КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Казанский Богородицкий монастырь. Вид на Крестовоздвиженский корпус. Фото ок. нач. 2000-х гг.
Казанский Богородицкий монастырь. Вид на Крестовоздвиженский корпус. Фото ок. нач. 2000-х гг.
Казанский Богородицкий мужской монастырь Казанской епархии

Расположен в нескольких минутах ходьбы от Кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная. В период максимального расширения Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и ныне не существующим переулком у Пятницкой церкви.

Становление обители

Монастырь вырос на месте, где 8 июля 1579 года была чудесного обретена Казанская икона Божией Матери. В том же году царь Иоанн Васильевич повелел заложить там церковь в честь новоявленного образа и устроить женский монастырь, в котором и поместить Казанскую святыню. Здесь приняли постриг послужившие обретению иконы девочка Матрона (в иночестве Мавра) - впоследствии настоятельница обители - и её мать. По распоряжению царя Федора Иоанновича в 1594-1595 годах в монастыре был воздвигнут каменный храм в честь явления Казанской иконы Божией Матери. В XVII в монастыре была возведена высокая колокольня.

Казанский Богородицкий монастырь быстро сделался видным центром паломничества. Сюда непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы; в обитель непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь.

Казанский Богородицкий монастырь. Гравюра Э. Турнерелли, нач. XIX в.
Казанский Богородицкий монастырь. Гравюра Э. Турнерелли, нач. XIX в.

В Синодальный период

28 мая 1722 года, по пути в Персидский поход, монастырь посетил император Петр I, а 28 мая 1767 года обитель принял императрицу Екатерину II, приложившую к Казанской чудотворной иконе Божией Матери небольшую бриллиантовую корону и такую же корону - к иконе Спасителя. При секуляризационной реформе в 1764 году обитель была отнесена к второму классу.

В 1774 году во время восстания Пугачёва местные жители пытались укрыться от повстанцев в монастырском соборе, но отряд пугачёвцев занял монастырь. Разоряя обитель, бунтари не посмели посягнуть на чудотворную икону. Они выгнали из обители игуменью Евдокию и монахинь и, поставив одну пушку на паперти, а другую на монастырских воротах, открыл пальбу по Кремлю.

К концу XVIII века Казанский собор обветшал так, "что камни валились из стен и сводов и никакие укрепления не могли возвратить ему прежней прочности", и в 1796 году он был разобран. На закладке нового собора в классическом стиле по проекту столичного архитектора И. Е. Старова 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1803 году находившаяся рядом Николо-Тульская церковь была обращена из приходской в монастырскую, территорию монастыря увеличили в два раза и оградили стеной. В 1807 году было закончено строительство нового Казанского монастырского собора, иконостас для которого был выполнен по проекту М. Емельянова. В 1808 году соборный храм был расписан и освящен.

С 1807 года шло строительство (или перестройка) Софийского храма, прерванное пожаром 1815 года и завершенное лишь в 1825 году, на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Тем временем в 1809 году обитель была повышена до уровня первоклассной. В том же 1809 году был утвержден план капитальной перестройки монастыря по проекту архитектора Я. М. Шелковникова. На плане центральное место отвели новопостроенному собору с колокольней, на северной границе участка предполагалось поставить новый теплый храм, а напротив него - святые ворота с церковью над ними. Эти сооружения должны были статьи как бы опорными пунктами для остальных построек, опоясывавших обширный монастырский двор. Строительные работы начались со следующего года и продолжались вплоть до последних десятилетий XIX века, причём в итоге не весь план был претворён в жизнь. В ходе работ обветшавшая Николо-Тульская церковь была снесена, а на ее месте в 1810-1816 годах была построена новая теплая церковь, в которой чудотворная икона хранилась зимой. В 1832 году окончилось строительство Настоятельского корпуса. В 1832-1843 годах был также построен Никольский корпус. Последним монастырским сооружением выстроенным по проекту 1809 года стал Крестовоздвиженский корпус, созданный в 1882-1887 годах. Первоначально полагали, что это будет новый надвратный храм святой Софии, взамен старой Софийской церкви, но потом решили её сохранить, а новый корпус построили вплотную к старому. Свое название Крестовоздвиженский корпус получил уже после постройки, когда в нем был устроен собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Кроме храма, в здании располагались общая трапезная, школа живописи, ризница, швейная мастерская, хлебная и квасоварня. В последующие годы монастырь продолжал строить жилые и хозяйственные помещения.

