ИОАНН ТОБОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский
Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский
Иоанн (Максимович) (1651 - 1715), митрополит Тобольский и всея Сибири, духовный писатель

Память 10 июня, 16 октября (Укр.) [1], в Соборах Брянских, Галицких, Киевских, Сибирских и Черниговских святых

В миру Максимович Иван Максимович, родился в декабре 1651 году в городе Нежине, происходил из знатного дворянского рода, от благочестивых и преданных Церкви родителей.

В 1668 г. он закончил Киевскую духовную академию, и как наиболее способный и умный питомец, был оставлен при ней наставником; находился в этом звании около 8 лет (с 1668 по 1676 гг.).

Затем священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий (Гизель) принял его под свое духовное попечение и приобщил к сонму иноков. Вскоре же архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович) посвятил его в сан иеромонаха.

Обладая проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала на ответственную должность эконома Лавры.

В 1684 году [2] иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской Лавры.

После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважением руководимых им иноков.

Свт. Феодосий Черниговский незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 г. назначил управляющим Черниговским Елецким (Успенским) монастырем с возведением его в сан архимандрита.

10 января 1697 г. после кончины епископа Феодосия архим. Иоанн был хиротонисан в Москве патр. Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвящ. Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой достойный пример подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое достояние.

Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиеп. Иоанн находился с ним в духовной связи и близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиеп. Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиеп. Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился к молитве за помощью к своему предшественнику святителю Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвящ. Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после явления свят. Феодосия Иоанн, к удивлению всех окружающих его, встал с одра болезни и смог служить божественную литургию.

Будучи сам замечательным по своему времени богословом и писателем, архиеп. Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей своей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум (будущая духовная семинария), по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.

Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.

Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.

Святитель был оклеветан и едва не пострадал во время открытия в 1708 году измены Мазепы Петру I. Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно - послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.

В начале 1711 г. с целью просвещения народов Сибири архиеп. Иоанн в Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 г.

Здесь он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе.

В 1714 г. в Чернигове была издан основной труд свт. Иоанна "Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей", являющийся переводом с латинского сочинения немецкого католического монаха Иеремии Дрекселя.

В период своего служения в г. Тобольске митр. Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню.

Перед своей кончиной 10 июля он отслужил последнюю божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом.

11 июля 1715 г. митр. Иоанн скончался, находясь в молитвенном положении на коленях перед иконой Божией Матери.

Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.

Первоначально мощи святителя находились в Софийско-Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста.

В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков.

21 января 1916 г. во блаженной памяти почивший митр. Тобольский и всея Сибири Иоанн был причтен к лику святых, и его мощи были оставлены в гробнице для поклонения в Софийско-Успенском кафедральном соборе.

В августе 1919 года, перед вступлением в Тобольск частей Красной армии, управляющий Тобольской епархией Берёзовский епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) перенес гроб с мощами святителя в подвальное помещение Тобольского Покровского собора [3].

15 сентября 1920 года мощи были извлечены из подвала и помещены в Покровском соборе.

10 октября 1922 года по распоряжению Тюменского губисполкома на паперти собора в присутствии множества людей комиссией из представителей исполкома и духовенства было произведено вскрытие мощей святителя. Останки выставили на всеобщее обозрение, был устроен антирелигиозный митинг. Некоторое время после вскрытия мощи по-прежнему пребывали в Покровском соборе, затем поступили в антирелигиозный отдел местного краеведческого музея в здании бывшего архиерейского дома.

В июне 1946 года мощи святителя осмотрел посетивший Тобольск Новосибирский и Барнаульский архиепископ Варфоломей (Городцов). В июле он обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей свт. Иоанна церкви. Заручившись поддержкой патриарха, архиепископ Варфоломей отправил 2 марта 1947 года соответствующее ходатайство в Совет по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР [4].

14 июня 1947 года мощи свт. Иоанна были переданы в Покровский кафедральный собор.

Тропарь Иоанну, митр. Тобольскому

Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

  • Нравоучительное зерцало. Чернигов, 1703 и 1707.
  • Алфавит святых (стихотворение). Чернигов, 1705.
  • Богородице Дево. Ижига наречена от Троицы Пресватыя пред веки сложена Иоанном Максимовичем, архиеп. Черниговским. Чернигов, 1707.
  • Толкование на 50 псалом.
  • Феатрон или позор нравоучительный с изложением обязанностей начальников. Чернигов, 1708.
  • Размышление о молитве "Отче наш" (стихи). Чернигов, 1709.
  • Осьм Евангельских блаженств (стихи). Чернигов, 1709.
  • Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный: Пер. с лат. Чернигов, 1709; 2-е изд. М., 1880. CVIII,273 с.; В русском переводе. 5-е изд. Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
  • Богомыслие, "в пользу правоверных, трудолюбием Иоанна, архиеп. Черниговского". Чернигов, 1710.
  • Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей. / Пер. с лат. соч. Дрекселлия. Чернигов, 1714; Переложено с церковно-славянского на русский И. Максимовичем. Киев, 1908.
  • Духовные мысли и рассуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста и о том, что за терпеливое и неропотное ношение оного человек себе получает от Бога. М., 1782, 1847.
  • Божественный Промысел. Сергиев Посад, 1916.

