Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КАЗАНСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Казанский Петропавловский собор, 21 мая 2007 г. Фотография Василия Шелёмина, с сайта Соборы.ру
Казанский Петропавловский собор, 21 мая 2007 г. Фотография Василия Шелёмина, с сайта Соборы.ру
Казанский собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, кафедральный собор Казанской епархии

История строительства собора связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме купца и промышленника Ивана Афанасьевича Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки, существовавшей с 1565 года, построить новый каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается.

Храм был построен в течении трех лет и 3 апреля 1726 года состоялось его освящение митрополитом Казанским Сильвестром (Холмским). В том же году была построена отдельно стоящая шестиярусная 49-метровая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич.

Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, теплый храм на первом этаже - в честь Сретения Господня.

Собор много пережил: он горел в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774 году был разграблен пугачевцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорел нижний храм и северные приделы на первом и втором этажах, но в верхнем храме уцелел главный двадцати пяти метровый иконостас собора в семь ярусов, богато убранный в духе русского барокко и покрытый сусальным золотом. Он был изготовлен в 1723 - 1726 годах казанскими мастерами во главе с резчиком Гусевым, после пожара 1815 года был обновлен художником Василием Туниным.

В 1824 - 1825 годах была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева, - деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева. С 1841 года, почти целое столетие, старостами собора избирались представители другой знаменитой купеческой семьи – Унжениных.

Казанский Петропавловский собор, дореволюционная фотография
Казанский Петропавловский собор, дореволюционная фотография
К середине 1870-х годов собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня даже стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора, протоиерей Петр Малов, организовали в 1888 - 1890 годах масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания храма Христа Спасителя в Москве. Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В ходе реконструкции были разобраны и вновь выстроены придельные храмы, паперти, лестницы, под колокольню подведен новый фундамент, восстановлена уникальная лепнина фасадов. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до начала XXI века практически в первозданном виде.

С 1894 года при храме действовало приходское попечительство. В 1904 году приход включал 21 двор, 105 человек. Причт состоял из настоятеля в сане протоиерея, диакона и двух псаломщиков.

К началу XX века в соборе был устроен небольшой придельный храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", после 1904 года он был надстроен вторым этажом, престол в котором был освящен в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник". На начало 2010-х годов эти придельные храмы не действовали.

В советское время собор продолжал действовать до 1939 года. В 1930 году были сняты с колокольни, разбиты и вывезены колокола, разобран и вывезен механизм башенных часов. Богослужебная и храмовая утварь, драгоценные оклады икон были изъяты властями и, в результате, бесследно исчезли. Спасти собор от полного разрушения помогло лишь то, что внутреннее помещение храма использовались для размещения партийного архива. Но здание было лишено своего первоначального облика. Многие святыни священнослужителями и верующими были перенесены в действующий храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Среди них были и мощи казанского святителя Гурия.

В 1964 году в передней части нижнего храма Петропавловского собора был открыт планетарий, в средней части расположены различные выставки, в притворе - гардероб, а в алтаре - второй выход на улицу и туалет. В 1967 году в верхнем храме размещены реставрационные мастерские Государственного музея Татарской АССР. Ризницу занял архив музея, а в алтаре был устроен конференц-зал. Перед иконостасом реставраторы поставили бильярд. Проигравшие на нем кием сбивали резные украшения с иконостаса, поэтому практически вся резьба в нижней части и на Царских вратах была утрачена. Притвор разделили на множество мелких комнат, а в приделах разместились художественные мастерские.

В 1970-80-х годах было проведено два ремонта внешних стен собора с их окраской и восстановлением утраченных деталей. В 1976 году московскими художниками под руководством И.П. Ярославцева были отреставрированы иконы на внешних стенах собора.

13 июля 1989 года, благодаря трудам епископа Казанского и Марийского Анастасия и активности верующих, храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 июля этого же года собор был торжественно освящен. Внешний вид храма был плачевным: со стен кусками обваливалась роспись, в некоторых местах не было крыши, а в задней части верхнего храма из потолка даже выпадала кладка. Много сил и средств пришлось отдать для того, чтобы привести храм в надлежащий вид. Серьезной реставрации подвергся иконостас верхнего храма, восполнена утраченная золоченая резьба и воссозданы Царские врата. В притворе верхнего храма восстановлена живопись и лепнина свода. Иконостас и роспись в нижнем храме были сделаны заново.

Архитектура

Общая композиция собора построена по схеме восьмерик на четверике: на высоком подклете, являющемся тёплым храмом, поставлен двусветный четырёхгранник с восьмериком, завершённым барочным куполом с двумя главками. Храм и колокольня выполнены в стиле так называемого русского, или "нарышкинского", барокко, распространенного в России в конце XVII - первой половине XVIII века. С запада к храму примыкает трапезная.

Высота собора 52 метра. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем, с двумя широкими лестницами. В восточном торце северной галереи расположены друг над другом приделы зимней и летней церквей, перестроенные в 1888 - 1890 годах.

Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде "петушьих гребешков", городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон.

На восточном фасаде собора одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона "Богоматерь на троне в окружении святых". Два ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верхнего света на южном и северном фасадах четверика. Такие же "писанные по жести" иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел. Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление Петропавловского собора в стиле "украинского барокко".

Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее. Основными элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор. Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные железные свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления Петропавловского собора и колокольни.

Ограда территории собора с юга построена в 1850 году по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского.

Святыни

В синодальный период в храме пребывали местночтимые иконы:

В настоящее время:

Настоятели, ключари

Использованные материалы



[1]  Петропаловский кафедральный собор, г. Казань, ул. Мусы Джалиля, 21 // по книге Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI - начало XX веков", 1998, на сайте истории православия в Татарии и народов ее населяющих, https://sitkin.narod.ru/pt.htm

Редакция текста от: 14.09.2023 00:22:14

"КАЗАНСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google