В XIX-начале XX века монастырь формировался в основном из числа прихожан православных общин Казанской и Вятской епархий, крупнейшим сословием среди монашествующих были крестьяне. Во второй половине XIX века рост обители ускорился и к предреволюционной эпохе число насельниц превысило 400 человек.

Обитель продолжала пользоваться особым вниманием августейших лиц. 28 августа 1817 года монастырь посетил младший брат императора Николая I великий князь Михаил Павлович, а 18 августа 1836 при посещении Казани в монастыре побывал и сам император Николай I. 20 июля 1837 года обитель посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич, впоследствии бывший здесь как император в 1871 году, вместе с наследником престола Александром и великим князем Владимиром Александровичем.

Казанский Богородицкий монастырь. Фото ок. нач. XX в.
Казанский Богородицкий монастырь. Фото ок. нач. XX в.
29 июня 1904 году чтимый Казанский образ Божией Матери был украден из обители. Это событие потрясло всё страну, но, не смотря на следствие, волновавшие верующих вопросы о судьбе иконы остались нерешенными. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена подаренная Константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божией Матери Паммакристы ("Всеблаженной"). В 1910-1913 годах в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы, по предложению и на средства преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, был выстроен подземный храм в память трехсотлетия царствования дома Романовых. Сама великая княгиня присутствовала и при закладке, и при освящении храма 20 июня 1913 года.

Закрытие в советский период

К 1917 году обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии - монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. С приходом к власти большевиков на Православную Церковь воздвиглись гонения, сразу ударившие и по Казанской обители. С приведением в жизнь новых законов "декрета об отделении церкви от государства" монастырь лишился своих зданий, многие из которых заняли военные части. Некоторое время монастырь продолжал действовать и в 1918 году, в связи с перенесением сюда мощей казанских святителей из закрытого Кремля, сделался средоточием всех главных святынь города. Монастырская община, для того чтобы получить свои строения в аренду, перерегистрировалась в 1925 году в коллективное товарищество. В 1926 году произошла очередная перерегистрация общины, и здания были отданы ей в аренду сроком на три года.

В 1929 году положение ухудшилось в связи с тем, что в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. За время пребывания в стенах монастыря студенты техникума привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, истоплены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Летний храм Казанской иконы Божией Матери использовался под склад для зерна, причем зерно ссыпали прямо под иконостас. Постепенно изъяли и другие здания. 1 марта 1929 года был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви, помещение которой было принято на учет Горкомхозом. В 1930 году с колокольни были сняли колокола, и община сама отказалась от неиспользуемого здания. В феврале 1931 года община была переведена в Петропавловский собор, а Казанский собор монастыря решили взорвать, но когда это решение было приведено в исполнение - точно неизвестно. Также была утрачена и старая колокольня XVII века.

В 1931 году вышло решение СНК Татарской АССР о строительстве в Казани киностудии, для каковой цели была выбрана территория бывшего Богородицкого монастыря. Уже к концу 1933 года закончилась кладка главного павильона. Однако в 1934 году строительство киностудии было прекращено, а в 1942 году в полуразрушенных зданиях монастыря разместилась табачная фабрика.

За последующие десятилетия на бывшем монастырском участке были построены многочисленные новые здания, а сохранившиеся первоначальные постройки подверглись различным изменениям. Здание бывшей теплой Николо-Тульской церкви, занятое табачной фабрикой, полностью потеряло прежний вид. Сохранилось также здание сестринского корпуса, в котором располагались жилые помещения, а в Крестовоздвиженском соборе находились учебные помещения Казанского педагогического университета. Здание монастырской школы было надстроено третьим этажом. Сохранилась также одна башня монастырской ограды. При этом были построены новые здания: студенческое общежитие, детский сад, школа, жилые пятиэтажные дома на месте монастырского кладбища.

Софийский храм Казанского Богородицкого монастыря.  Фото ок. нач. 2000-х гг.
Софийский храм Казанского Богородицкого монастыря. Фото ок. нач. 2000-х гг.

