрак – одним словом, осушить всю мокроту и плотское наслаждение <…>, никогда не преставать созерцать наяву Бога и не покидать умное делание, потому что это и есть оружие крепкое и недосягаемое никакой вражьей силой”. Закончив свое наставление, преподобный попросил своих учеников, чтобы они ему помогли сесть в постели, и сидя произнес Символ веры, проклял все ереси, которые Церковь предала анафеме, “а прежде всего злославную ересь нечестивых Акиндина и Варлаама”. После этого причастился святыми Христовыми тайнами и тихо предал дух свой в руки Божии.

Прп. Феодосий Тырновский. Мозаика Александро-Невского Собора в Софии. Нач. XX в.
Прп. Феодосий Тырновский. Мозаика Александро-Невского Собора в Софии. Нач. XX в.
Скончался 27 ноября 1363 года, в день, когда скончался много лет назад и его учитель, преподобный Григорий Синаит [13].

Патриарх Каллист, вместе со всем клиром Константинополя, торжественно похоронил тырновского исихаста в патриаршем монастыре святого Маманта. За свою святую жизнь и на основании чудесных прижизненных и посмертных знамений, преподобного Феодосия вскоре причислили к лику святых

Сведения о жизни и деятельности преподобного Феодосия Тырновского содержатся как в его житии, написанном Константинопольским патриархом Каллистом [14], так и в некоторых других средневековых источниках: в Житии преподобного Ромила Бдинского, в Слове похвальном патриарху Евфимию митрополита Григория Цамблака, Увещании Константинопольского патриарха Каллиста клиру города Тырнова относительно патриарха Тырновского и обряда крещения.

Молитвословия

Тропарь, глас 3 (Подобен: Божественныя веры:)

В блаже́ннем безмо́лвии пусты́ннем/ и на собо́рех, любо́вию к Бо́гу горя́,/ посрами́л еси́ лука́вых бесо́в и ерети́к злочести́вых./ На моли́тве же стоя́, огня́ све́тлостию просия́л еси/ и преставле́нием твои́м А́нгелов пою́щих обвесели́л еси́,/ Феодо́сие, о́тче на́ш,/ сего́ ра́ди мо́лим тя́:// моли́ся о душа́х на́ших.

Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной воеводе:)

Пропов'едник велегла́сный Боже́ственных догма́т/ на собо́рех святы́х бы́л еси́, о́тче му́дре,/ цари́ умудря́я и в ве́ре утвержда́я;/ благода́тию же Боже́ственною осиява́ем,/ загради́л еси́ уста́ злосла́вных, Феодо́сие./ Сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ ра́дуйся, Бо́лгарская похвало́// и Правосла́вия све́тлое ра́дование.

Литература

  • "Житие, или Жизнь, преподобного Феодосия, иже в Тырнове постничавшего, ученика суще блаженного Григория Синаита". Списано святейшим патриархом Констатина града кир Каллистом // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1860. Кн. 1, разд. 3. Л. 1-12:
  • "Житие на преподобни Теодосий Търновски". Жития на българските светии (в новобългарски превод) от Левкийски епископ Партений, том втoри. Синодално издателство, София, 1974 година:
  • Стефанов Павел, архимандрит, "Danse macabre: Нов поглед към църковните събори в Търново през ХІV в." - В: Теодосиеви четения. 640 години от успението на преп. Теодосий Търновски. 27 ноември 2003 г. Килифаревски манастир “Рождество Богородично”. Отг. ред. Д. Кенанов. Велико Търново, 2005, 75-88:
  • Стефанов Павел, архимандрит (Шумен, Болгария), "Константинополският патриарх Калист и неговото Житие на св. Теодосий Търновски: агиография и реалност" // Византия: общество и церковь. Сборник научных статей / Отв. редактор С.Н.Малахов; сост. Н.Д.Барабанов. - Армавир, 2005, С. 240-255
  • Дунаев А. Г. Рецензии к сборнику Византия: общество и церковь. Сборник научных статей / Отв. редактор С.Н.Малахов; сост. Н.Д.Барабанов. - Армавир, 2005:
  • Стефанов Павел, архимандрит. Българските църковни събори през ХІV в. - нова интерпретация // Българска наука. Брой 15. 2007. С. 23–31:

Использованные материалы



[1]  Прозвище Тырновский отсутствует в дошедших до нас средневековых источниках. Впервые преподобный Феодосий назван Тырновским в „Истории славяноболгарской” преподобного Паисия Хиландарского 1762 г. См.: Паисий Хилендарски. Славянобългарска история. София, 1973. С. 97–98.

[2]  Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 4.

[3]  Киселков В. С. Св. Теодосий Търновски. София, 1926. С. 3-4.

[4]  Андреев Й., Лазаров И., Павлов П. Кой кой е в Средновековна България: исторически справочник. София, 1994. С. 374.

[5]  Червен - средневековый укрепленный город, важный военно-административный и духовный центр, расположенный в долине реки Черни Лом, в 32 км южнее нынешнего болгарского города Русе. См.: Ковачев Н. Ук. соч. С. 26; Мичев Н., Михайлов Ц., Вапцаров И. и Кираджиев С. Ук. соч. С. 447.

[6]  Современное название этой части Восточной Старой планины - Эминска планина. Она расположена между рекой Луда Камчия и Черным морем и заканчивается мысом Эмине, где в наши дни видны руины средневековой крепости Эмона. См.: Ковачев Н. Ук. соч. С. 28; Мичев Н., Михайлов Ц., Вапцаров И., Кираджиев С. Ук. соч. С. 201.

[7]  Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. С. 11.

[8]  Сырку П. А. Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV – XVII веках. // Сборник отд. рус. яз. и словесности Имп. Академии наук. Т. 71. СПб., 1902. С. 381.

[9]  Григорий Цамблак, Патриарх Евтимий. Похвално слово. С. 7, 10.

[10]  Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1897. С. 181.

[11]  Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1899. С. 326.

[12]  Киселков В. С. Св. Теодосий Търновски. С. 48

[13]  "Преподобный Феодосий Тырновский" (по житию, написанному святителем Каллистом) / В кн.: Патерик земли Болгарской. В 2-х тт. - М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008. - Т. 1. С. 215.

[14]  Греческий оригинал этого жития не сохранился. Оно дошло до нас в переводе на древнеболгарский язык в Панегирике Владислава Грамматика 1479 г., который хранится в библиотеке Рыльского монастыря в Болгарии. Перевод на современный болгарский язык сделал В. Киселков. См.: Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски. София, 1926.

Редакция текста от: 28.02.2016 14:56:57

"ФЕОДОСИЙ ТЫРНОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google