Литература

  • Поселянин Е. Рус. церковь и рус. подв. XVIII в. СПб, 1905, ч. II, с. 166-181.
  • Сулоцкий Жизнь Иоанна Максимовича.
  • Восторгов, прот. Тобольские торжества. М., 1916.
  • Новоявленный угодник Божий Святитель Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири (1715-1915 гг.). Пг., 1916.
  • Попов М.С., свящ. Св. Дим. Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 17, 110, 113, 114.
  • Ефимов А., свящ. Чернигов. Елецкий м-рь. Чернигов, 1903, с. 75, 76, 99, 100, 102, 103, 106, 107.
  • Добровольский П. Черниговский Елецк. Успенский м-рь. Чернигов, с. 56, 58, 59.
  • Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 165, 166.
  • Филарет Ист.-стат. описание Черниговской епархии, с. 52-62.
  • Благовещенский И., прот. Архим. Евгений Казанцев (биограф. очерк). М., 1875, ч. 1, с. 80, 81; ч. III, с. 3.
  • Пекарский Наука и литература при Петре Великом, ч. II, с. 115, 118.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
  • Филарет Обзор рус. дух. лит., с. 211-213.
  • Шляпкин Св. Димитрий Ростовский, с. 283 и др.
  • Денисов, с. 633, 904.
  • Строев П., с. 318, 510, 514, 907.
  • Булгаков, с. 1415, 1417.
  • Н. Д., с. 25, 54.
  • Летопись Е. А., с. 688.
  • Холмский народный календарь, 1917, с. 98-104.
  • Тобольск. губ. вед., 1857, № 20.
  • Тобольск. еп. вед. , 1888, № 18-20.
  • Чернигов. еп. вед., 1892, № 12 и 17.
  • Странник, 1864, январь, с. 5-37.
  • Прав. собес., 1909, январь, с. 82-83, 1911, март, с. 82, 1913, февраль, с. 122, 1915, март, с. 205; июль-август, с. 401.
  • Рус. палом., 1915, № 23, с. 363-364; № 26, с. 412-414; № 28, с. 446-447, 1916, № 25, с. 370-372; № 30, с. 422-425; 430-432; № 31, с. 436-437, 440-442; № 33, с. 466-468; № 37, с. 515.
  • Церков. вестн., 1891, № 33, с. 517.
  • Истор. вестн., 1894, сентябрь, с. 861, 1908, октябрь, с. 238.
  • Рус. старина, 1886, март, с. 589-592.
  • Душеп. чтение, 1916, № 2, с. 13-28; 56-60; № 4, с. 49-54.
  • Новый мир, 1938, № 10, с. 206.
  • Журнал минист. народного просвещ., 1850, № 10.
  • Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 3, с. 422-423.
  • Ж. П. Б., т. VI, с. 65, 67, 68; т. доп. II, с. 573; т. IX, с. 550, 552.
  • Ж. М. П., 1948, № 3, с. 30-33.
  • БЭЛ, т. VII, с. 137-138.
  • БЭС, т. I, с. 1102.
  • РБС, т. VIII, с. 279.
  • ЭС, т. XIII-а, с. 674.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы



[1]  Память обретения мощей в 1914 году.

[2]  Некоторые источники датируют это назначение 1677 годом. Однако, т.к. Свенский монастырь был приписан к Киево-Печерской Лавре в 1681-1682 годах, более вероятна поздняя дата.

[3]  Существует версия, согласно которой при отступлении армии Колчака осенью 1919 года эвакуировалась с пароходом из Тобольска рака с мощами святителя Иоанна Тобольского, которую сопровождал протоиерей Тобольского кафедрального собора Хлынов. С 14 сентября по 6 декабря 1919 г. мощи находились в Томске в Троицком кафедральном соборе. В начале зимы 1919 г. с крестным ходом рака была перенесена на железнодорожную станцию Томск I и отправлена в Иркутский Вознесенский монастырь. Мощи в Иркутск сопровождал еп. Томский Анатолий (Каменский) (см. страницу сайта БД ПСТГУ: <http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...>;)

[4]  ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 611. Л. 4

Редакция текста от: 11.06.2015 08:04:25

"ИОАНН ТОБОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google