ИОАНН (ШАХОВСКОЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Иоанн (Шаховской)
Архиеп. Иоанн (Шаховской)
Иоанн (Шаховской) (1902 - 1989), архиепископ б. Сан-Францисский (Православная Церковь в Америке).

В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. "Чувством русскости", по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора [1].

Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее [2].

В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.

Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.

Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.

Следующее образование получил в Бельгии, в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета [3].

Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал "Благонамеренный" (1926 г.).

Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он "был призван к монашеству" [4].

23 августа 1926 года "в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде" [5].

Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства "За Церковь!".

После этого он около года пребывает в Париже, где помог положить начало Спасскому приходу в Аньере. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине.

Позднее архиепископ Иоанн вспоминал:

"Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но ... стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население" [6].

Издавал журнал "За Церковь!" (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. Его издательское дело ликвидирует гестапо, конфискуется даже православное издание Библии [7].

По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в начале 1946 года - в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И. И. Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы.

Войдя в состав "Американской митрополии" митрополита Феофила, 11 мая 1947 в Нью-Йорке рукоположен в сан епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской Академии в Нью-Йорке.

На сайте www.ancestry.com удалось отыскать любопытный документ: оказывается еще в октябре 1949 года Владыка значился как STATELESS, то есть "не имеющий гражданства". И в то же время в графе национальность отмечен как American. Это мы узнаем из документа: Passanger Manifest; Pan American Airways, Inc. Aircraft N-1031 V U.S.A. Flight no. 101/2 London, England to New York, U.S.A. October 2nd 1949. Из 55 пассажиров 45-ое место за Владыкой: "SHAHOVSKOY, JOHN". А его домашний адрес записан следующим образом: "59.E. 2nd St., N.Y.C.".

В декабре 1947 года был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Священным Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.

С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции "Голос Америки" свои "Беседы о вере". Владыка так говорил:

"Каждый воскресный день с начала пятидесятых годов я имел радость входить словом своим во многие дома и корабли мира, где понятно русское слово, и слух человека открывается к великой истине о Боге, Отце людей, и о живой, бессмертной человеческой душе.

За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность", "Коммунист" за 1960-е годы).

5-8 декабря 1950 года участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке как епископ Бруклинский [8], но в том же году был назначен Сан-Францисским и Западно-Американским.

В 1961 году был возведен в сан архиепископа.

Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.

Архиепископ Иоанн был одним из главных ратников за Автокефальную Американскую Церковь. По этому поводу он имел свою точку зрения: Америка достойна иметь свою Православную Церковь, которая сможет объединить разноплеменные народы. И в 1970 году Русская Православная Мать-Церковь даровала автокефалию американцам. Однако до сих пор ряд Поместных Церквей не согласны с решением русских, во главе этого неприятия стоит Константинопольский Патриархат.

С 1978 г. на покое, жил в Санта-Барбаре.

Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.

Труды

Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Печатался также под псевдонимом Странник.

Список его трудов:

  • Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь: Православное Миссионерское книгоиздательство, 1929. 51 с.
  • Слава Воскресения. Белая Церковь: Православное миссионерское книгоиздательство, 1930. 48 с.
  • Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония. Париж.
  • Православно-миссионерское книгоиздательсво, 1931. 31 с.
  • Белое иночество. Берлин: За Церковь, 1932. 88 с.
  • О перевоплощении: Диалог. Брюссель: За Церковь, 1932. 26 с. (2-е издание. Париж, 1938)
  • Притча о неправедном богатстве: (Стенографическая запись лекции). Берлин: За Церковь, 1932. 14 с.
  • Возможно ли братство религий? Париж, 1934.
  • Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин: За Церковь, 1934. 16 с.
  • Жизнь. Берлин, 1935. 65 с.
  • Пресвятая. Берлин.
  • Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.
  • Летопись: Орган православной культуры. № 1-2. Берлин, 1936-1937.
  • Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937. 36 с.
  • Путь на север. Берлин: За церковь, 1938. 80 с.
  • Философия православного пастырства. Берлин, 1938. 167 с. (Переиздание: СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1996. 494 с.)
  • Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого. Берлин: За церковь, 1938. 42 с.
  • О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.
  • Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938. 38 с.
  • Правило духа. Париж, 1938.
  • Семь слов о стране Гадаринской. Берлин: За церковь, 1938. 40 с.
  • Испанские письма. Берлин, 1939.
  • Толстой и Церковь. Берлин: За Церковь, 1939. 203 с.
  • Слова ("О молитве", "О благотворительности", "Свет", "Два человека", "Дочь Царства"). Берлин: За церковь, [б/г]. 24 с.
  • Сирены. Брюссель, 1940. 19 с.
  • Тайна Церкви. Нью-Йорк.
  • Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью-Йорк, 1947. 27 с.
  • Человек и страх. Нью-Йорк, 1948. 51 с.
  • Епископы, священники, миряне. Нью-Йорк, 1948.
  • Пути Американской Митрополии (К трехлетию 7-го Собора: Итоги, выводы, перспективы). Нью-Йорк, 1949. 24 с.
  • Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950.
  • Время веры. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. 405 с.
  • Вера и ответственность. Нью-Йорк, 1954. 13 с.
  • Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью-Йорк, 1956. 15 с.
  • Русская Церковь в СССР. Нью-Йорк, 1956. 16 с.
  • Сеть. Сан-Франциско, 1957.
  • Записи о любви к Богу и человеку. Нью-Йорк, 1959. 114 с.
  • Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960. 258 с.
  • Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962.
  • Листья древа. Нью-Йорк, 1963. 404 с.
  • Православие в Америке. Нью-Йорк, 1963. 24 с.
  • Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965. 377 с.
  • Книга лирики. Париж, 1966. 44 с.
  • Диалог с церковной Россией. Париж, 1967. 113 с.
  • Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью-Йорк: Новый журнал, 1968. 138 с.
  • Утверждение поместной Церкви. Нью-Йорк, 1971. 24 с.
  • Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк, 1972. 245 с.
  • Избранная лирика. Стокгольм, 1974. 227 с.
  • Биография юности: Установление единства. Париж: УМСА-Рress, 1977. 418 с.
  • Апокалипсис мелкого греха. СПб., 1997. 143 с.
  • Беседы с русским народом (По материалам книги "Время веры"). М.: Лодья, 1998. 159 с.
  • Избранное: В 2-х тт. Нижний Новгород: Братство св.Александра Невского, 1999.
  • О тайне человеческой жизни. М.: Лодья, 1999. 191 с.
  • L'Affaire Ossipov, in: Le Messager Orthodoxe II, 10(1960)14-18.
  • Dialog s cerkovnoj Rossiej. Paris 1967. 113 S.
  • Foi et Certitude. Autobiofraphie, tome II. California 1982 (russ.).
  • The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theplogy. Crestwood 1966. 117 S.
  • Pnevmatologija edinstva, in: Vest. russ. chr. dv. 62/63(1961) 39-50.
  • Teorija dvupravorucnosti svjatogo Kassiana, in: Vest. russ. chr. dv. 111(1974)8-16.
  • Vremja very (Radiopredigten). New York 1954. 40 S.
  • Установление единства. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 256 с.
  • Философия православного пастырства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 160 с.

Литература

  • "ЖМП" 1948 г., № 1, с. 11.
  • Orthodox America 1794-1976, S. 225.
  • Ki0 5(1962)27.
  • IKZ 41(1951)23; 44(1954)14; 137.
  • W. Gunther, Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920-1950. Sigmaringen 1982, S. 17.
  • K 80-letju archiepiskopa Ioanna Sachovskogo. Interv'ju 'Vestniku RChD' 2.2.1982 goda, in: Vest. russ. chr. dv. 137(1982)273-280.
  • Orthodoxia: 1986-1987. - Regentsburg, 1988.

Использованные материалы

  • Архиепископ Иоанн. Установление Единства
  • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718
  • Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г.
  • Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8).
  • Архиепископ Иоанн С.Ф. (Шаховской). Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк. 1972.
  • Liberovsky, Alexis, "Primatial Elections in the OCA":



[1]  Архиепископ Иоанн. Установление Единства.

[2]  Свое начало лицей берет в Царском селе. Однако 6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским

[3]  Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр. 8

[4]  Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр.10

[5]  Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр.12

[6]  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718

[7]  Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8)

[8]  Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, Liberovsky, Alexis, "Primatial Elections in the OCA," http://www.oca.org/HSprimatialelections.html?SID=7

Редакция текста от: 05.01.2011 01:41:11

"ИОАНН (ШАХОВСКОЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google