Возрождение

В 1993 году Софийская надвратная церковь бывшего монастыря была возвращена Казанской епархии, а в 1994 году была освящена и начала действовать. Первоначальное внутреннее убранство храма было очень скромным, все прежние фрески на стенах оказались полностью уничтоженными. В 2000-2001 годах на территории табачной фабрики, занимавшей бывшую Николо-Тульскую церковь, при содействии администрации города были проведены археологические раскопки, обнаружившие следы апсид старого и нового Казанских соборов, а также остатки прицерковного кладбища. В 2005 году из Крестовоздвиженского корпуса были выведены учебные помещения Казанского государственного педагогического университета. 21 июля того года обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II где Казанской епархии был передан чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери, установленный в Крестовоздвиженской церкви. Богослужения в храме стали совершаться ежедневно.

27 декабря 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил новое открытие Казанского Богородицкого монастыря, теперь как мужского [1]. На начало 2000-х годов в возрождаемой обители шли реставрационные работы, планировалось восстановление Богородицкого собора.

Статистика

  • 1579 - первоначальный штат монастыря, утвержденный царем Иоанном Васильевичем: игумения и 40 сестер [2]
  • 1595 - штат положенный указом царя Феодора Иоанновича: игумения и 64 насельниц [3]
  • кон. XVII - по штату положено 101 монашествующая [4]
  • 1800 - 14 насельниц (все 14 - монахини) [5]
  • 1809 - по штату первоклассной обители монастырю положены 1 игумения, 1 казначея, 50 монахинь [6]
  • 1827 - 118 насельниц (из них монахинь 32, рясофорных послушниц 86) [7]
  • 1855 - 124 насельницы (из них монахинь 51, рясофорных послушниц 73) [8]
  • 1873 - 299 насельниц (из них монахинь 52, рясофорных послушниц 61, послушниц-белиц 186) [9]
  • 1910 - 422 насельницы (из них монахинь 61, рясофорных послушниц 234, послушниц-белиц 127) [10]
  • 1916 - 479 насельниц (из них монахинь 65, рясофорных послушниц 238, послушниц-белиц 176) [11]
  • 1921 - 375 насельниц (из них монахинь 73, рясофорных послушниц 258, послушниц-белиц 44) [12]
  • 1927 - 351 насельница (из них монахинь 67, рясофорных послушниц 240, послушниц-белиц 44) [13]
  • нач. 2008 - 11 насельников [14]

Святые ворота Казанского Богородицкого монастыря.  Фото ок. нач. 2000-х гг.
Святые ворота Казанского Богородицкого монастыря. Фото ок. нач. 2000-х гг.

Храмы, архитектура

К началу XX века он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых была разрушена в советское время. Из обширного комплекса монастыря ныне сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью и Софийская надвратная церковь, а также двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса (построены в 1810-1843 годах), полукругом охватывающие место, где раньше стоял собор. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 годах.

Крестовоздвиженский храм и Южный корпус

Храм в честь Воздвижения Креста Господня устроен в Крестовоздвиженском (Южном) корпусе 1882-1887 года постройки. Двухэтажное здание с купольным этажом выстроено в стиле классицизма и почти полностью по облику совпадает с Казанским Никольским собором. В купольном этаже находилась церковь; на первом и втором этажах - общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре; а в подвале - пекарня и квасная. В советский период и до 2005 года здесь находились учебные помещения Казанского государственного педагогического университета.

Храм Николы Тульского

Храм во имя святителя Николая Чудотворца уже существовал на 1579 год и был построен, вероятно, выходцами из Тулы, которых было много среди первых русских поселенцев в Казани. В этой церкви Казанская икона Божией Матери находилась в первые месяцы после обретения. Вместо нее в 1686 году были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742 году. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в 1803 году из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре была снесена. В 1810-1816 годах был построен новый Николо-Тульский храм, который стал зимним собором монастыря, и в нём с тех пор зимой находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери. По архитектуре храм был двухпрестольным, но еще два престола находились на хорах. В советский период здание подверглось сильным перестройкам - своды и купол были разобраны, надстроен третий этаж, заменены перекрытия, пробиты новые двери и окна. На начало XXI века в бывшем храме были размещены цеха табачной фабрики.

Софийский храм

Храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии расположен на южной стороне монастыря и служил надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и храм не оказалась в глубине монастырской территории. Существует мнение, что ныне существующая Софийская церковь была построена в конце XVII-начале XVIII века, на что указывают её архаичные архитектурные формы и декор. Однако, надёжные сведения о Софийском храме имеются лишь с начала XIX века. С 1807 года шло строительство (или перестройка) Софийского храма, прерванное пожаром в сентябре 1815 года и завершенное лишь в 1825 году, на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Автором проекта был, вероятно, Я. М. Шелковников. После десятилетий разорения в 1993 году Софийская церковь первой из построек бывшей обители была возвращена Казанской епархии, в 1994 году была вновь освящена и начала действовать.

Прочие корпуса обители

Настоятельский (ближе к Пятницкой церкви) и Никольский корпуса, полукругом охватывающие место где прежде стоял собор, были местом жительства настоятельницы, а также основной части монахинь и послушниц. Проект корпусов составил Я. М. Шелковников, но наблюдавший за постройками губернский архитектор Ф. И. Петонди внёс в проекты существенные изменения. Корпуса строились довольно долго: Настоятельский - с 1810 по 1832 год, а Никольский - с 1832 по 1843 год.

Двухэтажный корпус, выходящий фасадом на улицу Большая Красная по правую руку от ворот, был построен в 1803-1807 годах, вероятно, также по проекту Я. М. Шелковникова и перестроен в 1855 года. В здании в разные годы находились гостиница, больница и другие службы монастыря. В 2003 году корпус был возвращен Церкви.

Небольшой одноэтажный корпус, примыкающий к Софийской церкви, был построен в 1816 году. В нём до постройки южного корпуса была трапезная, позже - кельи. В 2002 году он был передан Церкви.

Стены

Каменная стена опоясала монастырь в 1803 году. В 1820-е годы по проекту архитектора П. Г. Пятницкого стены были перестроены. Стены были кирпичные, с пятью башнями, со Святыми воротами с южной стороны и воротами с запада и востока. От построек того времени к началу XXI века сохранились лишь северные ворота и угловая кирпичная башня, которые в то время находились в неудовлетворительном состоянии. Южные - Святые - ворота были восстановлены по проекту, утвержденному императором Александром I в 1810 году - вероятно, архитектора Я. М. Шелковникова, по другим данным - П. Г. Пятницкого.

Утраченные

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери стал первым храмом обители, устроенным по указу царя Иоанна Грозного. Церковь была отстроена в камне в 1594-1595 годах, по распоряжению царя Федора Иоанновича. К концу XVIII века собор крайне обветшал и был разобран в 1796 году, после чего, в 1798-1807 годах, по указу императора Павла I и проекту столичного архитектора И. Е. Старова, был возведен новый собор. Он стал ядром нового плана обители, по которому монастырь отстраивался вплоть до 1880-х годов. Решение о взрыве собора было принято в 1931 году вскоре после чего он был уничтожен. На начало XXI века на месте собора находился двор и проходная табачной фабрики.

Колокольня возведенная в XVII веке имела шесть ярусов и возвышалась на 55 метров. Утрачена в советский период. На начало XXI века на месте колокольни - площадка перед проходной табачной фабрики.

Настоятельницы и настоятели

Святыни

Использованные материалы



[1]  Определения Священного Синода в 1928-2008 гг., http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/Titles59.htm

[2]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[3]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[4]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[5]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[6]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[7]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[8]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[9]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[10]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[11]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[12]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[13]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, ч. 1, официальный сайт Казанской семинарии (архив), http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/

[14]  "Казанско-Богородицкий мужской монастырь", информационно-аналитический журнал Герой нашего времени, интернет-версия, http://1spaloma.ru/articles/detail.php?ID=100

[15]  Елдашев Анатолий Михайлович, "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории", Православный собеседник, № 1(6), 2004, официальный сайт Казанской семинарии (архив), ч. 2, http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/...e2/

Редакция текста от: 23.04.2015 13:28:09

"КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google